В соответствии с Планом работы ГУ ДПО «Институт развития образования» 23 ноября 2017 г. проведены XV Сократовские педагогические чтения «Программа повышения качества образования школы: от проектов до эффектов и результатов», участниками которых стали руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием, руководители общеобразовательных школ и негосударственных образовательных учреждений, педагоги Забайкальского края.

В пленарной части Сократовских педагогических чтений были представлены два доклада: «Коэволюция образования и социальные структуры общества», с которым выступил Зимирев Г.И., главный специалист отдела общего образования Комитета образования, руководитель Лаборатории управления развитием образования, к.с.н.; «Стратегия повышения качества образования: региональные аспекты» Доржинимаевой Тамары Николаевны, заместителя начальника Управления общего образования и воспитания Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края.

В докладе Г.И. Зимирева сделан обзор концепций, разработанных мировой наукой по проблематике развития образования как базового социального института, выполняющего важнейшие функции воспитания, обучения, развития граждан. Докладчик обратил внимание на современные социокультурные, социально-экономические особенности развития образования, актуальность ключевого вопроса о том, является ли образование сколком социально-экономической жизни или социально-экономические изменения порождают обновление образования.

Коэволюция социоструктурных процессов и изменений в образовании означает:

  • во-первых, реализацию принципа учета в образовательной политике социальных аспектов образования - социальных потребностей, социальных факторов (имущественных, территориальных, поселенческих, гендерных);
  • во-вторых, эти социальные аспекты должны быть актуализированы в общественном сознании и на них должно быть акцентировано внимание субъектов политического действия в сфере образования;
  • в-третьих, одной из целей образования должно стать формирование институциональных моделей жизнеустройства и социальных структур будущего.

Доржинимаева Тамара Николаевна, раскрывая региональные аспекты повышения качества образования, подчеркнула особое значение деятельности институтов независимой оценки качества образования, для которых открытость образования является приоритетным показателем его развития. В современных условиях образование является эффективным механизмом консолидации общества. Нормативно- правовое регулирование (федерального и регионального уровней) деятельности общеобразовательных организаций нацелено на достижение качества образования, соответствия результатов образования требованиям заказчиков, ожиданиям потребителей образовательных услуг. Одно из основных условий повышения качества результатов образования ─ реализация Национальной системы учительского роста, включающей модели повышения профессиональной компетентности, непрерывного профессионального развития педагогов.

Далее в соответствии с программой Сократовских педчтений выступили авторы импульс-докладов (импульс − лат. «толчок») по актуальным проблемам проектирования и реализации программ повышения качества образования общеобразовательных школ:

  • Муниципальная программа повышения качества образования как ресурс развития образовательных организаций

    Рюхова Нина Федоровна, председатель Комитета образования Администрации муниципального района «Шилкинский район», к.п.н.

  • Реализация программы повышения качества образования: опыт и проблемы

    Леснянская Лариса Александровна, директор МОУ СОШ п.г.т. Новокручининский, к.п.н

  • Экспертиза программы развития школы как стратегического документа

    Токарева Татьяна Владиславовна, директор МАОУ «Улётовская СОШ»

  • Использование методов социологического исследования в реализации программы повышения качества образования

    Юдина Наталья Александровна, начальник управления учебно-методической и организационной работы ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края

Докладчики фиксировали вопросы-«проблемные точки», вызывающие особые затруднения в реализации программ развития школ и предложенные для обсуждения:

  • роль и место мониторинга в обеспечении качества управления реализацией программ и достижении эффективного режима деятельности образовательных организаций;
  • системный, анализ результатов реализации программ и принятие управленческих решений;
  • «поэтапная» корректировка дорожных карт в соответствии с изменениями условий реализации программ;
  • экспертиза программы развития школы как стратегического документа;
  • сущность стратегического управления: экстраполяция результатов из настоящего в будущее или из будущего – в настоящее;
  • качество образовательных результатов обучающихся как основная цель программы развития образовательной организации: использование социологических методов исследования в оценке личностных результатов обучающихся и другие.

Формат панельной дискуссии, предполагающий обсуждение группой людей актуальной проблемы, позволил участникам педагогических чтений высказать точку зрения, комментарий к высказыванию, обобщение по теме.

В рамках XV Сократовских педагогических чтений состоялся межрегиональный вебинар «Распространение и внедрение в субъектах Российской Федерации моделей и механизмов финансовой и методической поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях» в рамках реализации мероприятий по направлению 2.2.«Повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов» Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.

В работе вебинара приняли участие руководители, педагоги, стратегические команды общеобразовательных организаций-пилотных школ, руководители и специалисты органов управления образованием Забайкальского края, а также руководители школ, педагоги Иркутской области, Красноярского края и другие.

Программа ХV Сократовских педагогических чтений

Материалы пленарных докладов и импульс-докладов:

Материалы вебинара:

Порш Л. А., зав. кафедрой образовательного менеджмента ИРО Забайкальского края, к.ф. н.