27-28.04.2023 - XIII Всероссийский симпозиум «Современные тенденции и перспективы развития доступного образования детей с особыми образовательными потребностями»

27-28 апреля 2023 года состоялся XIII Всероссийский симпозиум «Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с ОВЗ» (далее – Симпозиум). Организаторами Симпозиума выступили Министерство образования и науки Забайкальского края, ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».

Симпозиум – социально значимое мероприятие в системе образования Забайкальского края, объединяющее усилия науки, практики и общественности в развитии доступного и качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, является важным шагом в процессе построения общества равных возможностей, когда внимание к вопросам всестороннего развития человека вне зависимости от его физических данных становится безусловным приоритетом и нормой жизни.

Участниками Симпозиума стали специалисты органов управления образованием, руководители и педагогические работники организаций дошкольного, общего, специального, дополнительного и профессионального образования, специалисты внутришкольных служб комплексного сопровождения и Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, руководители и специалисты учреждений социальной защиты и здравоохранения, родительская общественность - всего более 360 человек.

В работе симпозиума приняли участие специалисты гг. Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Иркутск; Хабаровск, Владивосток; Пермского края; Республики Марий Эл, Республики Бурятия, Удмурдской Республики; Сахалинской и Псковской областей.

В рамках Симпозиума проведено заседание Ассоциации специальных педагогов. Участники Ассоциации акцентировали внимание на вопросах научно-методического сопровождения специалистов, развития профессиональных компетенций для достижения основной цели – доступного и качественного образования детей с ОВЗ и инвалидов. В рамках деятельности Ассоциации прошли выборы руководителя и актива Ассоциации. Состоялось обсуждение проекта плана работы Ассоциации на 2023 год.

Также прошло заседание Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края. Проблемное поле в деятельности педагога-психолога, предложенное в формате панельной дискуссии «Практическая психология образования: вызовы и перспективы» позволило определить стратегические и тактические цели развития Службы практической психологии образования. Мастер-классы педагогов-психологов, предложенные в интерактивном мероприятии Ассоциации, способствуют организации системы комплексного взаимодействия для успешной адаптации, создания комфортной социокультурной среды и психолого-медико-педагогического сопровождения детей. Участники мастер-классов отметили, что должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения и воспитания, позволяют стимулировать учебную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Подробнее...

       Сертификаты сгенерированы в автоматическом режиме, используя данные, которые были введены участниками в электронную форму. В случае обнаружения неточностей просим обращаться на электронную почту: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Подробнее...

Модератор: Гарднер В.В., к.п.н., ректор ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».

Аналитик: Порш Л.А., к.ф.н., доцент кафедры управления образовательными организациями ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».

 В начале Пленарного заседания с приветственным словом к участникам обратилась Гарднер В. В., ректор ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», которая. подчеркнула особую актуальность проблем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в современных условиях нарастания темпов социально-экономических, культурно-исторических изменений, порождающих обновление запросов родителей к качеству образования детей. Поэтому на 5 площадках Симпозиума, с участием более 300 человек, состоялось общественно-профессиональное обсуждение особенностей, условий, преимуществ, недостатков обеспечения доступности и качества образования детей, имеющих ограничения, связанные с возможностями здоровья и жизнедеятельности.

 

Клименко Т. К., и. о. министра образования и науки Забайкальского края, в докладе «Актуальное состояние и тенденции развития практики образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Забайкальском крае» отметила приоритетность, для региональной системы образования, создания доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее-дети с ОВЗ), которых в настоящее время 10658 чел. (из них 2235чел. - дошкольного возраста; 8423 чел. - в возрасте от 7 до 18лет), а также детей с инвалидностью (5599 чел., из них- 1420 чел. дошкольного возраста; 4179 чел. - в возрасте от 7 до 18 лет). Далее, проанализировав, нормативно-правовую базу, Клименко Т. К. представила количественный состав инфраструктуры организаций, обеспечивающих образование детей с ОВЗ, детей с инвалидностью.

Подробнее...

Модератор: Ли С.М., к.филос.н., директор ГУ «Центр психолого-педагогической, медицинско-социальной помощи «ДАР» Забайкальского края».

Аналитик: Швец Н.В., заместитель директора по учебно-методической работе ГУ «Центр психолого-педагогической, медицинско-социальной помощи «ДАР» Забайкальского края».

28 апреля 2023 года проведено обсуждение вопросов в формате круглого стола, в ходе которого участниками рассмотрены современные подходы к организации комплексной реабилитации семьи с ребенком с нарушениями развития от рождения на каждом из этапов образования длиною в жизнь.

Спикеры круглого стола – специалисты в области специального образования и реабилитации детей с ОВЗ и инвалидностью и их семей, начиная с раннего возраста.

Представителями ГУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «ДАР» Забайкальского края», ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир», ГБУСО «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов «РОСТОК» Забайкальского края» представлен опыт организации деятельности службы ранней помощи в образовательных и социальных учреждениях Забайкальского края. Ранняя помощь является ключевой точкой роста комплексного сопровождения.

Подробнее...

Модераторы: Мысникова Э.А., доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».

Аналитик: Кутырева Е.Ю.., старший преподаватель кафедры психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».

28 апреля 2023 года работала консультационная площадка «Медико-биологические подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями развития».

Участниками площадки стали специалисты ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи ДОО, СОШ, ГКУЗ КСДР №1, частные логопеды г. Читы и Забайкальского края. Очно присутствовали 15 человек, подключились – 21 человек.

Работа площадки была организована в формате диалога с приглашенным специалистом Тарховым А. Ю. – врачом-неврологом, эпилептологом, главным врачом клиники «The Time» Забайкальский края.

Мысникова Э.А. отметила актуальность комплексного подхода в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями развития на современном этапе развития образования и предложила вопросы для обсуждения: какое отношение имеет врач-невролог к лечению ребенка; чем врач-невролог отличается от врача-психиатра; с какими проблемами и когда родителям необходимо получить консультацию невролога; действительно ли существует увеличение количества детей с РАС, что это за диагноз и каковы начальные симптомы, на которые необходимо обратить внимание; нужна ли помощь невролога детям с УО (интеллектуальными нарушениями) и ЗПР.

Подробнее...