Симпозиумы
РЕЗОЛЮЦИЯ XIII Всероссийского симпозиума «Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с ОВЗ»
- Подробности
-
Опубликовано: 17 мая 2023
27-28 апреля 2023 года состоялся XIII Всероссийский симпозиум «Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с ОВЗ» (далее – Симпозиум). Организаторами Симпозиума выступили Министерство образования и науки Забайкальского края, ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».
Симпозиум – социально значимое мероприятие в системе образования Забайкальского края, объединяющее усилия науки, практики и общественности в развитии доступного и качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, является важным шагом в процессе построения общества равных возможностей, когда внимание к вопросам всестороннего развития человека вне зависимости от его физических данных становится безусловным приоритетом и нормой жизни.
Участниками Симпозиума стали специалисты органов управления образованием, руководители и педагогические работники организаций дошкольного, общего, специального, дополнительного и профессионального образования, специалисты внутришкольных служб комплексного сопровождения и Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, руководители и специалисты учреждений социальной защиты и здравоохранения, родительская общественность - всего более 360 человек.
В работе симпозиума приняли участие специалисты гг. Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Иркутск; Хабаровск, Владивосток; Пермского края; Республики Марий Эл, Республики Бурятия, Удмурдской Республики; Сахалинской и Псковской областей.
В рамках Симпозиума проведено заседание Ассоциации специальных педагогов. Участники Ассоциации акцентировали внимание на вопросах научно-методического сопровождения специалистов, развития профессиональных компетенций для достижения основной цели – доступного и качественного образования детей с ОВЗ и инвалидов. В рамках деятельности Ассоциации прошли выборы руководителя и актива Ассоциации. Состоялось обсуждение проекта плана работы Ассоциации на 2023 год.
Также прошло заседание Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края. Проблемное поле в деятельности педагога-психолога, предложенное в формате панельной дискуссии «Практическая психология образования: вызовы и перспективы» позволило определить стратегические и тактические цели развития Службы практической психологии образования. Мастер-классы педагогов-психологов, предложенные в интерактивном мероприятии Ассоциации, способствуют организации системы комплексного взаимодействия для успешной адаптации, создания комфортной социокультурной среды и психолого-медико-педагогического сопровождения детей. Участники мастер-классов отметили, что должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения и воспитания, позволяют стимулировать учебную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Участники симпозиума обсудили широкий круг теоретико-методологических, организационно-управленческих, методических вопросов организации качественного и доступного образования на следующих мероприятиях Симпозиума:
- Презентационный митап «Эффективные практики формирования жизненных компетенций у детей с особыми образовательными потребностями»
- Стратегическая сессия «Информационно-просветительская деятельность, направленная на толерантное отношение к детям-инвалидам и обучающимся с ОВЗ»;
- Проблемный семинар «Актуальные проблемы деятельности специальных (коррекционных) школ»;
- Консультационная площадка «Медико-биологические подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями развития»;
- Круглый стол «Комплексное сопровождение семьи ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида»;
- Консультационная площадка «Госпитальная педагогика: особенности организации образовательной деятельности для детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях».
В ходе работы пленарного заседания и тематических площадок были актуализированы вопросы:
- опыт и стратегии межведомственного взаимодействия в реализации информационно-просветительских мероприятий, направленных на толерантное отношение к детям-инвалидам и обучающимся с ОВЗ;
- изменения в государственной образовательной политике в сфере образования детей с ОВЗ;
- внесение изменений в АООП в соответствии с современными вызовами
- медико-биологические подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями развития;
- социальное партнерство семей, заинтересованных лиц, различных организаций и общества в целях образовательной и социальной интеграции детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
- использование современных методик, технологий, приемов обучения и воспитания, организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образования в условиях медицинской организации/стационара;
- тьюторское сопровождение образовательной деятельности, в том числе, обучающихся с ООП (особыми образовательными потребностями);
- организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов и взаимодействие всех субъектов образовательной деятельности;
- пути формирования готовности педагогов к повышению своего профессионального мастерства в плане овладения современными образовательными технологиями при организации деятельности с обучающимися с ОВЗ;
- распространение передового опыта, лучших педагогических практик в работе с детьми с ОВЗ, стимулирование методического творчества и инновационной деятельности педагогов образовательных организаций по сопровождению детей с ОВЗ.
Участники Симпозиума отмечают, что в современных условиях изменения образовательного пространства проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ выходят на первый план в психолого-педагогических исследованиях и определяют векторы обновления общего и специального образования.
Участники Симпозиума констатируют, что одним из основных условий устойчивого развития образования является непрерывное развитие и совершенствование профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетентности. От профессионального уровня педагога зависит качество и доступность образования детей с ОВЗ и инвалидов, а, в целом, социально-экономическое и духовное развитие общества.
Признавая актуальность и ценность межведомственного взаимодействия в реализации информационно-просветительских мероприятий, а также, акцентируя внимание на особенности организации образовательной деятельности для детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях необходимо поддержать внедрение предложенных в рамках симпозиума лучших педагогических практик инновационного опыта в систему специального образования детей с ОВЗ, в сферу инклюзивного дошкольного и школьного образования, в содержание подготовки специалистов в области специального образования.
Участники симпозиума рекомендуют:
Министерству образования Забайкальского края:
- усилить взаимодействие между Министерством образования Забайкальского края, Министерством здравоохранения и Министерством труда и социального развития по решению организационных вопросов межведомственного взаимодействия в реализации информационно-просветительских мероприятий, направленных на толерантное отношение к детям-инвалидам и обучающимся с ОВЗ;
- повысить взаимодействие между Министерством образования Забайкальского края, Министерством здравоохранения по организации образовательной деятельности для детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях;
- содействовать конструктивному сотрудничеству на условиях позитивного партнерства образовательных организаций с общественными и родительскими организациями и другими социальными партнерами, в сферу деятельности которых входит сопровождение детей с ОВЗ и детей с инвалидностью;
- обратиться к Правительству Забайкальского края с просьбой о сохранении подведомственности (специальных) образовательных организациях МОЗК с целью сохранения эффективной системы работы с детьми с интеллектуальными нарушениями в отдельных (специальных) образовательных организациях;
- организовать проведение предметных олимпиад для детей с интеллектуальными нарушениями.
Муниципальным органам управления образованием
- создать банк инклюзивных практик по информационно-просветительской деятельности, направленной на толерантное отношение к детям с нарушением развития, для их распространения и трансляции.
- создать условия для освоения программ профессионального обучения лицами с инвалидностью (выраженные интеллектуальные нарушения);
- увеличить спектр перечня профессий для обучения детей с интеллектуальными нарушениями.
Институту развития образования Забайкальского края:
- реализовать систему мероприятий по обеспечению информацией педагогов и руководителей образовательных организаций, касающихся изменений в государственной образовательной политике в сфере образования детей с ОВЗ на всех уровнях образования;
- совершенствовать банк информационно-методических материалов по использованию современных методик, технологий, приемов обучения и воспитания, организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образования в условиях медицинской организации/стационара;
- актуализировать план межведомственного взаимодействия в реализацииинформационно-просветительских мероприятий, направленных на толерантное отношение к детям-инвалидам и обучающимся с ОВЗ.
- организовать постоянно действующий семинар для педагогов и родителей с приглашением специалистов медико-биологического профиля, учитывая необходимость рассматривать проблему обучения и воспитания детей с нарушениями развития комплексно.
- включить в Методическую среду актуальную информацию о соблюдении прав обучающихся с ОВЗ для МОУО (из пленарного доклада)
Руководителям образовательных организаций:
- обеспечить право на образование детям с ОВЗ и инвалидам в соответствии с обновленной нормативно-правовой базой;
- содействовать конструктивному сотрудничеству на условиях позитивного партнерства образовательных организаций с общественными и родительскими организациями и другими социальными партнерами, в сферу деятельности которых входит сопровождение детей с ОВЗ и детей с инвалидностью;
- инициировать образовательные организации для заключения соглашения с ГБУСО «ЦМСРИ «Росток» по проведению «Уроков понимания» для формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ;
- расширить возможности получения дополнительного образования на базе образовательной организации для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
- проводить популяризацию мероприятий, направленных на толерантное отношение к детям-инвалидам и обучающимся с ОВЗ с активным привлечением СМИ.
Общественным организациям:
• организовать информационную поддержку родителей детей с ОВЗ и детей с инвалидностью;
• продолжить проведение общественного контроля (мониторинг и оценку), учитывающего не только количественные, но и качественные показатели реализации прав обучающихся с ОВЗ и лиц с инвалидностью на доступное качественное образование по месту жительства («Региональное отделение Всероссийской организации родителей детей инвалидов и инвалидов старше 18-ти лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающимися в представлении своих интересов» (ВОРДИ);
- подготовить и опубликовать в СМИ данные результатов мониторинга (ВОРДИ)
- участвовать в разработке и принятии решений экспертными советами и рабочими группами при государственных учреждениях, занимающихся вопросами образовательной и социальной инклюзии;
- проводить общественную кампанию по просвещению родителей о принципах и целях образования детей с ОВЗ и инвалидов.