27-28 апреля 2023 года состоялся XIII Всероссийский симпозиум «Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с ОВЗ» (далее – Симпозиум). Организаторами Симпозиума выступили Министерство образования и науки Забайкальского края, ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».

Симпозиум – социально значимое мероприятие в системе образования Забайкальского края, объединяющее усилия науки, практики и общественности в развитии доступного и качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, является важным шагом в процессе построения общества равных возможностей, когда внимание к вопросам всестороннего развития человека вне зависимости от его физических данных становится безусловным приоритетом и нормой жизни.

Участниками Симпозиума стали специалисты органов управления образованием, руководители и педагогические работники организаций дошкольного, общего, специального, дополнительного и профессионального образования, специалисты внутришкольных служб комплексного сопровождения и Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, руководители и специалисты учреждений социальной защиты и здравоохранения, родительская общественность - всего более 360 человек.

В работе симпозиума приняли участие специалисты гг. Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Иркутск; Хабаровск, Владивосток; Пермского края; Республики Марий Эл, Республики Бурятия, Удмурдской Республики; Сахалинской и Псковской областей.

В рамках Симпозиума проведено заседание Ассоциации специальных педагогов. Участники Ассоциации акцентировали внимание на вопросах научно-методического сопровождения специалистов, развития профессиональных компетенций для достижения основной цели – доступного и качественного образования детей с ОВЗ и инвалидов. В рамках деятельности Ассоциации прошли выборы руководителя и актива Ассоциации. Состоялось обсуждение проекта плана работы Ассоциации на 2023 год.

Также прошло заседание Ассоциации педагогов-психологов образования Забайкальского края. Проблемное поле в деятельности педагога-психолога, предложенное в формате панельной дискуссии «Практическая психология образования: вызовы и перспективы» позволило определить стратегические и тактические цели развития Службы практической психологии образования. Мастер-классы педагогов-психологов, предложенные в интерактивном мероприятии Ассоциации, способствуют организации системы комплексного взаимодействия для успешной адаптации, создания комфортной социокультурной среды и психолого-медико-педагогического сопровождения детей. Участники мастер-классов отметили, что должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения и воспитания, позволяют стимулировать учебную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Участники симпозиума обсудили широкий круг теоретико-методологических, организационно-управленческих, методических вопросов организации качественного и доступного образования на следующих мероприятиях Симпозиума:

 

  • Презентационный митап «Эффективные практики формирования жизненных компетенций у детей с особыми образовательными потребностями»
  • Стратегическая сессия «Информационно-просветительская деятельность, направленная на толерантное отношение к детям-инвалидам и обучающимся с ОВЗ»;
  • Проблемный семинар «Актуальные проблемы деятельности специальных (коррекционных) школ»;
  • Консультационная площадка «Медико-биологические подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями развития»;
  • Круглый стол «Комплексное сопровождение семьи ребенка с ОВЗ и ребенка-инвалида»;
  • Консультационная площадка «Госпитальная педагогика: особенности организации образовательной деятельности для детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях».

В ходе работы пленарного заседания и тематических площадок были актуализированы вопросы:

  • опыт и стратегии межведомственного взаимодействия в реализации информационно-просветительских мероприятий, направленных на толерантное отношение к детям-инвалидам и обучающимся с ОВЗ;
  • изменения в государственной образовательной политике в сфере образования детей с ОВЗ;
  • внесение изменений в АООП в соответствии с современными вызовами
  • медико-биологические подходы к обучению и воспитанию детей с нарушениями развития;
  • социальное партнерство семей, заинтересованных лиц, различных организаций и общества в целях образовательной и социальной интеграции детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
  • использование современных методик, технологий, приемов обучения и воспитания, организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образования в условиях медицинской организации/стационара;
  • тьюторское сопровождение образовательной деятельности, в том числе, обучающихся с ООП (особыми образовательными потребностями);
  • организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов и взаимодействие всех субъектов образовательной деятельности;
  • пути формирования готовности педагогов к повышению своего профессионального мастерства в плане овладения современными образовательными технологиями при организации деятельности с обучающимися с ОВЗ;
  • распространение передового опыта, лучших педагогических практик в работе с детьми с ОВЗ, стимулирование методического творчества и инновационной деятельности педагогов образовательных организаций по сопровождению детей с ОВЗ.

Участники Симпозиума отмечают, что в современных условиях изменения образовательного пространства проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ выходят на первый план в психолого-педагогических исследованиях и определяют векторы обновления общего и специального образования.

Участники Симпозиума констатируют, что одним из основных условий устойчивого развития образования является непрерывное развитие и совершенствование профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетентности. От профессионального уровня педагога зависит качество и доступность образования детей с ОВЗ и инвалидов, а, в целом, социально-экономическое и духовное развитие общества.

Признавая актуальность и ценность межведомственного взаимодействия в реализации информационно-просветительских мероприятий, а также, акцентируя внимание на особенности организации образовательной деятельности для детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях необходимо поддержать внедрение предложенных в рамках симпозиума  лучших педагогических практик инновационного опыта в систему специального образования детей с ОВЗ, в сферу инклюзивного дошкольного и школьного образования, в содержание подготовки специалистов в области специального образования.

Участники симпозиума рекомендуют:

Министерству образования Забайкальского края:

 

  • усилить взаимодействие между Министерством образования Забайкальского края, Министерством здравоохранения и Министерством труда и социального развития по решению организационных вопросов межведомственного взаимодействия в реализации информационно-просветительских мероприятий, направленных на толерантное отношение к детям-инвалидам и обучающимся с ОВЗ;
  • повысить взаимодействие между Министерством образования Забайкальского края, Министерством здравоохранения по организации образовательной деятельности для детей, находящихся на длительном лечении в медицинских учреждениях;
  • содействовать конструктивному сотрудничеству на условиях позитивного партнерства образовательных организаций с общественными и родительскими организациями и другими социальными партнерами, в сферу деятельности которых входит сопровождение детей с ОВЗ и детей с инвалидностью;
  • обратиться к Правительству Забайкальского края с просьбой о сохранении подведомственности (специальных) образовательных организациях МОЗК с целью сохранения эффективной системы работы с детьми с интеллектуальными нарушениями в отдельных (специальных) образовательных организациях;
  • организовать проведение предметных олимпиад для детей с интеллектуальными нарушениями.

Муниципальным органам управления образованием

  • создать банк инклюзивных практик по информационно-просветительской деятельности, направленной на толерантное отношение к детям с нарушением развития, для их распространения и трансляции.
  • создать условия для освоения программ профессионального обучения лицами с инвалидностью (выраженные интеллектуальные нарушения);
  • увеличить спектр перечня профессий для обучения детей с интеллектуальными нарушениями.

 

Институту развития образования Забайкальского края:

  • реализовать систему мероприятий по обеспечению информацией педагогов и руководителей образовательных организаций, касающихся изменений в государственной образовательной политике в сфере образования детей с ОВЗ на всех уровнях образования;
  • совершенствовать банк информационно-методических материалов по использованию современных методик, технологий, приемов обучения и воспитания, организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образования в условиях медицинской организации/стационара;
  • актуализировать план межведомственного взаимодействия в реализацииинформационно-просветительских мероприятий, направленных на толерантное отношение к детям-инвалидам и обучающимся с ОВЗ.
  • организовать постоянно действующий семинар для педагогов и родителей с приглашением специалистов медико-биологического профиля, учитывая необходимость рассматривать проблему обучения и воспитания детей с нарушениями развития комплексно.
  • включить в Методическую среду актуальную информацию о соблюдении прав обучающихся с ОВЗ для МОУО (из пленарного доклада)

Руководителям образовательных организаций:

  • обеспечить право на образование детям с ОВЗ и инвалидам в соответствии с обновленной нормативно-правовой базой;
  • содействовать конструктивному сотрудничеству на условиях позитивного партнерства образовательных организаций с общественными и родительскими организациями и другими социальными партнерами, в сферу деятельности которых входит сопровождение детей с ОВЗ и детей с инвалидностью;
  • инициировать образовательные организации для заключения соглашения с ГБУСО «ЦМСРИ «Росток» по проведению «Уроков понимания» для формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ;
  • расширить возможности получения дополнительного образования на базе образовательной организации для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
  • проводить популяризацию мероприятий, направленных на толерантное отношение к детям-инвалидам и обучающимся с ОВЗ с активным привлечением СМИ.

Общественным организациям:

• организовать информационную поддержку родителей детей с ОВЗ и детей с инвалидностью;

• продолжить проведение общественного контроля (мониторинг и оценку), учитывающего не только количественные, но и качественные показатели реализации прав обучающихся с ОВЗ и лиц с инвалидностью на доступное качественное образование по месту жительства («Региональное отделение Всероссийской организации родителей детей инвалидов и инвалидов старше 18-ти лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающимися в представлении своих интересов» (ВОРДИ);

  • подготовить и опубликовать в СМИ данные результатов мониторинга (ВОРДИ)
  • участвовать в разработке и принятии решений экспертными советами и рабочими группами при государственных учреждениях, занимающихся вопросами образовательной и социальной инклюзии;
  • проводить общественную кампанию по просвещению родителей о принципах и целях образования детей с ОВЗ и инвалидов.