Симпозиумы
Аналитический отчет о Пленарном заседании XIII Всероссийского симпозиума «Современные тенденции и перспективы развития доступного и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»
- Подробности
-
Опубликовано: 30 апреля 2023
Модератор: Гарднер В.В., к.п.н., ректор ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».
Аналитик: Порш Л.А., к.ф.н., доцент кафедры управления образовательными организациями ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».
В начале Пленарного заседания с приветственным словом к участникам обратилась Гарднер В. В., ректор ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», которая. подчеркнула особую актуальность проблем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в современных условиях нарастания темпов социально-экономических, культурно-исторических изменений, порождающих обновление запросов родителей к качеству образования детей. Поэтому на 5 площадках Симпозиума, с участием более 300 человек, состоялось общественно-профессиональное обсуждение особенностей, условий, преимуществ, недостатков обеспечения доступности и качества образования детей, имеющих ограничения, связанные с возможностями здоровья и жизнедеятельности.
Клименко Т. К., и. о. министра образования и науки Забайкальского края, в докладе «Актуальное состояние и тенденции развития практики образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Забайкальском крае» отметила приоритетность, для региональной системы образования, создания доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее-дети с ОВЗ), которых в настоящее время 10658 чел. (из них 2235чел. - дошкольного возраста; 8423 чел. - в возрасте от 7 до 18лет), а также детей с инвалидностью (5599 чел., из них- 1420 чел. дошкольного возраста; 4179 чел. - в возрасте от 7 до 18 лет). Далее, проанализировав, нормативно-правовую базу, Клименко Т. К. представила количественный состав инфраструктуры организаций, обеспечивающих образование детей с ОВЗ, детей с инвалидностью.
В целях развития инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, создания специальных условий для обучающихся в апреле 2022 г. Минобразования Забайкальского края, совместно с Министерствами: труда и социальной защиты населения, здравоохранения, физической культуры и спорта, утвержден Межведомственный комплексный план по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха на период до 2030 года. Поддержка образования детей с ОВЗ осуществляется в рамках проекта «Доброшкола» федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Привлечение грантовых средств, партнеров (в 2022г.- более 1 млн. руб.) способствует организации дошкольного, общего, дополнительного образования в краевом онкологическом диспансере для длительно болеющих детей.
В основу перспектив развития образования детей с ОВЗ Забайкальского края включены положения, обозначенные в документе «Приоритетные направления развития образования обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями», утвержденном Министром просвещения Российской Федерации С.С. Кравцовым 30 декабря 2022 г.
Шариков С. В., руководитель проекта госпитальных школ России «УчимЗнаем», PhD (г. Москва), Соловьева Т. А., директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики, (г. Москва), в совместном приветствии назвали площадку «УчимЗнаем» Забайкальского края лидером федерального проекта, а вопросы образования детей с ОВЗ, детей с инвалидностью «интегрированными» с вопросами социальной реабилитации и одновременно «дифференцированными», так как рассматриваются отдельно, как и проблемы детей, испытывающих трудности в обучении, детей, для которых русский язык не является родным, проблемами госпитальной педагогики.
Абкович А. Я, заведующая лабораторией образования и комплексной абилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями развития ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», к.п.н. (г. Москва), в сообщении «Актуальные изменения государственной образовательной политики в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья» проанализировала сущность изменений, внесенных в федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» (371-ФЗ) и статью 1 федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (247-ФЗ), обратив особое внимание на отличия федеральной основной общеобразовательной программы от «примерной»; усиление воспитательного компонента в образовании; обновленные санитарно-гигиенические нормы иправила; структуру программно-методического обеспечения общего образования обучающихся с ОВЗ.
Корме этого, Ябковч А. Я. осуществила детальный «разбор» структуры федеральных адаптированных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего образования для обучающихся с ОВЗ ; федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), варианты 1 и 2, а также указала перечень адаптированных образовательных программ, которые должны быть разработаны образовательными организациями (на основе федеральных) к 01 сентября 2023 года.
Портнова Л. К., заведующая кафедрой психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», познакомила участников Симпозиума с содержанием, структурными элементами модели научно-методического сопровождения профессионального развития педагогов, базирующейся на принципах индивидуализации подходов, консолидации усилий, персонификации программ, дифференциации содержания, непрерывностипроцесса, многообразии форм взаимодействия. Среди основных направлений научно-методического сопровождения педагогов названы следующие: повышение квалификации; выявление, обобщение и распространение лучших практик; профессиональное сотрудничество, разработка и реализация инновационных образовательных проектов и другие,
Дамбуева А. Б., ректор ГАУ ДПО Республики Бурятия «Бурятский республиканский институт образовательной политики» (Республика Бурятия), в выступлении «Профессиональные компетенции педагогических работников в области специального и инклюзивного образования: новые вызовы» представила сеть образовательных организаций, в которых обучаются дети с ОВЗ, отметив специфику результатов образования в необходимости развития социальных, житейских навыков.
В Республике Бурятия создан Центр развития адаптивного образования, специалисты которого разрабатывают программы курсов повышения квалификации, стажировочных площадок, мастер-классов для педагогов, обучающих детей с ОВЗ. Разработаны и реализуются дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки «Олигофренопедагогика», «Логопедия», которые востребованы также педагогами из Монголии. В 2022г. 85 чел., монгольских педагогов освоили программу «Логопедия».
Кохан С. Т., директор Регионального центра инклюзивного образования, заведующий научно-образовательным центром «Экология и здоровье человека» ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», в выступлении «Развитие высшего инклюзивного образования в Забайкальском крае» раскрыл содержание, организационные механизмы, психолого-педагогическое, информационное обеспечение инклюзивного образования ЗабГУ, В университете обучаются 82 студента с ОВЗ. Создана современная образовательная среда, которая непрерывно модернизируется. Приоритетными направлениями развития инклюзивного образования ЗабГУ, сформированными на основе учета запросов студентов, их родителей, являются следующие:
- создание доступной среды обучения;
-внедрение технологий психолого-педагогического, медицинского сопровождения студентов с особыми адаптивными возможностями;
-поддержка связи с выпускниками вуза и другие;
Опыт обучения студентов с ОВЗ преподаватели ЗабГУ транслируют коллегам из российских и зарубежных образовательных организаций.
Выступление Горностаева И. С., ведущего методиста отдела апробации и методического сопровождения ООО «Мобильное электронное образование», старшего преподавателя кафедры Специального дефектологического образования АНО ВО «Российский Новый Университет» (г. Москва), «Реализация федеральных адаптированных программ с использованием цифровой образовательной среды» посвящено актуальной теме применения возможностей цифровизации для обучения детей с ОВЗ и детей с инвалидностью.
После анализа нормативно-правового обеспечения федеральных основных и федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ, раскрытия преимуществ дифференцированного и деятельностного подходов при разработке адаптированных программ обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Горностаев И. С. рассказал о возможностях использования адаптированного контента детьми с ОВЗ, дистанционных технологий обучающимися с инвалидностью при изучении учебных предметов, а также форматах методической поддержки педагогов, представленных компанией «Мобильное Электронное Образование» (МЭО). разработчика цифровой образовательной среды.
«Деятельность Службы социального сопровождения семей «Семейная приемная ВОРДИ» в Забайкальском крае по соблюдению прав обучающихся с ОВЗ на доступное и качественное образование-тема выступления Чепуренко Светланы Александровны, председателя «Регионального отделения Всероссийской организации родителей детей инвалидов и инвалидов старше 18-ти лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающимися в представлении своих интересов». Организация является Региональным отделением Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ), созданной в 2018 году. Подобные организации действуют в 73 субъектах Российской Федерации. Целевые группы Региональных отделений -дети и взрослые с инвалидностью. В рамках проекта ВОРДИ, целью реализации которого является улучшение качества жизни семей с детьми-инвалидами и инвалидами с детства «18+» посредством оказания информационно-консультационной помощи по вопросам в сфере инвалидности и организации социального сопровождения семей на базе сформированной сети консультационных пунктов, в Забайкальском крае создана региональная «Служба социального сопровождения семей «Семейная приемная ВОРДИ» Забайкальского края». Команда «Службы» использует различные формы обеспечения социального сопровождения, взаимодействия с целевыми группами, информирования населения о направлениях работы.
Тощев Максим Николаевич, менеджер проектов ООО «АЛМА»(г. Москва), в сообщении «Современное интерактивное оборудование и программное обеспечение» рассказало новых образовательных продуктах российского производителя современного, интерактивного оборудования «Алма», которые помогают детям успешно играть, эффективно обучаться и развиваться. Компания обеспечивает дошкольные учреждения, школы, библиотеки всем необходимым оборудованием для организации образовательной деятельности на высоком технологическом уровне с применением компьютерного, коррекционного оборудования, готовых кабинетов, технических средств для изучения учебных предметов и учебных курсов (Родной язык», «Родная литература», «Экология», «Основы финансовой грамотности» и другие); проведения мероприятий патриотической направленности.
Материалы выступлений, а также видеовыступление Удаловой А. С., зав. кафедрой специального образования АОУ ДПО «Институт развития образования» (Удмуртская Республика) «Развитие личностного потенциала как одно из приоритетных направлений развития системы образования обучающихся с ОВЗ» размещены по ссылке
(https://disk.yandex.ru/d/oGbfY-bpNQ27bw)
#ГодНаставника2023, #ГодПедагога2023, #Забайкальскийкрай, #ГодПедагогаНаставника, #ГПиН2023