В первый день в работе сессии приняли участие 40 педагогов из 10 районов Забайкальского края.
Открыла инновационную сессию Б.Б. Дамбаева, ректор ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края». В своем выступлении она обратила особое внимание на то, что темы инновационных сессий всегда выбираются в соответствии требованиями современного образования. Их задачами является определение стратегических целей образования на всех уровнях (школьный, муниципальный, региональный).
Проблемы, рассматриваемые в рамках настоящей сессии, разрабатывались совместно двумя институтами (ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», ГАУ ДПО АИПКРСС): это формирование фондов оценочных средств и разработка технологических пакетов.
Далее с лекцией по теме «Культурно-историческая теория Л.С. Выготского о развитии личности» в рамках деятельности Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание» выступила Т.К. Клименко (декан психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», д.п.н., профессор, член Общественной Палаты РФ).
В 2016 г. исполнилось 120 лет со дня рождения Л.С. Выготского.
В лекции были представлены вехи биографии Л.С. Выготского: годы жизни 17.11.1896-11.06.1934, с отличием закончил гимназию, затем Московский императорский университет (МГУ), юридический факультет, одновременно - Университет Шанявского (МПГУ), историко-философский факультет. Затем работал в школе в г. Гомель, в 1924 г. приглашен в Москву в экспериментальный институт психологии.
Главный акцент Т.К. Клименко сделала на основных идеях Л.С. Выготского: основные психические образования (память, мышление, воображение, чувства); развитие человеческой психики как культурного феномена: от социального к индивидуальному; социальная ситуация развития как отношение между ребенком и социальной действительностью, наполненной конкретным культурным содержанием.
Один из центральных моментов в трудах Л.С. Выготского является понятие «зона ближайшего развития», которая включает актуальное развитие (то, что представляет из себя ребенок сегодня) и некоторое пространство (то, что ребенок сегодня делает с помощью, а завтра сможет делать самостоятельно). «Зона ближайшего развития» – это индивидуальный показатель. Она есть у всех, и она обязательно должна развиваться и у учителя. «Ничего не делая со взрослым, не меняя его сознания, ничего нельзя изменить и в ребенке» (Л.С. Выготский).
Затем с докладом «Автоматизированная информационная система по сопровождению деятельности региональных инновационных площадок» выступили Грешилова И.А. (проректор ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края») и Казакова Л.И. (проректор, директор центра информационных технологий образования и дистанционного обучения ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»).
В выступлении И.А.Грешиловой было отмечено: в 2012 г. Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края утверждено положение о региональной инновационной площадке, таким образом, краевая научно-образовательная инновационная сессия является тем мероприятием, где можно представить свой опыт, получить консультацию или методическую помощь. Далее были названы основные направления деятельности региональных инновационных площадок и сделан акцент на необходимости автоматизации отчетов об инновационной деятельности.
Л.И. Казакова рассказала о об особенностях работы с автоматизированной информационной системой по сопровождению деятельности региональных инновационных площадок.
После обеда работы сессии была продолжена в 3 группах по темам: «Инновационные компетентностно-ориентированные оценочные средства и технологи» (1 группа), «Современные формы обобщения и представления педагогического опыт: технологический пакет» (2 группа), «Практика развивающего обучения» (3 группа).
В рамках тематического содержания деятельности в группах были проведены мастер-классы, целью которых была демонстрация практического опыта применения современных образовательных технологий.
С мастер-классами выступили:
- в 1 группе:
- Жалсанова Б.Б., директор МБОУ «Нижнецасучейская СОШ». Мастер-класс «Практика внутриклассного оценивания на уроках географии»;
- Рыбак Т.Г., зав. Каф. Естественнонаучного и математического образования ГУ ДПО «Институт развития образования». Мастер-класс «Компетентностно-ориентированные задачи (задания) как средство реализации компетентностной модели образования».
- во 2 группе:
- Дудышева Т.А., учитель математики МБОУ СОШ №9 г. Читы. Мастер-класс «Исследовательская деятельность на уроках геометрии посредством практико-ориентированных задач»
- Батоболотова С.Э., учитель математики МБОУ «Агинская СОШ № 2». Мастер-класс «Пространственное мышление как основа развития креативности»
- в 3 группе:
- Саганова И.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «Агинская окружная гимназия-интернат». Мастер-класс «Развитие способности понимания»;
- Мункуева Д.Д., учитель русского языка и литературы МБОУ «Агинская окружная гимназия-интернат». Мастер-класс «Развитие способности мышления через технологию задачной формы обучения»;
Завершился первый день работы инновационной сессии рефлексивным часом и подведением итогов, где с анализом работы в группах выступили модераторы.
Презентация. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского о развитии личности.
Презентация. Региональные инновационные площадки в сфере образования Забайкальского края.