12 октября 2018 г. на базе Института развития образования Забайкальского края прошел вебинар «Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания и социализации учащихся в условиях введения и реализации ФГОС СОО».
В работе вебинара приняли участие образовательные организации гг. Чита, Краснокаменск, Хилок, Забайкальск и 11 районов Забайкальского края (Хилокский, Тунгокоченский, Петровск-Забайкальский, Шелопугинский, Балейский, Красночикойский, Шилкинский, Тунгиро-Олекминский, Карымский, Читинский, Краснокаменский ).
Цель вебинара: обсуждение готовности классного руководителя средней общеобразовательной школы к разработке и внедрению программы воспитания и социализации учащихся в условиях введения ФГОС СОО.
После открытия вебинара начались тематические выступления участников.
1. Степанова Наталья Владимировна, ст. преподаватель кафедры педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», к.п.н., раскрыла вопрос, связанный с разработкой и реализацией программы воспитания и социализации.
В ходе выступления были выделены проблемы классного руководителя по данной проблеме. По этому вопросу заранее были опрошены педагоги школ, по результатам которого было выявлено, что проблем по поводу разработки программ воспитания и социализации в старшей школе у педагогов практически не возникает.
Первая группа проблем связана с реализацией программы воспитания и социализации в старшей школе (социализация старшеклассников в сельской школе; расширение круга обязанностей классных руководителей в связи с требованиями ФГОС СОО; увеличение нагрузки педагогов за счёт выполнения ими новых ролей (руководитель проекта и др.); отсутствие промышленных и сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств для социальных практик и профессиональных проб и др.).
Вторая группа проблем связана с недостаточным финансированием крупных мероприятий.
2. Котик Ирина Сергеевна, ст. преподаватель кафедры педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», затронула вопрос о планируемых результатах программы воспитания и социализации учащихся в условиях введения и реализации ФГОС СОО.
3. Проскурякова Любовь Павловна, учитель английского языка ГОУ «Кадетская общеобразовательная школа-интернат Забайкальского края», рассказала о социализации обучающихся средствами дополнительного образования в условиях Кадетской школы-интерната. Она показала, что дополнительное образование в их школе является важной составляющей кадетского образования и способствует духовно-нравственному воспитанию учащихся и их социализации в современном российском обществе.
4. Нуштаева Ольга Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № 11 г. Читы, поделилась практикой применения эффективных технологий и форм деятельности классных руководителей в воспитательной работе школы в рамках реализации ФГОС СОО.
5. Переходченко Елена Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № 49 г. Читы, рассказала о практике использования проектной деятельности как эффективной формы по достижению результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в условиях введения и реализации ФГОС СОО
6. Краус Людмила Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № 47 г. Читы, поделилась опытом работы по реализации программы воспитания и социализации обучающихся старшей школы на примере деятельности школьных сообществ.
7. Белошицкая Лариса Валерьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ «Гимназия № 9 г. Краснокаменск», рассказала о практике партнерских отношений с родителями.
Результатом работы участников вебинара стала разработка следующих предложений по решению проблем классного руководителя, обращенных к ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», муниципальным органам управления образованием, руководителям общеобразовательных организаций:
ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края,
- повышение квалификации классных руководителей по данной проблеме (в том числе помощь в разработке программы);
- привлечение классных руководителей к участию в научно-практических конференциях (обмен опытом по проблеме разработки и реализации программы воспитания и социализации учащихся старшей школы);
- сопровождение классных руководителей по данной проблеме;
муниципальным органам управления образованием:
- сопровождение классных руководителей по данной проблеме, помощь в разработке и реализации программы воспитания и социализации;
- организация конкурсов (программ, лучших классных руководителей);
руководителям общеобразовательных организаций:
- сопровождение классных руководителей по данной проблеме;
- организация конкурсов (программ, лучших классных руководителей)
- помощь классным руководителям, особенно молодым, со стороны администрации школ, опытных классных руководителей (организационная, методическая, в том числе по разработке программы).
В ходе вебинара были обсуждены все запланированные вопросы. Наиболее ценным результатом стало рассмотрение эффективных практик по воспитанию и социализации обучающихся старшей школы, использованию различных технологий, в том числе проектных, а также результативная деятельность школьных сообществ и взаимодействие с родителями.
Материалы вебинара:
Социализация обучающихся средствами дополнительного образования в условиях Кадетской школы-интерната
Аналитик: Котик И.С., ст. преподаватель кафедры педагогики
ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края