В программу консультационного часа, 09 декабря 2022г., включены 2 выступления.

    И.П. Капустина, зав. кафедрой управления образовательными организациями ИРО Забайкальского края, говоря об итогах реализации федерального проекта «500+», выделила количественный состав участников проекта (80 общеобразовательных организаций; 75 кураторов школ; 33 муниципальных координатора; а также региональный координатор проекта, рабочая группа ИРО Забайкальского края), перечислила основные направления организационно- методического сопровождения участников проекта.

     Из комплекса мероприятий периода «запуска» проекта, доминирующее значение имеет определение рисковых профилей школы. Классификация рисковых профилей, представленная ФГБУ «ФИОКО», федеральным координатором проекта «500+», включает 10 профилей. В школах Забайкальского края подтверждены следующие 5 «рисков»:

  • низкий уровень оснащения школы;
  • недостаточная предметная и методическая компетентность педагогических работников;
  • несформированность внутришкольной системы повышения квалификации   педагогических работников;
  • высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности;
  • пониженный уровень качества школьной образовательной и воспитательной среды.

    В каждой школе, участвующей в проекте, управленческой командой совместно с куратором школы, осуществлен проблемно-ориентированный анализ условий, причин формирования рисковых профилей. Содержание дальнейшей работы «проектных» школ, кураторов, муниципальных координаторов направлено на достижение основной цели-устранение рисков снижения образовательных результатов школы посредством разработки и реализации концептуальных документов (концепции повышения качества образования; антирисковых программ; программ развития).

Для участников проекта «500+» в течение периода январь-декабрь 2022г.проведены обучающие мероприятия разных форматов:

- индивидуальные консультации для участников проекта;

- вебинары ФИОКО; региональные, муниципальные, школьные семинары; «консультационные часы» ИРО Забайкальского края: межрегиональные научно- практические конференции и симпозиумы;

- Методическая среда» («Центр непрерывного повышения профессионального мастерства» ИРО Забайкальского края )

- КПК (кураторы - 61 чел; муниципальные координаторы - 3 чел; руководители ОО - 17 чел., школьные управленческие команды - 11 (52 чел). Всего: 133 чел.);

- профессиональная переподготовка руководителей (заместителей руководителей ОО – участников проекта) – 5 чел. (СОШ № 15 г. Борзя-2 чел.; Широкинская СОШ Газимуро-Заводского района - 2 чел.,:Тунгокоченская СОШ – 1 чел.,), 1 – специалист МОУО Улетовского района.)

     Кураторы школ и муниципальные координаторы выполнили задачи, обозначенные федеральным и региональным координаторами проекта, по оказанию консультативной помощи школам, участникам проекта, в разрешении организационных и «содержательных» проблем проекта (поиск эффективных форм коммуникации участников проекта; работа в ИС МЭДЭК; разработка нормативного обеспечения реализации проекта; структура и содержание концептуальных документов; экспертная деятельность и другие).

    И.А.Грешилова, доцент кафедры управления образовательными организациями ИРО, к. философ. н., доцент, региональный координатор, обратила внимание на управленческий аспект реализации проекта «500+», суть которого - в развитии региональных и муниципальных управленческих механизмов повышения качества образования.

Актуальные направления работы целевых групп участников проекта (руководители школ, кураторы, муниципальные координаторы, члены рабочей группы), зафиксированные в региональной дорожной карте, подвергались систематическому контролю и качественной оценке.

Еженедельно, в рамках семинара ФИОКО для региональных координаторов, представлялись статистические и аналитические материалы, на основе мониторингов, о качестве выполнения «регионами» мероприятий федеральной дорожной карты проекта. Стержневой критерий качества работы всех «проектных» команд регионов - уровень вовлеченности участников в мероприятия проекта.

     Проект «500+» обогатил управленческую практику опытом кураторства как инновационной формой сотрудничества «проблемной» школы и школы- «лидера». Участие в реализации проекта помогло управленческим командам школ, муниципальным координаторам осознать значимость информационной открытости в просветительской деятельности школ и «силу» мобильности информации при размещении в ИС МЭДЭК.

Каждая фаза реализации проекта имеет целевую установку, требующую комплексного подхода к ее осмыслению и поиску наиболее эффективных способов достижения. То есть, определение проблем (рисков) снижения результатов обучения-разработка механизмов, выбор инструментов- реализация концептуальных документов, запуск инструментария- регулирование и контроль- анализ результатов - принятие управленческих решений.

    Анализ  мероприятий проекта, с точки зрения количества событий и качества

усилий, затраченных всеми категориями участников, позволяет сформулировать следующие рекомендации на «послепроектный» период:

  • активно представлять педагогическому сообществу опыт работы кураторской практики и командной работы, полученной в рамках проекта «500+»;
  • планировать мероприятия, направленные на стимулирование и поддержку профессионального роста педагогических работников;
  • определять источники методической помощи для учителей, имеющих более низкие результаты или отрицательную динамику результатов (методическая помощь, наставничество, ШМО, «педагогические пары», кураторская методика, сетевое взаимодействие с педагогами школ края, имеющих стабильно высокие результаты);
  • систематизировать курсовую подготовку и переподготовку педагогических работников, чьи выпускники стабильно показывают низкие результаты;
  • своевременно планировать работу с обучающимися «группы риска» и с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

В целом, реализация мер и мероприятий региональной дорожной карты проекта способствует выявлению позитивных результатов участия школ Забайкальского края, заключающихся:

  • в развитии межмуниципального взаимодействия на основе сотрудничества кураторов школ и муниципальных координаторов (Приаргунский округ-Нер-Заводский район; Читинский район - г. Чита; Дульдургинский район-Кыринский район; Краснокаменский район-Забайкальский район);
  • формировании управленческих команд участников проекта (Приаргунский, Сретенский, Карымский, Тунгокоченский, Читинский, Краснокаменский, г. Чита);
  • повышении активности участия в региональных мероприятиях и представлении эффективных практик на федеральном уровне;
  • позитивной динамике в обучении школьных команд (2022 г.-11;

2021 г.-5);

  • обобщении лучших практик;
  • более системном научно-методическом сопровождении участников проекта (в частности, кураторов проекта);
  • достижении стабильного места («желтая зона») в федеральном рейтинге регионов.

     Презентации и программа

 Л.А. Порш, доцент кафедры
управления образовательными организациями
ИРО Забайкальского края, к. ф. н.