Современный этап развития системы оценки качества образования Забайкальского края характеризуется переходом от совершенствования РСОКО к формированию единой региональной политики в сфере оценки качества образования. В контексте развития РСОКО актуальной становится оценка эффективности деятельности руководителя образовательной организации как гаранта реализации стратегических целей и задач региональной политики в сфере оценки качества образования. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации закреплена за ее руководителем (ч.8 ст.51). Описание трудовых функций руководителя ОО представлено в приказе Минтруда России от 19.04.2021 № 250н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)», должностные обязанности, требования к уровню квалификации руководителя образовательной организации закреплены приказом «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» и включают, в том числе, реализацию федерального государственного образовательного стандарта, обеспечение объективности оценки качества образования обучающихся (воспитанников, детей) в ОО, формирование резерва кадров в целях замещения вакантных должностей в ОО. Мониторинг эффективности руководителей ОО является частью региональной системы оценки качества образования и направлен на преодоление противоречия между требованиями к профессиональным и личностным качествам руководителя ОО и уровнем его готовности к выполнению функций руководителя с целью поиска оптимальных способов повышения эффективности работы ОО.

      Цель проведения данного мониторинга заключается в получении достоверной информации об эффективности руководства относительно реализации целей региональной образовательной политики, обеспечения качества образовательных результатов, совершенствования образовательной среды, обеспечения профессионального развития управленческих и педагогических работников.

      Задачи:

- разработка единых подходов к оценке эффективности руководителей образовательных организаций;

- информационное и аналитическое обеспечение мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций на региональном и муниципальном уровнях;

- формирование инновационной основы для принятия обоснованных управленческих решений по качеству профессиональной подготовки и управленческой деятельности руководителей образовательных организаций;

- выявление ОО с высокой эффективностью руководителей с целью распространения лучших практик и продуктивных моделей управления;

- выявление управленческих проблем образовательных организациях и негативных тенденций с целью их последующего устранения и оказания адресной помощи;

- формирование рекомендаций по повышению уровня профессиональных компетенций, качества управленческой деятельности руководителей образовательных организаций на основе выявления профессиональных дефицитов;

- формирование рекомендаций по подготовке резерва управленческих кадров;

- совершенствование системы повышения квалификации руководителей образовательных организаций.

В первом полугодии (март) 2022 г. в соответствии с Регламентом (приказ ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» от 28.07.2021г. № 50 уд) проведен мониторинг эффективности руководителей общеобразовательных организаций. В мониторинговом исследовании приняли участие 382 муниципальных общеобразовательных организации (261-СОШ, 94-ООШ, 27-НОШ) из 35 территорий Забайкальского края. Наиболее активное участие в мониторинге приняли Борзинский район (22 ОО), г. Чита (30 ОО), Читинский район (29 ОО), Красночикойский (16), Могочинский район (10 ОО), Нерчинский (22), Нерчинско-Заводский район (13 ОО), Тунгиро-Олекминский (2 ОО), Шилкинский (22), Каларский район (3 ОО), Оловяннинский (17) и др.

Результаты анализа раздела 1 Регламента «Формирование профессиональных компетенций руководителей ОО» показали у руководителей ОО, принявших участие в мониторинге, наличие соответствующего профессионального образования 100% (в/о- 92,2%), профессионального дополнительного образования у 57% (2021г.- 47,1%), прохождение курсов повышения квалификации по актуальным вопросам управления ОО – 91% (2021г. - 89%), участие в конкурсах профессионального мастерства – 29,3% (2021г.-27,7%), деятельности профессиональных объединений – 67,5 (2021г.- 63,1%). Можно отметить положительную динамику подготовки руководителей образовательных организаций, обладающих требуемым качеством профессиональной подготовки и повысивших уровень профессиональных компетенций за прошедший период.

Вместе с тем, как показывает практика работы с руководителями, нормативное обеспечение деятельности ОО подтверждает необходимость формирования и внедрения единых подходов к оценке эффективности руководителей образовательных организаций на муниципальном уровне.

В разделе 2 «Управление качеством образовательной деятельности руководителя ОО» респонденты исследования отметили, что открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, составляет 98,9% (2021г.- 95,5%); обеспечение комплексной безопасности – 97,9%(2021г.-94,2%), наличие сформированных действующих органов государственно-общественного управления – 95,5% (2021г.- 92,9%); респонденты отмечают также достаточно высокую степень удовлетворенности детей, родителей (законных представителей), общественных организаций качеством оказываемых образовательных услуг – 99,2% (2021г.- 96,8%).

Организацию деятельности по созданию необходимых условий для детей с ОВЗ ведут 77,2% (2021г.-76,1%) школ, для временно нетрудоспособных детей – 58,1% (2021г.-47,1%). Принятие комплекса мер по профилактике отставания (неуспешности) обучающихся, детей с ОВЗ отметили 85% (2021г.- 80,6%) участников мониторингового исследования. Следует отметить, что увеличилась доля учителей-предметников, прошедших курсовую переподготовку (переподготовку) по вопросам организации образовательной деятельности с обучающимися с ОВЗ - 79,8% (2021г. -48,4%).

Активнее за отчетный период в общеобразовательных организациях формируется цифровая образовательная среда, чему способствует участие школ края в нацпроекте «Образование». Наличие электронных образовательных ресурсов в ОО для оказания учебно-методической помощи обучающимся в дистанционном формате и локального нормативного акта, регламентирующего порядок оказания помощи, отметили 79,8% (2021г.-71,6%) участников мониторинга. Наличие выхода в электронные библиотеки, использование в образовательной практике платформ электронного образования (ресурсы для педагогов и обучающихся) имеют только 37,1% (2021г.-38,7%) из числа школ, принявших участие в исследовании-наблюдается по итогам исследования некоторое снижение.

На вопрос о привлечении дополнительных средств на развитие ОО, получение финансовой поддержки в форме грантов, участия в федеральных проектах положительно ответили всего 43 ОО -11,3% (2021г.-8,4 %) респондентов. Следует отметить, что общеобразовательные организации стали более активно принимать участие в проектах, грантах, привлекать иные средства.

Анализируя данные п.3.1 и п.3.2 по показателям качества базовой подготовки обучающихся и повышенного (высокого) уровня подготовки обучающихся раздела 3 «Обеспечение качества подготовки обучающихся» можно сделать вывод, что не во всех общеобразовательных организациях ведётся системная работа по повышению качества образования, увеличению доли обучающихся, успешно осваивающих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, результативности участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах, объективности результатов внешней оценки.

Доля обучающихся, охваченных дополнительными образовательными программами в ОО (в т.ч. через сетевое взаимодействие) составляет 61,3% (2021г.-47,4%), доля охвата обучающихся, состоящих на профилактическом учете – 61,2% (2021г.- 49%).

По итогам анализа данного раздела мониторинга важно отметить, что требуется усиление адресной методической поддержки школам, показывающим низкие образовательные результаты в течение последних 2-х лет, в том числе 80 школам, участникам проекта 500+ 2022 г. Стоит обратить особое внимание на повышение квалификации директоров данных школ, так 44 человека из 80 имеют управленческий стаж до 2 лет, вовлечение их в деятельность профессиональных сообществ (группа «ДИРЕКТОРИЯПЛЮС»),активизировать участие в региональных мероприятиях, как обучающихся, так педагогических работников.

В разделе 4 «Обеспечение образовательной организации квалифицированными кадрами. Работа с резервом» участниками мониторингового исследования рассматривались вопросы наличия в 60, 7% ОО документально оформленной системы наставничества (2021г.-46,5%), деятельности методических объединений- 88,5 (2021г.-83,2%). Отвечая на вопросы данного раздела, участники указали, что в школах работают 282 (2021г.-102)учителя с высшей категорией, 321 (2021г.-120)молодых учителей в возрасте до 35 лет, участие в конкурсах профессионального мастерства приняли участие 55% (2021г.-52, 3%) педагогов. Активнее стала организация работы с кадровым резервом управленцев: в конкурсах на замещение вакансий и кандидатов на управленческую деятельность, КПК приняли участие 44,2% (2021г.-37, 4 %) педагогических работников.

В последнем разделе 5 мониторингового исследования «Наличие неэффективных показателей и/или показателей с негативными последствиями» участники отметили, что 46,5% (2021г.-43,2%) образовательных организаций не имеют на текущий момент неисполненных предписаний надзорных органов. Отсутствие жалоб, письменных обращений у 52,9% (2021г.-51%) школ, отсутствие отрицательной динамики негативных проявлений среди обучающихся и неэффективности мер по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – 54,2 (2021г.-51%).

По итогам проведенного мониторингового исследования следует отметить, что в мониторинге эффективности руководителей образовательных организаций в целом наметилась динамика позитивных изменений в управленческой деятельности. В то же время можно выделить общие тенденции и направления в работе с руководителями общеобразовательных организаций.

На основании итогов мониторинга предлагается:

- продолжить реализацию Комплекса мер (дорожная карта) по научно-методическому сопровождению руководителей образовательных организаций Забайкальского края в 2021-2022 гг.

- организовать серию вебинаров по управлению развитием образовательной организацией в контексте стратегических изменений для руководителей и резерва руководящих кадров, в т.ч. с привлечением представителей надзорных органов Минобразования (в течение 2022г.);

- провести дополнительно во втором полугодии 2022 г. региональный мониторинг нормативного обеспечения эффективности руководителей всех образовательных организаций на муниципальном уровне;

- изучить систему работы муниципалитетов по оценке эффективности руководителей ОО, формированию и использованию резерва управленческих кадров с целью выявления лучших практик (Карымский район, городской округ «Город Чита», Агинский район)  

- использовать различные формы адресной методической работы с управленческими кадрами (в т.ч. резервом) для снижения рисков деятельности общеобразовательной организации по вопросам повышения качества образования, анализа и аналитической деятельности, повышения внутренних резервов ОО, используя опыт участия в федеральном проекте адресной методической помощи (500+);

- организовать в октябре 2022 г. КПК по программе ДПО «Деловой менеджмент» для начинающих руководителей ОО со стажем управленческой работы до двух лет и резерва управленческих кадров;

- разработать методические рекомендации для руководящих работников общеобразовательных организаций и специалистов муниципальных органов управления образования по оценке эффективности руководителя образовательной организации в процессе деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта руководителя (до 1 сентября 2022г.).

И.П. Капустина, зав. кафедрой

управления образовательными организациями

ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»