В 2021 г. кафедрой педагогики и МОУ «Тарбальджейская ООШ» Кыринского района было проведено анкетирование, в котором приняли участие респонденты в возрасте от 18 до 50 лет, из них 70% от 26 до 50 лет, старше 50 лет – 20%, от 18 до 25 лет – 10%. По результатам проведенного анкетирования, из числа опрошенных респондентов свободно владеют родным (хамниганским) языком 5%, понимают, но не говорят на родном языке 47%, не владеют 46%.

98% респондентов считают необходимым сохранение и изучение родного (хамниганского) языка, обязательным при переписи населения, указать свою национальность, как хамниган/ка из них считают 84%. Высказывая мнение всех опрошенных респондентов и исходя из результатов анкетирования, нами было отмечено большое желание бурят-хамниган в сохранении национального языка, как языка предков, истинных носителей которого, в настоящее время остается очень мало.

На процесс развития хамниганского языка влияют, на наш взгляд, ряд причин субъективного и объективного характера:

  • территориальная разрозненность хамниган и отсутствие языковой среды;
  • углубляющийся процесс ассимиляции хаиниганского языка;
  • отсутствие образовательных возможностей для получения этноязыковых и этнокультурологических знаний в условиях образовательных организаций;
  • низкий уровень мотивации, с стороны молодых родителей и обучающихся к знанию родного языка.

Актуальность возрождения, сохранения и развития хамниганского языка послужило основанием для разработки кафедрой педагогики ИРО Забайкальского края долгосрочного образовательного проекта, в реализации которого примут участие педагоги родного языка, владеющие хамниганским языком. Основной целью образовательного проекта «Возрождение национального языка хамниган» является создание интерактивного образовательного пространства в образовательных организациях Забайкальского края, способствующего процессу возрождения, сохранения и развития исчезающего национального языка, культуры и традиций бурят-хамниган.

Таким образом, вопрос возрождения хамниганского языка является не только социальной и образовательной потребностью, но и проблемой, от которого зависит ценность и значимость сохранения для малочисленной этнической группы древнемонгольского языка и самобытной оригинальной культуры.

* Сводная энциклопедия (Википедия)

* Дамдинов Д.Г. Б.Г. Дамдинов-исследователь хамниганского народа. - У-Удэ: Буряадунэн, 2010. - 140 с.

* Ю. Янхунен. ХамниганМонгол.Мюнхен: LinkomEuropa. – 2005.

         * Б. Ринчен. Монгол ардулсынхамниганаялгуу

                                                                             Дугаржапова Е. Д., ст преподаватель кафедры педагогики

                                                                  ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»