В соответствии с реализацией мероприятий Плана-графика (Дорожной карты) выполнения мероприятий по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в Забайкальском крае в 2021 году ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» с 12 по 22 апреля 2021 г. проведена декада лучших практик школ с низкими образовательными результатами и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях «Панорама школьных практик» (далее - Декада).

Этапы проведения Декады.

1 этап. 12 - 14 апреля 2021 года. Размещение материалов управленческих, педагогических, методических практик школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, по повышению качества образования в информационной системе event.zabedu.ru в соответствии с тематическим направлением.

2 этап. 15 - 17 апреля. Экспертное обсуждение материалов практик, онлайн голосование в рамках определения эффективных практик.

3 этап. 18 - 19 апреля. Подведение итогов публичного общественного голосования и профессиональной экспертизы представленных материалов.

В рамках 4 этапа, 22 апреля, состоялся очный тур представления лучших практик школ, принявших участие в Мероприятии.

     С приветственным словом к участникам обратилась ректор института развития Забайкальского края, к.н.н., Б.Б. Дамбаева. В своем выступлении она отметила, что цель и задачи Мероприятия направлены навыявление, обобщение, организацию представления лучших (управленческих, педагогических, методических) практик школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, по повышению качества образования; их представлению и распространению в региональной системе образования и на межрегиональном уровне, в том числе, в условиях сетевого взаимодействия. В мероприятии, которое в практике института развития образования проводится впервые за несколько последних лет, приняли участие 36 школ из 15 районов края. Организаторами Декады были определены три номинации для участия:управленческая деятельность (21 школа представила 26 работ), педагогическая деятельность (26 школ -53 работы) и методическая деятельность (19 школ -25 работ). Одновременно на сайте ИРО проводилась общественная оценка публикаций.

     Наибольшее количество участников Декады представили школы Приаргунского муниципального округа (1 номинация - 6 работ, 2 номинация -7 работ, 3 номинация – 7 работ), Газимуро – Заводский район (1 номинация - 4 работы, 2 номинация -1 работа, 3 номинация –1 работа) и Нерчинско-Заводский район (1 номинация - 4 работы, 2 номинация -4 работы, 3 номинация – 3 работы). По итогам заочного тура Декады экспертной комиссией было предложено провести публичную презентацию лучших практик школ - финалистов Декады.

     Семь школ приняли участие в Декаде по собственной инициативе, в т.ч. три школы из проекта Адресной методической помощи («500+») организованного ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» (г.Москва); МОУ Широкинская СОШ Газимуро – Заводского района (директор Будникова Алёна Сергеевна), МОУ "Сретенская ООШ № 2" Сретенского района (Варанкина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы), МБОУ Новодурулгуйская СОШ Ононский район, Кириллова Татьяна Владимировна (директор школы), МБОУ СОШ № 25 г. Чита (Кузьмина Наталья Сергеевна, учитель английского языка), МОУ СОШ № 82 п. Ксеньевка Могочинскогой района (Капырина Ольга Олеговна, учитель английского языка), Ясногорская СОШ Оловяннинского района (Бекетова Татьяна Леонидовна, учитель начальных классов) (3 работы в 2-х номинациях), МОУ СОШ № 1 г. Могоча Могочинского района, Мунгалова Оксана Вячеславовна (учитель истории и обществознания). Б.Б.Дамбаева поблагодарила руководителей и педагогов школ, принявших участие в Мероприятии, пожелала успехов в системной работе по повышению качества образования в Забайкальском крае и выразила надежду на использование инновационных идей опыта в деятельности школ Забайкальского края.

         Затем работа продолжилась на площадках номинаций Декады.

   В номинации «Управленческая деятельность» представлено 8 лучших практик. Управление является основной функцией любой организации. Директор школы несет ответственность за деятельность образовательной организации, а существенные изменения в российской системе образования последних лет вызывают потребность в решении задачи совершенствования управления образовательными организациями. В  современных условиях возникает необходимость новых подходов к управлению образованием, они становятся той движущей силой, которая может перевести педагогическую систему из функционирующей в развивающую и развивающуюся. Направленность всей системы педагогического менеджмента на модернизациюпредполагает не только особую мотивационно-целевую ориентацию руководителей образования, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности. При этом развивающая и развивающаяся система должна постоянно работать в поисковом режиме. Три финалиста данной номинации Л. Шипицына (МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» г. Читы), А. Кондратьева (МКОУ «СОШ № 5» г. Балея) и Ю. Петрова (МБОУ «Староцурухайтуйская СОШ им. Н.К.Пешкова») представили управленческий опыт по формированию комфортного психологического климата в коллективах, рассказывая о различных подходах и использованию технологий в период организации образовательной деятельности, в т.ч. во время ограничительных мероприятий и дистанционного обучения школьников, о мотивации всех участников образовательных отношений, направленной на конструктивную коммуникацию, преодоление эмоционального выгорания, повышение качества образования.

   «Стоя на одном месте, горизонтов не откроешь», - под таким девизом выступила Т. Пешкова, директор МБОУ Зоргольской СОШ им. Героя Советского Союза Н.П. Губина с кадетскими классами. Важную роль в повышении качества образования играет ресурсное обеспечение школы, участие в проектах различного уровня, например, «Точка роста», которая дает обучающимся возможность приобрести навыки работы в команде, подготовиться к участию в различных конкурсах. И, конечно, важнейшим условием результативности деятельности школы, остается повышение квалификации руководящих и педагогических кадров (в т.ч. за пределами Забайкальского края и Российской Федерации), развитие сотрудничества с вузами страны для поступления выпускников школы на военные профессии.

   Интересным был стендовый доклад директора Досатуйской средней общеобразовательной школы Н. Солодовниковой на тему; «Управление через проектирование» с использованием новых цифровых инструментов.

   Через призму развития социального партнерства, как одной из составляющих повышения качества образовательной деятельности в МОУ Широкинской СОШ Газимуро-Заводского района, руководитель школы, А. Будникова, поделилась опытом работы педагогического коллектива по преодолению низких результатов предметной обученности, снижению рискового профиля.

     Живой интерес вызвало выступление Климовой Юлии Викторовны, заместителя директора Солонечнинской СОШ Газимуро-Заводского района по организации научного сообщества обучающихся в сельской школе, роли учителя в работе не только с одаренными детьми, но и снижении школьной неуспешности, развитии коммуникативных компетенций.

     Работа площадки завершилась выступлением М.Муратовой, заместителя Буруканской основной общеобразовательной школы Газимуро-Заводского района «Наставничество-как модель индивидуализации обучения».

   Темы выступлений, методы управления образовательной организацией, представленные финалистами, разные, но можно отметить общий подход к решению проблем данного кластера школ: критериальный комплекс эффективности управления общеобразовательной организацией включает в себя четыре группы критериев: качества результатов образования; эффективность функционирования образовательного процесса; эффективность созданных в школе условий; престиж школы. Эффективность управления в образовательной организации зависит от надежности организационной структуры управления, которая определяется степенью рациональности системы в целом и структуры взаимоотношений между ее элементами; степенью использования цифровых и внутренних возможностей.

Программа работы онлайн-площадки по направлению «Педагогическая деятельность» включала представление опыта   работы 8 учителей школ края, а именно:

-Севрюк Натальи Николаевны, учителя начальных классов МОУ СОШ п. Жирекен Чернышевского района, по теме «Урок литературного чтения 4 класс».

Педагог работает   целенаправленно   по формированию и развитию   читательских   компетенций у обучающихся начальных классов (навыков «скорочтения», смыслового чтения; анализа текста и др.), которые являются «базовыми» в освоении учебных предметов в «основной», «средней» школах и лежат в основе   достижения высоких образовательных результатов.

-Бекетовой Татьяны Леонидовны, учителя начальных классов,Ясногорской СОШ Оловяннинского района «Применение современных образовательных технологий».

В представленном фрагменте   видеоурока Татьяна Леонидовна показала использование   методики «Таксономия Блума» в целях поощрения развития у обучающихся начальных классов более высоких форм мышления, таких как понятие, суждение, умозаключение, требующих наличия соответствующих мыслительных операций: анализ, синтез абстрагирование, обобщение и др., необходимых при освоении информации в виде цельного текста или его частей.

-Кузнецовой Ларисы Валерьевны, зам. директора МОУ Даурская СОШ Забайкальского района«Организация проектной   деятельности».

В школе   сформирована система учебно-исследовательской и проектной деятельности, структурными компонентами которой   является         разработка и обновление локальных нормативных актов (положений, приказов), организация исследований и проектирования с участием обучающихся трех уровней (начального, основного, среднего) общего образования, ежегодное проведение школьной научно-практической конференции; представление лучших результатов на муниципальной и региональных конференциях.

-Куприяновой Кристины Иннокентьевна, учителя английского языка МБОУ СОШ №15 с.Бада Хилокского района «Фрагмент урока английского языка с использованием QR кода».

Использование QR- кода (англ. «быстрый отклик») на любом уроке и различных этапах урока становится   современной тенденцией урочной, внеурочной, учебно- исследовательской, проектной деятельности.QR-код позволяет быстро кодировать и считывать (декодировать): тексты, URL различных сайтов; активные ссылки для скачивания информации и др.

С помощью QR кодируется информация намного большего объёма, чем у привычного штрих-кода. QR- код может применяться при   кодировании заданий для групповой или индивидуальной работы; ссылок на мультимедийные источники и ресурсы, содержащие дополнительную информацию по определённой теме; коллекций комментариев, информационных блоков и активных ссылок для работы над проектом.

-Кузьминой Натальи Сергеевны, учителя английского языка, МБОУ СОШ № 25 г.Читы «Технологическая карта урока на тему "Journalism and journalists" (УМК «Rainbow English», О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, К.М. Баранова, 9 кл.).

В основе организации урока-использование метода проектов как действенного для достижения запланированных результатов. Ролевая игра позволяет каждому старшекласснику «примерить» на себя профессию журналиста, работающего в   одной из стран мира. Проектная деятельность   осуществляется на основе привлечения   многогранных возможностей социальных сетей как средства повышения мотивации обучающихся   к изучению английского языка и участию в учебно- исследовательской и проектной деятельности.

-Капыриной   Ольги Олеговны, учителя английского языка, МОУ СОШ № 82 п.Ксеньевка Могочинскогой района «Использование цифровых уроков на уроках английского языка» (6 кл.).

При изучении темы урока педагог применяет информационно-коммуникационные технологии, позволяющие   создавать сетевые сообщества обучающихся, педагогов, родителей. Интерактивные формы цифровых образовательных инструментов («Инстаграмм», «В контакте» и др.) значительно влияют на повышение познавательной активности детей в освоении английского языка. В течение 8 лет Ольга Олеговна, применяя дистанционные образовательные технологии, преподает учебный предмет в ООШ №30 п.Итака.

-Никитиной Людмилы Александровны, учителя истории и обществознания, МОУ СОШ 70 п. Аксёново-Зиловское Чернышевского района «Проектная деятельность на уроке истории».

Основной целью изучения   учебного предмета «История», по мнению учителя, является создание условий для формирования мировоззрения, критического   и творческого мышления, личностной позиции обучающихся. Проектная деятельность способствует развитию важнейших навыков, обеспечивающих успешную самореализацию детей: организации, коммуникации, работы в команде, управления, анализа и других.  

-Кубыштовой Татьяны Васильевны, учителя истории, МОУ Даурская -СОШ Забайкальского района«Применением современных образовательных технологий на уроке истории».

Цель урока, организованного в формате   учебной дискуссии, осознание будущего результата социально-политических преобразований, проводимых историческим деятелем. Чтобы   определить значение нововведений   для дальнейшего развития экономики, социальной и хозяйственной сфер, обучающиеся класса распределяются на 2 подгруппы: тех, кто считает позитивными последствия реформ и подгруппу, оценивающую реформы негативно. Совместное обсуждение, на основе анализа исторических фактов, учета мнений «сторон» позволяет сделать объективные выводы.

Таким образом, представленные в рамках Декады педагогические подходы в использовании методик, технологий, приемов организации образовательной деятельности являются наиболее эффективными для достижения предметных, метапредметных, личностных результатов обучающихся, что обеспечит повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

По направлению «Методическая деятельность» по результатам заочной экспертизы были отобраны 8 лучших практик, из которых пять школ представили свой опыт в рамках мероприятия:

- МБОУ Дуройская СОШ Приаргунского муниципального округа «Формы и методы работы с педагогическим сообществом в условиях введения инноваций»;

- МОУ Даурская СОШ Забайкальского района «Инновационные формы методической работы»;

- МБОУ Зоргольская СОШ им. Героя Советского Союза Н.П.Губина с кадетскими классами Приаргунского муниципального округа «Подходы к организации инновационно-методической деятельности МБОУ Зоргольской СОШ»;

- МБОУ Староцурухайтуйская СОШ им. Н.К.Пешкова Приаргунского муниципального округа «Использование новых идей и технологий в организации методической работы с целью повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения»;

- МОУ «Куандинская средняя общеобразовательная школа – интернат № 4» Каларского муниципального округа «Методическая работа, как один из факторов повышения качества образования».

Представленный школами опыт методической работы в полной мере отвечает ее определению как деятельности по обучению и развитию кадров, выявлению, обобщению и распространению ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательной деятельности.

В МБОУ Дуройская СОШ Приаргунского муниципального округа использование различных традиционных и инновационных форм методической работы позволяет управлять профессиональным развитием педагогов, выявляя профессиональные затруднения, формируя стажировочные пары с учетом уровня квалификации. Решение проблемы адаптации молодых педагогов в школе связывают с развитием системы наставничества и корпоративного обучения. Программы наставничества уже для 2 пар разработаны на 3 года. Включение в корпоративное обучение активных форм освоения и представления собственного опыта позволяет совершенствовать профессиональные компетенции как наставляемого, так и наставника.

Единая методическая тема педагогического коллектива Даурской СОШ Забайкальского района направлена на освоение инновационных форм методической работы с целью развития кадрового потенциала, повышения мотивации к изменениям, создания творческих команд, готовых работать и творить в любых условиях. Различные активные формы (обучающий семинар «Знакомство учителей с инновационными технологиями через практикум и диалог с эффективными средствами организации образовательно-воспитательной деятельности», педсовет «Создание фонда оценочных средств», мастер-класс «Активные методы работы», методические декады) позволяют осваивать системно-деятельностный подход, приемы личностно-ориентированного обучения, развивать критическое мышление. Многие профессиональные затруднения удается преодолевать сообща всем коллективом, что позволило быстро адаптироваться к условиям дистанционного и смешанного обучения. Но остаются вопросы, например разработка фонда оценочных средств, для решения которых коллектив школы ожидает помощи, в том числе от института развития образования.

Интересный опыт организации деятельности общеобразовательной школы с кадетскими классами представила МБОУ Зоргольская СОШ им. Героя Советского Союза Н.П.Губина Приаргунского муниципального округа/ Такой статус во многом определяет и инновационный подход к организации методической деятельности в МБОУ Зоргольской СОШ. Работа в режиме школы полного дня с пришкольным интернатом позволяет выстроить системную методическую работу по преодолению возникающих затруднений. Одной из них является невысокий уровень академической подготовки поступающих в кадетские классы. Входная диагностика подготовки по русскому языку и математике по этапе приема в 7-ой класс позволяет выявить пробелы в знаниях у будущих кадетов, а затем выстроить систему по их устранению. Не меньше внимания уделяется и молодым педагогам, к которым сразу прикрепляется наставник, помогающий преодолевать возникающие затруднения на начале педагогической деятельности. Совместные поиски решений, представление полученного опыта, участие в конкурсе позволяют молодым специалистам не только закрепиться в профессии, но и расти профессионально. Традицией стали еженедельные методические четверги! Результатом такой целенаправленной и системной работы стало наличие у половины коллектива высшей или первой квалификационной категории.

Целенаправленное освоение инновационных форм методической деятельности представила Староцурухайтуйская СОШ им. Н.К.Пешкова Приаргунского муниципального округа. Целенаправленное выявление профессиональных затруднений позволяет организовать использование платформы «Яндекс Учебник», в том числе интенсив «Я – учитель». Весь коллектив прошел тестирование на данной платформе по гибким компетенциям учителей (цифровые компетенции, компетенции успешного современного учителя, компетенции по формированию функциональной грамотности, работа с трудным поведением). По результатам прохождения каждого уровня педагог не только получает сертификат о прохождении, но и оценку своего уровня с рекомендациями по ее совершенствованию и даже инструментарий для ее повышения в виде статей, вебинаров, рекомендаций и других публикаций. Внешняя оценка и стимулирование деятельности педагогов происходит в конце учебного года, когда на основе социологического опроса «Педагогические звёзды» проводится награждение учителей по различным номинациям. Для устранения выявленных затруднений с целью профессионального развития в школе начали осваивать технологию LessonStudy. Но опыт по ее применению пока небольшой. Уже имеющийся опыт по повышению качества образования накапливается в школьном банке лучших практик.

Следующее образовательное учреждение, МОУ «Куандинская средняя общеобразовательная школа – интернат № 4» Каларского муниципального округа, работает в особом социальном окружении: отсутствие автомобильных дорог, соединяющих с районным центром, железная дорога как единственное градообразующее предприятие, обучение детей эвенков в условиях длительного, до полугода и даже года, проживания в интернате. Эти факторы становятся рисками академической неуспешности обучающихся. В этих условиях методическая работа становится фактором повышения качества образования. Традиционные формы ее проведения (методические практикумы семинары) наполняются новым содержанием: развитие аналитической деятельности педагога, влияние профессионально-творческого развития личности педагога на учебную мотивацию. А применение инновационных форм методической работы (педагогические гостиные, марафон, тренинги, деловые игры и квесты) позволяют развивать проектные и исследовательские умения педагогов в различных аспектах образовательной деятельности. А современное материально-техническое оснащение школы в связи с растущим профессионализмом педагогов позволит добиться положительной динамики академических результатов у обучающихся.

Таким образом, представленный опыт методической деятельности школ Забайкальского края показывает многообразие форм и методов работы по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов, которые должны помочь учащимся в преодолении их учебных затруднений.

      И.А. Грешилова, проректор по научно-методической работе, доцент, к.ф.н., подводя итоги Декады, подчеркнула: «Лучшая практика-это оформленный опыт управленческой и/или педагогической, и /или методической деятельности, обеспечивающий развитие общеобразовательных организаций, положительную динамику и стабильность управленческих и образовательных результатов». В целях популяризации и распространения успешного опыта, лучших практик институтом развития образования Забайкальского края будет подготовлен кейс-сборник «Лучшие управленческие и педагогические практики». Все участники Декады получат сертификаты.

    В завершение Ирина Александровна пожелала все присутствующим успехов, профессиональной заинтересованности, направленной на деловое сотрудничество, формирование благоприятного психологического климата и результативность совместных действий в решении проблем повышения качества образования.

Материалы

 В.Атавина. И.Капустина, С.Кузьмина, Л.Порш