Мероприятия
03.06.2020 - Задачи мунициальных органов управления образованием по повышению качества общего образования (результаты вебинара от 29 мая 2020 г.)
- Подробности
-
Опубликовано: 04 июня 2020
29 мая 2020 г. в соответствии с Планом – графиком («дорожной» картой) выполнения мероприятий регионального проекта состоялся вебинар-совещание для руководителей органов управления образованием муниципальных районов (городских округов) и их заместителей, координирующих деятельность по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения, по теме «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов в Забайкальском крае в 2020-2021 гг.».
Кузякина О.Ю.,главный специалист отдела общего, специального образования Минобразования Забайкальского края, акцентировала внимание участников мероприятия на реализацию комплекса мер по поддержке школ с низкими результатами в соответствии с рекомендациями Минпросвещения России, Рособрнадзора по повышению качества образования и ответственности за качество образовательных результатов.
В ходе вебинара обсуждались приоритетные направления государственной политики, направленные на повышение качества образования в системе общего образования Забайкальского края. Ректор ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» Дамбаева Б.Б. в своем выступлении отметила, что в начале текущего года были подведены итоги участия школ края в реализации мероприятий ГПРО по направлению 2.2 «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов в Забайкальском крае» (2017 - 2019 гг.). Сегодня Институтом развития образования совместно с КЦОКО реализуется региональный проект по повышению качества образования согласно приказа Минобразования Забайкальского края от 28 января 2020 г. № 142. Опыт участия Забайкальского края в мероприятиях ГПРО позволил ряду школ добиться положительной динамики в повышении качества обученности, но в целом результаты оказались неустойчивыми. Часть образовательных организаций осталась в кластере школ с низкими результатами. Анализ актуального состояния (с учетом статистики Рособрнадзора, результатов оценочных процедур) региональной системы образования Забайкальского края позволяет констатировать стабильность количественного состава кластера школ с низкими результатами обучения и необходимость активизации работы по повышению качества образования. Бальжит Балдандоржиевна отметила необходимость продолжения целенаправленной работы муниципалитетов со школами с низкими результатами обучения в соответствии с вышеуказанным приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края для достижения показателей, которые позволили бы этим школам выйти из данного кластера. С этой целью необходимо актуализировать муниципальные программы повышения качества образования в подведомственных школах на основе активизации взаимодействия на муниципальном и межмуниципальном уровне школ – стажировочных площадок и школ с низкими результатами.
Б.Б.Дамбаева обратила внимание на то, что на федеральном уровне (Правительства Российской Федерации, Министерства просвещения России) в системе оценки эффективности управления качеством образования в регионах приоритетным направлением является организация государственной поддержки школ с низкими результатами обучения, как основа обеспечения повышения качества образования не только в регионах, но и в стране в целом. Перечень школ Забайкальского края, которым будет оказано организационно-методическое и научно-методическое сопровождение, утвержден приказом регионального Министерства образования от 27.05.2020 г. № 585. В отличие от предыдущих лет список достаточно значительный для репрезентативности получаемых результатов, главными из которых должны стать устойчивая положительная динамика подготовки обучающихся, обеспечивающая успешное прохождение внешних оценочных процедур (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ), и как следствие этого, ротация ШНР в кластер успешных школ. Именно это будет главным показателем эффективности деятельности на региональном и муниципальном уровнях по реализации регионального проекта. Ректор отметила, что в практической деятельности результаты исследований и внешних оценок еще недостаточно используются школами и МОУО с целью определения проблемных зон в преподавании учебных предметов. Но именно использование оценок образовательной деятельности, основанных на результатах стандартизированных процедур, является показателем уровня эффективности управленческих механизмов выстраивания системы оценки качества образования. Полученные в процессе анализа результатов внешних оценочных процедур данные позволят спланировать направления деятельности по консолидации усилий и ресурсов, а также механизмы их использования для повышения качества образования. В связи с этим остается актуальным анализ результатов ВПР, который позволяет сравнивать уровень образовательных достижений конкретной школы с региональным и всероссийским. А учитель может разработать индивидуальную траекторию поддержки ребенка на основе определения его затруднений и проблем в обучении, выделяя таким образом зону ближайшего развития ребенка, помогая ему найти себя, реализоваться, быть успешным.
Капустина И.П., и.о. зав. кафедрой управления образовательными организациями, продолжила обсуждение темы, обратив внимание участников на выполнение приказов Минобразования и ИРО Забайкальского края об организационном и научно-методическом сопровождении школ с низкими результатами обучения и технического задания для муниципалитетов, и особо отметив, что школы Забайкальского края будут участниками международных исследований по оценке образовательных результатов PISA в 2024 году, которые ориентированы на осмысление учителем новых стратегий обучения, направленных на развитие интеллектуальных, творческих и познавательных способностей, а также рефлексивных умений обучающихся. Необходимо продолжить системную работу по повышению квалификации специалистов МОУО, руководителей и педагогов образовательных организаций в соответствии с региональной «дорожной картой», повышать мотивацию педагогов к участию в аттестационной процедуре по повышению квалификационных категорий, развитию современных форм наставничества, оказанию методической помощи учителям, имеющим проблемы в преподавнии. Вопрос организации такой деятельности, как отметила ранее в своем выступлении Б.Б. Дамбаева, является скорее управленческим и должен рассматриваться в общем контексте развития региональной системы образования.
Муниципальные программы в сфере образования должны стать инструментом повышения качества общего образования. Доцент кафедры управления образовательными организациями Кузьмина С.В. представила анализ разработки и представленности муниципальных программ повышения качества образования В 2019 году в соответствии с взятыми обязательствами Забайкальскому краю удалось добиться того, что во всех 35 муниципальных районах и городских округах были разработаны и утверждены программы или планы мероприятий по повышению качества образования. В 2020 г. завершается реализация программ в 25 муниципалитетах (в 3-х уже завершились, в 5-ти – срок окончания действия обозначен позже 2020 г.). Таким образом, в соответствии с техническим заданием закономерным является подведение итогов их реализации. В октябре 2020 г. будут направлены формы отчетов, которые позволят подвести результаты реализации программ, сделать выводы об эффективности предпринятых мер, скорректировать свою деятельности при разработке муниципальных программ на последующие годы.
Подводя итоги обсуждения дополнительных мер по выполнению мероприятий повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условия, предложено руководителям муниципальных органов (городских округов):
- провести мониторинг по выявлению причин низких образовательных результатов (направить в ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» информационные таблицы по каждой школе - до 10 июня 2020г.);
- определить дополнительные меры поддержки школ данного кластера, провести анализ их деятельности, скорректировать муниципальные (школьные) программы повышения качества образования - до 25 августа 2020г.
И.П. Капустина
С.В. Кузьмина