01 марта 2021 года в Пространстве коллективной работы «Точка кипения – Чита» Забайкальской краевой библиотеки имени А.С. Пушкина состоялась Презентация пособий интегрированного учебного курса «Забайкаловедение», приуроченная к годовщине создания Забайкальского края, образованного 1 марта 2008 года в результате референдума об объединении Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Благодаря онлайн-трансляции участниками Презентации смогли стать забайкальцы из различных районов края.

Модераторы мероприятия – И.А. Грешилова, проректор ИРО Забайкальского края, к.филос.н., доцент, и А.А. Томских, директор института   управления   развитием   образования ЗабГУ, д-р геогр.н., доцент, – отметили значимость события, собравшего авторов, почётных гостей, педагогов забайкальский образовательных учреждений и широкой общественности, подчеркнули важность продолжения работы над расширением комплекта регионоведческих учебных материалов по курсу «Забайкаловедение», который на сегодня состоит из 13 книг.

2021photo

Открыло Презентацию приветственное слово гостей мероприятия.

Сенатор РФ Б.Б. Жамсуев в своём видеобращении обратил внимание присутствующих на необходимость воспитания в подрастающем поколении любви к малой родине, которая должна опираться на знание земли, людей, истории и традиций родного края. Сенатор подчеркнул роль в реализации проекта по разработке и реализации интегрированного учебного курса «Забайкаловедение» Министерства образования Забайкальского края, Института развития образования Забайкальского края и Издательства «Русской слово» и отметил глубину и разнообразие материалов пособий, способных компонентом семейного воспитания, мотивировать забайкальцев на изучение родного края.

Заместитель Губернатора Забайкальского края А.Г. Ванчикова выразила гордость за причастность к этому проекту и поздравила авторов пособий, подчеркнув научную обоснованность и цельность проекта, состоящего из 7 логически взаимодополняющих друг друга модулей. Значимость этого проекта для Забайкальского края А.Г. Ванчикова видит в отсроченном результате, который должен выразиться в воспитании многих поколений патриотов своего края, патриотов своей Родины.

Н.М. Шибанова, заместитель министра образования и науки Забайкальского края, начальник управления общего образования и воспитания, к.п.н., тепло поприветствовав всех присутствующих, отметила значительный объём выполненной авторами пособий работы – значительно больший и полный по сравнению с другими регионами Российской Федерации. Она подчеркнула, что работа по трансляции этнокультурного компонента в общеобразовательные организации края, объединившая учёных, методистов и педагогов, ведётся в Забайкалье уже много лет, поступательно расширившись от отдельных материалов для начальной школы до полного, охватывающего все ступени школьного образования интегрированного учебного курса; от преподавания отдельных предметов до комплексного учебно-методического сопровождения педагогов забайкальских школ. Актуальность информации, собранной в пособиях учебного курса, подтверждается растущим интересом подрастающего поколения и взрослого населения Забайкалья к участию в Забайкальском краеведческом диктанте. Кроме того, Н.М. Шибанова выразила благодарность за существенную помощь в создании пособий интегрированного учебного курса «Забайкаловедение» представителям издательства «Русское слово».

От имени Комитета по молодёжной политике и спорту Законодательного собрания Забайкальского края всех присутствующих с презентацией учебных пособий интегрированного учебного курса «Забайкаловедение» поздравила Д.Д.Доржиева. Она выразила благодарность всем причастным к созданию книг комплекта, вложившим в них свои силы и знания; отметила огромный труд, направленный на обобщение и систематизацию материалов, облегчающих труд учителя; а также напомнила о необходимости обеспечить этими учебными пособиями всех забайкальских педагогов.

Второй блок мероприятия – «Забайкаловедение 2007-2020» – был посвящён истории проекта.

Его открыла проректор ИРО Забайкальского края, к.филос.н., доцент И.А. Грешилова, котораяопределила основные вехи развития проекта: от конференции 2006 года, на которой впервые было произнесено слово «Забайкаловедение» и внесено предложение объединить в этом направлении усилия педагогов-практиков», через утверждение Концепции предмета, успешно реализованного в начальной школе в 2007 году, к запросу 2012 года на разработку курса «Забайкаловедение» в 5-10 классах общеобразовательных организаций края, объединившего усилия авторов и плодотворную работу с издательством «Русское слово». И.А. Грешилова рассказала об успешной деятельности пилотных площадок, апробация на которых от 2 до 7 модулей Забайкаловедения подтвердила эффективность интегрированного учебного курса; поблагодарила краевые СМИ за помощь в освещении Забайкаловедения, вызвавшем широкий отклик общественности; подчеркнула значение интегрированного учебного курса «Забайкаловедение» для воспитания любви подрастающего поколения забайкальцев к родной земле.

Профессор кафедры географии, безопасности жизнедеятельности и технологии ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», д.г.н. А.А. Томских акцентировал внимание присутствующих на том, что регионоведческие материалы по отдельным отраслям науки – статьи, брошюры, вузовские учебники – появлялись с Забайкалье достаточно давно; значимость представляемых пособий интегрированного учебного курса «Забайкаловедение» состоит прежде всего в тесном межпредметном сотрудничестве их авторов. Следующим шагом в представлении регионоведческих материалов должно стать создание электронных интерактивных версий учебных пособий, направленных на создание у подрастающего поколения забайкальцев целостного представления о родной земле, воспитание гордости за свой край.

А.В. Константинов, профессор кафедры истории ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», д.и.н., председатель Забайкальского регионального отделения Русского географического общества, начал своё выступление с экскурса в историю регионоведения, получившего развитие ещё в начале прошлого века. Он отметил, что в современной России первыми потребность в краеведческой литературе почувствовали учителя, затем запрос на этнорегиональный компонент был подтверждён нормативными документами – Концепциями преподавания предметов и ФГОС. Учёный подчеркнул, что книги, вошедшие в комплект пособий интегрированного учебного курса «Забайкаловедение», будучи представлены на различных мероприятиях и уровнях, неизменно получают самую высокую оценку экспертов.

Выступления этого блока продолжило мнение В.Ю. Муртазина, коммерческого директора ООО «Русское слово – учебник», подтвердившее слова предыдущего выступающего. В.Ю. Муртазин отметил, что, несмотря то, что потребность во включении краеведческих материалов в школьную программу есть у всех регионов Российской Федерации, создать учебные пособия, подобные подготовленным забайкальскими учёными, могут далеко не все. Курс «Забайкаловедение» сегодня – это труд более чем 70 авторов, междисциплинарное поле исследования, уникальные материалы и огромный интерес родительской общественности. Следующим шагом, по убеждению издателя, должно стать расширение страниц пособий дополненной реальностью – интерактивными текстами, фото- и видеоматериалами, повышающими у школьников мотивацию к обучению. Высоко оценив организацию работы по подготовке комплекта пособий интегрированного учебного курса «Забайкаловедение», из которых 13 уже опубликованы и ещё 4 готовятся к изданию, В.Ю. Муртазин вручил А.А. Томских Благодарственное письмо от издательства «Русское слово – учебник».

В рамках третьего блока мероприятия – «Учебные пособия – школе» – слово было предоставлено учёным – авторам учебных пособий интегрированного учебного курса «Забайкаловедение».

Учебные пособия модулей «Фольклор Забайкальского края», «Литература Забайкальского края» представила В.А. Сергеева, зав. кафедрой литературы ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», к.п.н., доцент. Она подчеркнула преемственность работы по систематизации литературы Забайкалья, рассказала о работе над пособием как об общем деле, объединившем усилия забайкальских учёных-филологов, высоко оценила колоссальный опыт, полученный при подготовке учебников. Целью этой работы В.А. Сергеева назвала предоставление обучающимся возможности посмотреть на фольклор и литературу края как на бесценную часть большой литературы России, которую они обязаны сохранить и передать своим потомкам. Литератор акцентировала внимание присутствующих на полифонии включённых в учебное пособие по модулю «Фольклор Забайкалья» текстов: русских, бурятских, эвенкийских. В учебном пособии «Литература Забайкалья», дополненной вышедшей в 2020 году Хрестоматией по литературе Забайкалья, многонациональная забайкальская литература представлена в соответствии с возрастными особенностями школьников. Следующим этапом осмысления литературы Забайкалья должна стать хрестоматия с текстами для более старшего возраста, для взрослых. Высказав пожелание о создании полного УМК по литературе Забайкалья, В.В. Сергеева закончила своё выступление словами: «Всё впереди!»

Профессор кафедры биологии, химии и методики их обучения ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», д.б.н. О.А. Попова рассказала об учебном пособии «Живая природа: растительный мир Забайкальского края», в основу которого положена книга Б.Э. Глебовой «Зелёный мир Забайкальского края», выдержавшая 2 переиздания. Современное пособие имеет несколько иную концепцию и включает в себя богатые материалы, в том числе представленные на сайте забайкальского учёного О.В. Корсуна «Забайкалье великолепно». В заключение своего выступления О.А. Попова выразила пожелания, чтобы и в школах края были созданы условия и приложены усилия для качественного изучения модулей интегрированного учебного курса.

Пособие «Живое слово Забайкалья» представила присутствующим Т.Ю. Игнатович, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», д.ф.н., доцент. Она раскрыла особенности методики преподавания модуля, в который вошли 24 большие темы, объединённые лингвокультурологическим подходом, направленным на выявление особенностей отражения жизни, истории, быта, рода занятий забайкальцев и др. через языковой материал региона. В 2-х частях пособия рассмотрены такие темы, как забайкальские говоры, взаимодействие языков и культур, отражение региональной народной культуры и духовных ценностей жителей региона на примере пословиц русского и автохтонных народов Забайкалья и др. В текстах и заданиях пособий ярко раскрыты национальный и региональный колорит, яркая образность народной речи забайкальцев.

О создании учебного пособия «Физическая география Забайкальского края. Экономическая и социальная география Забайкальского края», объединившего большой коллектив авторов, рассказал А.Н. Новиков – профессор кафедры географии, безопасности жизнедеятельности и технологий ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», д.г.н., доцент. Он высоко оценил полученный опыт, в частности, по адаптации научных текстов к восприятию детьми; акцентировал сохранение преемственности с предыдущими материалами и разработками по этой теме. Кроме того, учёный также как предыдущие выступающие упомянул о необходимости инновационного подхода к изданию учебников – дополнению их интерактивными материалами, которые позволят юным забайкальцам приобрести целостные представления о родном крае, и выразил убеждённость в необходимости продолжения работы над совершенствованием учебных пособий курса.

Эмоциональное выступление М.И. Гомбоевой, зав. кафедрой теории и истории культуры, искусств и дизайна ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», д.культурологии, профессора, было посвящено критическому анализу учебных пособий «Искусство Забайкалья: живопись, графика, скульптура, архитектура», «Декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, фотография, кинематограф», поскольку только конструктивная критика способна стать шагом к улучшению действительности. Она подчеркнула значение созданных учебных пособий как промежуточных, нуждающихся в изменении и дополнении на основе историко-культурной преемственности. «Наша земля талантлива, и нужно об этом талантливо написать! А преподать талантливо – это уже подвиг», который требует дополнительной методической помощи и подготовки, подчеркнула М.И. Гомбоева. Кроме того, культуролог выразила убеждение, что необходимо в целом менять подход к Забайкаловедению как к комплексному изучению «малой родины». Напротив, именно конкретное место рождения должно восприниматься подрастающими поколениями как «середина земли», не окраинное, а центральное место: «Моя земля – моя Родина».

Опыт практического применения моделей реализации интегрированного учебного курса «Забайкаловедение» представила директор МБОУ СОШ № 8 г. Читы С. В. Скубиева. Образовательное учреждение в числе первых в регионе реализует инновационный проект в пилотном режиме. В учебный план школы включены модули: «География Забайкалья», «Живая природа Забайкалья», «Устойчивое развитие» (региональная экология). Модули органично входят в учебный процесс, стоят в расписании и проводятся в соответствии с требованиями, предъявляемыми к другим учебным предметам. В 9-х классах МБОУ СОШ № 8 реализуется элективный курс «Художественная культура Забайкалья». В образовательном учреждении внедрены другие варианты этнокультурного курса – интеграция в школьные предметы, включение занятий курса «Забайкаловедение» в систему дополнительного образования, в частности модуль «История Забайкалья» интегрирован в программу учебного предмета «История», модуль «Фольклор и литература Забайкалья» ‒ в программу предметов «Родной язык» и «Родная литература». Кроме того, в школе организован и активно работает историко-краеведческий музей, являющийся эффективной площадкой   для функционирования «Школы юного экскурсовода». Накопленный опыт преподавания модулей позволяет делиться с другими образовательными организациями Забайкальского края. Так, в сентябре 2018 года реализованы стажировочные мероприятия, в которых приняли участие более 70 учителей из Читы и 19 педагогов из муниципальных районов края.

Е. А. Бахметьева, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 8 г. Читы, автор учебного пособия «История Забайкальского края XVI – XVII   веков» для 7 класса кратко охарактеризовала темы, вошедшие в книгу: культура и быт коренных народов Забайкалья, оформление границ с Китаем и т. д. Педагог поблагодарила А.В. Константинова, профессора кафедры истории ФГБОУ ВО «ЗабГУ», д.и.н. за научную и методическую поддержку.

Учитель искусства МБОУ СОШ № 8 г. Читы И.В. Голубева представила стажировочные мероприятия школы по модулю «Искусство Забайкалья»: Декоративно-прикладное искусство, музыка театр, фотография, кинематограф». В рамках стажировки проведены различные формы занятий: уроки, мастер-классы, занятия элективного курса, экскурсия в школьный музей, посещение информационно-библиотечного центра. Педагоги стали активными участниками интерактивных мероприятий, мини-проектов и др. По окончании стажировки учителя отметили актуальность рассмотренных вопросов, практическую значимость предложенного материала, разнообразие форм работы при реализации интегрированного учебного курса «Забайкаловедение», системность проводимой работы. Завершились мероприятия стажировочной площадки концертом «Мое Забайкалье».

И.Ю. Портнягина, учитель истории и обществознания МБОУ «Многопрофильная языковая гимназия № 4» г. Читы, презентовала учебное пособие «История Забайкальского края». Педагог заверила участников мероприятия в дальнейшем тщательном корректировании и совершенствовании предложенного материала, в том числе интерактивных пособий.

Презентацию пособий интегрированного учебного курса «Забайкаловедение» завершили церемония вручения Н.М. Шибановой, заместителем министра образования и науки Забайкальского края, начальником управления общего образования и воспитания, к.п.н., Благодарственных писем авторам пособий и общее фото на память о событии.

 Дополнительные новости

Аналитики:

Е.В. Дробная,

ст. преподаватель кафедры гуманитарного образования

ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», к. культурологии

Л.Н. Фефелова,

ст. методист кафедры гуманитарного образования

ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»