Л.Б.Романюк

зав кафедрой гуманитарного образования

ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»

 23 октября коллегия Министерства Просвещения РФ (Протокол № ПК -1 вн)[1] заслушала вопрос «О концепции учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» приняла решение: «Одобрить проект концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы»[2].

Важность и необходимость этого факта была обусловлена отсутствием как таковой концепции учебного предмета «История России» для общеобразовательных учреждений РФ. Для учителей истории существовал только документ концептуального характера «Концепция нового УМК Отечественной истории», которая с 2014 года определяла основные методологические и содержательные подходы к преподаванию Истории России в системе общего образования. Этот документ был создан по поручению Президента РФ Владимира Владимировича Путина с целью создания так называемого «единого учебника истории» для общеобразовательных организаций России. Разработка и внедрение Концепции нового УМК и входящим в её состав Историко-культурным стандартом (далее ИКС) стали важным шагом в развитии системы образования России, так как ставилась задача «унифицировать материал через призму единого содержания в учебниках истории России»[3], что было важным на тот период времени.

Таким образом, в Федеральном Перечне 2014 года появились три линии учебников изд-в: «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово», написанные на основе Историко-культурного стандарта, как составной части концепции нового УМК Отечественной истории. ИКС задавал основные характеристики каждого периода истории, определял перечень имен, дат, персоналий, необходимых для изучения на уроках истории.

Целью данных методических рекомендаций является обращение к ведущим концептуальным документам исторического образования системы общего образования в РФ и разъяснить    учителям истории соотношение двух имеющихся на сегодняшний момент концепций, на основе этого дать установки о преподавании курса «История России» на 2021-2022 учебный год.

Анализ реализации Концепции нового УМК 2014 года за период с 2014 по 2019 год, проведённый рабочей группой Российского исторического общества с использованием результатов Национального исследования качества образования 2016 года, продемонстрировал сохранение ряда проблем, которые чувствовали в своей деятельности учителя истории:

1) Концепция нового УМК Отечественной истории мало соотносилась с концепцией Всеобщей истории, уже имеющейся, но еще не принятой для системы общего исторического образования. Ведь концепция учебно-методического комплекса это не была концепция самого предмета «История России». А так как курс истории в школе состоит из двух предметов, то требовались концепции двух предметов;

2) в преподавании двух предметов (История России и Всеобщая история) отсутствовала единая синхронизация, что сказывалось на качестве преподавания предмета;

3) вставал вопрос об обучение истории в 11 классе. Предлагаемая линейная структура исторического образования в школе заканчивала преподавание истории в 10 классе. «А что делать в 11-ом?», - спрашивали учителя и не находили чёткого ответа на этот вопрос;

4) степень использования электронной формы учебника тоже вызывала вопросы. Имеющиеся электронные учебники или диски к бумажной форме учебника не отвечали требованиям времени;

5) не устраивало отведенное кол-во часов на очень большой по протяженности и насыщенности событиями XX век (в экзаменационной работе ЕГЭ заданий этого периода достаточно много, но за два часа в неделю только 10 класса отработать их качественно не хватало времени);

6) возникал вопрос: будет ли обязательным экзамен в 11 классе? Есть ли у издательств повторительно-обобщающий курс для учащихся 11 класса, который позволит подготовиться к Единому экзамену в должной мере?

7) Учителя истории хотели бы знать: в какой мере должны соотноситься курсы «История России» и региональной истории, каким требованиям должны отвечать региональные учебники по историческому краеведению?

8) и наконец, вызывал недоумение своей перегруженностью и насыщенностью ИКС.

Работа над новым документом – Концепцией учебного курса «История России» длилась больше года, активное участие в ней принимали как Министерство Просвещения РФ, Рособрнадзор, Российское историческое общество, ФИПИ, так и сами педагоги – члены Ассоциации учителей истории и обществознания.

Новый документ – «Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы» утверждена решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 23 октября 2020 г. No ПК-1вн). во многом решает эти проблемы.[4]

Считаем необходимым изложить основные положения концепции преподавания учебного курса «История России» для общего понимания и принятия решений о изменении структурных методологических оснований преподавания истории в ОО Забайкальского края в 2021-22 учебном году:

1. Концепция учебного курса «История России» сохранила основные методологические и содержательные основы Концепции нового УМК Отечественной истории 2014 года. Те принципы и подходы к преподаванию предмета «История», изложенные в прежнем документе, остаются руководством к деятельности учителя («учебник как навигатор», культурологический и антропологический подходы, «история страны через историю регионов» и др.);

2. Установлен принцип учебного содержания, основанный на ИКС. Историко-культурный стандарт остается ориентиром для рабочих программ учителя, ориентиром для освоения содержания предмета на профильном уровне. Базовое содержание предмета чётко определено в Примерной основной образовательной программе по истории[5]. Примерная программа по истории даёт вариативные возможности изучения истории на уровне СОО, как базового содержания, так и профильного (углубленного). ИКС включён в новую концепцию предмета специальным приложением, закладывающим основы содержания в преподавании курса «История России». Как было отмечено на вебинаре издательства «Просвещение» А.А.Даниловым 02 ноября 2020 г., «учитель вправе определять базовое содержание предмета, выбирая положения ИКС для своей рабочей программы, соотнеся их с Примерной основной образовательной программой базового уровня»[6].

3. В целях сохранения памяти и преемственности поколений в Год памяти и славы в РФ и предотвращения фальсификации истории по вопросам Великой отечественной войны внесены изменения в ИКС. Так появились темы уточняющего характера: «Генерального плана «Ост»», «Характер нацистской пропаганды», «Массовые преступления гитлеровцев на оккупированной территории против мирных граждан», «Этнические чистки на оккупированной территории», «Массовое уничтожение военнопленных, медицинские эксперименты над заключенными» и «Разграбление и уничтожение культурных ценностей на оккупированной территории СССР», «Угон советских людей в Германию». Особым разделом выделена тема «Холокост». Усилен раздел о массовом сопротивлении врагу и др.

4. Линейный принцип преподавания истории в общеобразовательных организациях, применяемый согласно «Концепции нового УМК Отечественной истории» 2014 года, утверждён в новой концепции и будет распространён теперь на два уровня образования полностью, т.е. с 6 по 11 класс. Распределение сложного и объёмного материала по истории XX века на 10–11 классы позволит логично выстроить преподавание, распределить объём дидактических единиц и синхронизировать отечественную историю со всемирной.

5. Авторы документа считают необходимымисключить из обязательной части учебных планов 10–11-го классов курс «Россия в мире», предложенный ранее и вошедший в Федеральный перечень учебников,ирекомендовать его в качестве курса по выбору при углублённом изучении гуманитарных и общественно-научных предметов.

6. Зафиксирована синхронность в преподавании между отечественной и всеобщей историей. Более того, готовятся учебники, которые будут давать возможность преподавания двух курсов синхронно-параллельно, а не последовательно, как в основном это сейчас происходит.

7. Принцип «История России через историю региона» остаётся ведущим для преподавания региональной истории, но все региональные учебники по историческому краеведению будут проходить федеральную экспертизу.

8. Отмечено, что проверка учебных достижений будет осуществляться через проведение контрольных и всероссийских проверочных работ, которые будут основой для допуска к итоговой аттестации обучающихся. Разрабатывается план этих проверочных работ.

9. К экспертизе учебников истории будут допущены специалисты российского исторического общества.

10. Устранён ряд содержательных противоречий и разночтений, которые имеют теперь последние научные основания в определении исторических терминов и раскрытии многих спорных вопросов.

Таким образом, Концепция нового УМК Отечественной истории, выполнив свою задачу - согласования подходов к нормативному, содержательному, методическому обеспечению изучения курса, определила методологические подходы новой концепции учебного курса «История России». Получив название «Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы», вобрала в себя ИКС, определив содержание школьного предмета «История России».

Новая Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, воспитание гражданственности и патриотизма, развитие познавательных и социально-значимых компетенций учащихся, предотвращает возможности фальсификации исторических фактов и не даёт возможности умалить роль Советского Союза во Второй мировой войне, что прочно сохранит память об этих событиях у подрастающего поколения российских граждан.

Важным этапом реализации Концепции в школьном историческом образовании сегодня станет разработка Дорожной карты (плана мероприятий) в каждом регионе в системе общего образования. Образовательным организациям необходимо создать комиссии по внедрению положений концепции преподавания предмета «История России» в учебный процесс, учителям истории основательно изучить документ и руководствоваться им в ходе учебной деятельности.

 Рекомендации о преподавании предмета История в 2021-22 учебном году:

1. Предмет История входит по ФГОС в образовательную область «Общественно-научные предметы» и состоит из двух курсов «История России» и «Всеобщая история».

2. Соотношение этих предметов в учебном процессе должно быть: 2/3- История России и 1/3 – Всеобщая история.

3. Преподавание истории в ОО Забайкальского края в 2021-22 учебном году осуществляется в штатном режиме по линейной структуре, которая осуществляется:

- по Истории России - с 6 по 11 класс;

- по Всеобщей истории - с 5 по 10 класс – на углубленном уровне, с 5 по 11 класс - на базовом уровне.

- преподавание раздела «Россия в XX веке» осуществлять следующим образом: 10 класс – с Первой мировой войны (1914 г.) по 1945 г.; 11 класс – с 1945 г. по 2021 г.

4. Осуществить синхронность в преподавании между отечественной и всеобщей историей можно установлением единой хронологии, что обеспечивается закупкой учебников по Всеобщей истории не ниже 2019 года издания.

5. Преподавать два курса можно последовательно или синхронно-параллельно.

6. Исключить старые учебники из использования в учебном процессе. Выбор учебных книг должен быть соотнесен с Федеральным перечнем[7](Приказ Министерства просвещения No 254 от 20.05.2020г.; Приказ № 766 от 23.12.20 г.)

7. При углублённом изучении предмета «История» в 10-11 классах предусматривается повторительно-обобщающий курс «История России с древнейших времен до 1914 года» авторов И.С.Борисов, А.А.Левандовский Учебники из-ва «Просвещение» Учебники из-ва «Русское слово»

9. Внести изменения в рабочие программы по курсу «История России», куда в обязательном порядке внести темы: «Генерального плана «Ост»», «Характер нацистской пропаганды», «Массовые преступления гитлеровцев на оккупированной территории против мирных граждан», «Этнические чистки на оккупированной территории», «Массовое уничтожение военнопленных, медицинские эксперименты над заключенными» и «Разграбление и уничтожение культурных ценностей на оккупированной территории СССР», «Угон советских людей в Германию». Особым разделом выделена тема «Холокост». Усилен раздел о массовом сопротивлении врагу и др.[8], которые расширяют содержание темы «Великая Отечественная война, соответственно увеличить кол-во часов на этот большой раздел программы до 20 ч., сокращая часы на другие разделы курса.

(См. Приложение № 1)

10. Создать комиссии по внедрению положений концепции преподавания предмета «История России» в учебный процесс, учителям истории основательно изучить документ и руководствоваться им;

11. Провести взаимо- экспертизу рабочих программ на 2021-2022 учебный год.

Примерный вариант программы предмета «История» помещаем в приложении (см. Приложение № 1) к рекомендациям.