И.А.Грешилова, проректор
ГУ ДПО «Институт развития образования
Забайкальского края», г.Чита, к.филос.н., доцент

 Одна из тенденций современного образования – это непрерывное образование, которое является необходимым условием жизнедеятельности человека, его интеграции в национальное и мировое сообщество.

Контекст непрерывного образования предполагает динамическое моделирование, своеобразное погружение человека в предметное и социальное содержание своей профессии, обеспечивает результативность познавательной деятельности. Познавательная деятельность, действительно, связана с постоянным пополнением имеющихся знаний из различных источников, тем самым расширение их диапазона. Полученные знания находят применение в способностях и стремлении педагога к инновационной деятельности.  

Для системы образования Забайкальского края представляется особенно значимым включение профессиональных сообществ   педагогов   в инновационную   деятельность, что способствует формированию точек роста в системе образования и науки посредством поддержки лидеров в образовании, позиционирования и продвижения лучших образовательных практик и научных достижений на региональном, всероссийском, международном уровнях [2].

В этой связи особую актуальность приобретают общественно-значимые мероприятия в сфере образования и науки (конференции, симпозиумы, круглые столы, конкурсы профессионального мастерства, профильные конкурсы, летние профессиональные школы, публичные презентации лучших практик, социально-культурная деятельность стажировочных и базовых опорных площадок и др.), социальным эффектомпроведения которых является выявление и поддержка лидеров в образовании, создающих лучшие образовательные практики, рост престижности и конкурентоспособности системы образования края на межрегиональном и всероссийском уровне. Этот тот формат, в котором педагогическое сообщество в полной мере может продемонстрировать консолидацию в решении значимых вопросов.  

Профессиональное объединение педагогов – потенциал с помощью которого повышается творческая деятельность учителей, что в конечном итоге активизирует процесс сотрудничества, позволяет использовать практический позитивный опыт в собственной практике. Проиллюстрируем деятельность профессиональных сообществ педагогов Забайкальского края на примере одной из форм эффективного взаимодействия – научно-образовательной сессии.  

В целях координации и развития инновационной деятельности в системе образования региона ГУ ДПО «Институт развития образования   Забайкальского края» ежегодно проводит краевые   инновационные   научно-образовательные сессии (весенняя и осенняя) под общей тематикой   «Проектирование инновационной деятельности в образовании: от замысла к воплощению».

Актуальность проведения данного мероприятия обусловлена общими стратегиями инновационного развития социально-экономической сферы в России и нормативным закреплением в Федеральном Законе РФ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. ФЗ-273 целей инновационной деятельности, определяемых каксовершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.

Проведение краевой инновационной научно-образовательной сессии «Проектирование инновационной деятельности в образовании: от замысла к воплощению» является одновременно образовательным, научно-методическим и экспертным мероприятием, имеющим своей целью повышение компетентности профессионально-педагогического сообщества края в вопросах проектирования, практического воплощения, оценки и экспертизы инновационных проектов и программ; выявление и поддержки лидеров в образовании; формирование в системе образования Забайкальского края инновационной инфраструктуры.

Для участия в научно-образовательной сессии приглашаются руководители органов управления образованием, педагогические коллективы, педагогические работники, осуществляющие или планирующие инновационную деятельность, ориентированную на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально- технического обеспечения системы образования в форме реализации инновационных проектов, программ.

Образовательный план сессии включает:

  • интерактивные публичные лекции;
  • практикумы по освоению технологии представления инновационных проектов;
  • экспертно - аналитические семинары;
  • круглые столы;
  • коучинг-презентации;
  • индивидуальные консультации.

На основании   поступивших заявок предусматривается дифференцированная работа с участниками на трёх уровнях: начальный (для участников, не имеющих опыта инновационной деятельности), базовый (категория участников, имеющих опыт разработки, апробации и внедрения инноваций), повышенный (победители конкурсов инновационных проектов, желающих совершенствовать имеющийся опыт, приобрести инструментальные компетенции, освоить функцию общественного эксперта). Участники сессии, планирующие представление инновационных проектов в рамках краевых форумов, имеют возможность прохождения предварительной, поддерживающей экспертизы, которая предполагает: оценку понимания и видения инновации авторами-разработчиками, поддержку и совершенствование инновации до возможности применения в образовательной практике.

Во время   проведения   сессий периодически   осуществляется публичная презентация деятельности предметных ассоциаций, которые входят в состав   Региональной общественной организации «Забайкальское педагогическое общество», реализующей одну из ключевых задач: профессиональная консолидация, укрепление и развитие профессиональных связей и гуманитарных контактов между специалистами, занимающимися вопросами педагогической науки и практики, содействие повышению престижа профессии педагога.

В этой связи деятельность десяти предметных ассоциаций: учителей истории и обществознания, учителей русского языка и литературы, учителей дошкольного и начального образования, логопедов, дефектологов,учителей географии, учителей математики, учителей технологии, учителей информатики, педагогов – библиотекарей, педагогических работников агрошкол, педагогов-психологов – представляется особенно значимой в контексте непрерывного образования. Заметим, что стремление человека к непрерывному образованию имеет положительную обратную связь, потому что известно «чем больше человек знает, тем больше стремится получить новые знания, и с этой точки зрения обучение является самоподдерживающей системой» [3,c.178].

Сложность и многозначность феномена непрерывного образования, реализующегося в современных моделях, видится в том, что человек, включаясь в процесс непрерывного совершенствования знаний, получает установку на переход в новое качество. И как отмечает А.А. Попов, «образование мыслится как искусственно организованная деятельность, внешняя по отношению к собственным, естественным механизмам функционирования и воспроизводства социокультурной целостности»[4,c.52].

В процессе непрерывного образования человек поднимается над стихией собственной деятельности, преодолевает заданный или привычный круг общения, в результате приобретает возможность видения собственной перспективы развития.

Прогнозируя стремление современного педагога к непрерывному образованию в течение жизни, мы склонны предположить: историческая непрерывность образования – это непрерывная деятельность реальных субъектов, обучающихся на протяжении всей жизни и никогда не считающих это процесс завершённым.

 Литература

1.Сагатовский В.Н. Бытие идеального. – СПб.: Петрополис, 2003.104 c.

2.Стратегические ориентиры Государственной программы Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края на 2013 – 2015 и на период до 2020 года»

3.Культурный прогресс: философские проблемы. Под ред А.И.Арнольдова. Изд-во «Наука», 1984.319 с.

4. Попов А.А. Открытое образование: Философия и технологии. Изд.3-е.М.:ЛЕНАНД, 2016.256с.(психология, педагогика, технология обучения.№32.)