Пленарная сессия

Модератор:
Жамбалова Э.Ч.,
проректор по научно-методической работе
ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края».
Аналитик:
Шароглазова О.А.,
ст. методист факультета ФОиСОО ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края».

      В рамках мероприятий, посвященных закрытию Года педагога и наставника в Забайкальском крае 11 декабря 2023 года состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Феноменология педагогической деятельности и наставничества в условиях новой образовательной реальности». В работе конференции очно и онлайн приняли участие более 100 руководителей и педагогов из Забайкальского края, Иркутской области, Хабаровского края, значимым стало очное участие почетного гостя, спикера из Алтайского государственного педагогического университета Воронушкиной О.В.

Открывая работу Пленарной сессии модератор Жамбалова Э.Ч. отметила, что образование не стоит на месте, и каждый день мы сталкиваемся с новыми вызовами и возможностями. В условиях новой образовательной реальности педагогическая деятельность становится все более сложной и многогранной. Феноменологический подход позволяет взглянуть на эту деятельность с новой стороны, увидеть ее особенности и возможности. Феноменологический подход является одним из ключевых в современной философии и психологии. Он основан на идее, что реальность не является объективной и фиксированной, а зависит от восприятия и опыта каждого человека и что педагогическая деятельность не является статичной и неизменной. Она постоянно меняется и развивается, адаптируясь к новым условиям и требованиям. Это позволяет создавать новые методы и подходы к обучению, которые будут более эффективными и полезными для наших учеников.

С докладами в рамках Пленарной сессии выступили:

1. Храмцова Наталья Викторовна, проректор, директор ЦНППМ ПР ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», к.п.н.

2. Воронушкина Олеся Владимировна, заведующий кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», к.филол.н., доцент.

3. Булгакова Марина Геннадьевна, руководитель центра развития воспитания ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области», к.ист.н.

4. Анкудинова Елена Владимировна, заведующая кафедрой педагогики профессионального образования ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», к.пн., доцент.

Выступление Н.В. Храмцовой, проректора, директора ЦНППМ ПР ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», к.п.н., было посвящено вопросам функционирования регионального сегмента Единой федеральной системы научно-методического сопровождения как условия развития педагогической деятельности и наставничества. Наталья Викторовна ознакомила слушателей с современными вызовами, обуславливающими развитие педагогической деятельности и наставничества. В докладе были рассмотрены региональная специфика, в условиях которой проводится научно-методическое сопровождение, ключевые стратегии развития системы образования Забайкальского края, субъекты и их модель взаимодействия региональной системы научно-методического сопровождения.

О.В. Воронушкина, заведующая кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», к.филол.н., доцент, в своем докладе «Демонстрационный экзамен в подготовке педагогических кадров: задачи и перспективы взаимодействия в системе «Вуз – школа»» раскрыла определение понятия «демонстрационный экзамен» как современной технологии оценки качества подготовки педагогических кадров. Участники конференции познакомились с нормативной базой федерального, регионального уровней и уровня образовательной организации для проведения демонстрационного экзамена. Ольга Владимировна презентовала модель проведения демонстрационного экзамена, апробированную в ФГБОУ ВО «Алтайский ГПУ».

Экосистеме наставничества как ресурсу накопления и развития человеческого капитала в Иркутской области было посвящено выступление М.Г. Булгаковой, руководителя центра развития воспитания ГАУ ДПО «Институт развития образования Иркутской области», к.ист.н..Марина Геннадьевна в ходе своего выступления рассказала об инструментах, с помощью которых выстраивается работа экосистемы наставничества в Иркутской области, продемонстрировала примеры наставничества.

Е.В. Анкудинова, заведующая кафедрой педагогики профессионального образования ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», к.п.н., доцент, рассказала о наставничестве как механизме достижения успеха и саморазвития в профессиональной деятельности. Елена Владимировна акцентировала внимание на том, что наставничество – это событие для наставника и наставляемого, и должно рассматриваться с точки зрения значимого взаимодействия. Наставничество – это универсальная (сквозная) технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. В ходе своего выступления докладчик представил слушателям заседания методы наставнической деятельности.

Подводя итоги Пленарной сессии, модератором Жамбаловой Э.Ч. отмечено, что феноменология педагогической деятельности - это подход к изучению образования, который фокусируется на субъективном опыте и восприятии учителей и учащихся. Этот подход предполагает, что образование не может быть понято только через объективные данные или научные исследования, но также требует изучения субъективных переживаний и представлений участников образовательного процесса. Феноменология педагогической деятельности может помочь учителям лучше понять своих учеников и улучшить качество обучения.

 

О работе секции

«Феноменология педагогической деятельности:

вызовы новой образовательной реальности»

 

Модератор:

Кимова С. З.,

заведующая кафедрой педагогики и цифровой дидактики

ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края».

Аналитик:

Соколова С.П.,

методист ФО и СОО ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края».

Целевая аудитория: специалисты муниципальных органов управления образованием, руководители, заместители руководителей и педагоги образовательных организаций системы общего и дополнительного образования, преподаватели профессионального образования и высших учебных заведений.

 

В ходе работы секции «Феноменология педагогической деятельности: вызовы новой образовательной реальности» спикеры поделились теоретическим и практическим опытом работы по формированию и применению новых методик и технологий в образовательном процессе.

         Кац Людмила Викторовна, преподаватель ЦНППМ ПР ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», в своем выступлении особый акцент сделала на необходимости проведения диагностики профессиональных дефицитов как основы для проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута педагога. Проведение диагностики педагогов является добровольной процедурой, если в образовательной организации нет специальных актов. Провести диагностику профессиональных дефицитов педагог может и самостоятельно на платформах «Преобразование» и «Цифровая экосистема ДПО».

        Цырендашиева Баира Эрдынеевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Агинская окружная гимназия-интернат» ГО «Посёлок Агинское», поделилась успешным опытом апробации метапредметного интенсива как формы проведения урока русского языка. Для успешной реализации данного метода необходимы некоторые условия: четкие сроки, углубление в тему, большой объем новой информации, командная работа в небольших группах, грамотное распределение ресурсов. Удачно вписывается в ход реализации данной методологии схема наставничества ученик – ученик.

         Банеева Инна Юрьевна, учитель биологии и географии, руководитель школьного научного общества МБОУ «СОШ № 19» г.Читы, рассказала об особенностях работы с высокомотивированными и одаренными детьми. Спикер обратила внимание на то, что в ОО около 10% учеников с инклюзивными запросами. Эти дети также активно и успешно участвуют в конференциях, конкурсах различного уровня.

        Преподаватели колледжа Читинского института (филиала) ФГБОУ «Байкальский государственный университет» Ю.Д. Винограденко и М.Л. Григорян поделились опытом работы на платформах геймификации: «Mooble», «Coursera», «Memrise», «Duolingo», «KhanAkademy». Естественная среда для современных подростков – игровая. Современный учитель, педагог, воспитатель должен знать и владеть актуальными инструментами обучения, технологиями геймификации в образовательном процессе.

         Батсуурь Солонго Александровна, учитель МБОУ «Приаргунская СОШ» Приаргунского муниципального округа, предложила широко использовать в работе разные модели наставнических практик. Для успешной реализации наставнических практик важно правильно определить цель, разработать дорожную карту. Удачно вписывается в эту работу использование платформы «i3.Сократ».

         Соколова Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов МОУ СОШ с. Тарбагатай Петровск-Забайкальского района, в своем выступлении подчеркнула, что учитель в своей работе обязан учитывать особенное отношением к миру, окружающим людям современных детей и подростков. В связи с этим наблюдается необходимость уже в начальной школе использовать искусственный интеллект на уроке.

         Павлова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Бальзинская СОШ» Дульдургинского района, предлагает на уроках русского языка применять интеллект-карты как способ систематизации учебного материала. При составлении интеллект-карт возможно использование информации не только из сети Интернет, но и учебной литературы, различных словарей. Особенно удачной является работа по изучению краеведческого материала. Такой способ является познавательным, современным и результативным.

         Зайнтдинова Наталья Юрьевна, учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Карымское с пришкольным интернатом», в ходе выступления подчеркнула, что педагогам для создания рабочей атмосферы на уроке важно учитывать типы восприятия учеников. Новые технологии помогают школьникам на уроках быть увлеченными. Если ребенку неинтересно, то он не развивается.

         Подводя итоги работы секции, модератор Кимова Светлана Зандараевна сделала вывод, что педагогу следует учитывать тот факт, что дети стали другими. Учителям необходимо провести «инвентаризацию» своего педагогического опыта, чтобы определить формы и методы работы со школьниками, которые позволят обеспечить качество образования в условия новой реальности.

 

О работе секции

«Наставничество в развитии системы образования:

проблемы, практики, эффекты»

 

Модератор:

Глагольева А.Ю.,

проректор по учебной работе

ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»

        

В ходе работы секции «Наставничество в развитии системы образования: проблемы, практики, эффекты» участники конференции обсудили модели организации наставничества, реализуемые на 3 уровнях: муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций и модели, реализуемые педагогом.

    Модель, реализуемая комитетом по управлению образованием администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», представлена главным специалистом Петровой Ириной Валерьевной, которая в своем выступлении подробно рассказала о Лаборатории молодого педагога, создающей условия для гибкого планирования наставнической деятельности и становления эффективных наставнических практик.

    В выступлении Дамдинжаповой Оюны Мункожаргаловны, заместителя директора МАОУ «Агинская окружная гимназия-интернат» ГО «Посёлок Агинское», представлена управленческая практика гимназии, реализуемая как модель наставничества и менторства, способствующая решению задач профминимума.

Илясова Наталья Владимировна, преподаватель Колледжа Читинского института (филиала) ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», в ходе выступления поделилась с участниками конференции опытом организации Школы наставничества для молодых педагогов, реализуемой в профессиональной образовательной организации.

Калиничева Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «Холбонская СОШ» Шилкинского района, представила модель наставничества, реализуемую педагогом в процессе преподавания русского языка и литературы.

Современные подходы к эффективному наставничеству на примере реализации программы социальной активности младших школьников «Орлята России» представлены Казановой Юлией Геннадьевной, учителем начальных классов МОУ «Первомайская СОШ № 2» Шилкинского района.

После выступления спикеров, присутствовавших очно, с докладами выступили онлайн-участники:

- Киселёва Мария Павловна, заместитель директора по ВР МОУ «Харанорская СОШ № 40» Борзинского района с темой «Наставничество в хореографическом ансамбле «Радость»;

- Такмакова Ольга Владимировна, учитель иностранного языка, заместитель директора по методической работе МАОУ «Гимназия № 9» г. Краснокаменска с темой «Наставничество как стратегия развития всех участников образовательных отношений»;

- Загидулина Олеся Михайловна, заместитель директора по воспитательной работе МОУ «СОШ № 5 п. Карымское с пришкольным интернатом» Карымского района, с темой «Психолого-педагогический класс: новая (старая) практика школьной жизни и (или) старт в профессию учителя»;

- Иванова Лариса Евгеньевна, методист МОУ СОШ № 15 г. Борзи с темой «Наставничество как востребованная кадровая технология»;

- Котлярова Наталья Владимировна, учитель биологии МОУ СОШ № 15 г. Борзи с темой «Лучшая практика наставничества»;

- Шишмарева Светлана Леонидовна, заместитель директора по учебно- воспитательной работе МОУ СОШ с. Тарбагатай Петровск-Забайкальского района с темой «Наставничество как эффективный механизм корпоративного обучения учителя»;

- Дондокова Цыренжап Лхасарановна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Дульдургинская СОШ № 2» Дульдургинского района с темой «Из практики реализации модели наставничества «учитель-ученик»;

- Чимитцыренова Цэмэнжа Цыдендоржиевна, учитель изобразительного искусства МАОУ «Дульдургинская СОШ № 2» Дульдургинского района с темой «Наставничество как способ раскрытия творческого потенциала обучающегося с ОВЗ и обеспечение его успешности в изобразительной деятельности»

- Зелепукина Ирина Александровна, заместитель заведующего по ВМР МБДОУ «Детский сад №17» с темой «Модель наставничества «Успех начинается с опыта»

Подводя итоги секции, модератор Глагольева А.Ю. отметила, что ключевыми принципами наставничества в образовании являются индивидуальный подход, персональное общение, равноправность, доверительные отношения. Наставничество способствует передаче опыта, знаний и умений от опытных специалистов к молодым, что повышает качество образования, помогает молодым специалистам определиться с направлением своей деятельности, сформировать стратегию карьерного роста и создает условия для непрерывного профессионального развития и инноваций. Для повышения эффективности наставнических программ необходима четкая организация, эффективная система оценки и поддержка всех структурных компонентов.

 С проектом резолюции можно ознакомиться по ссылке https://disk.yandex.ru/i/-YwPLXzGwtJNKg

 С презентациями участников можно ознакомиться по ссылке https://disk.yandex.ru/d/Hx79usKmlObCDw

 Благодарственные письма спикерам: https://disk.yandex.ru/d/GwFtK7QeOWTR6Q

pic-1

pic-2

pic-3