В рамках Года педагога и наставника в муниципальном районе «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» 28 апреля 2023 года на базе МАДОУ детский сад №14 «Дельфинчик» были проведены V Муниципальные родительские чтения по теме: «Творческое наследие К. Д. Ушинского в семейном воспитании дошкольника». Открылось мероприятие специальным Гимном по родительскому просвещению. Основная миссия мероприятия заключается в том, что провозглашается лозунг о первых воспитателях своих детей - родителях (законных представителей) на ценностях семейного чтения, любви и уважения к народному искусству, продвижению детского и семейного чтения, театрализации в воспитании нравственных качеств, привычек, поведения у дошкольников. Формирование интереса к произведениям К.Д.Ушинского, умение слушать и понимать смысл содержания, эмоционально проживать жизнь героев. Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре   через восприятие произведений К.Д.Ушинского.

Формирование ответственного и позитивного родительства – одно из основных направлений социальной политики муниципального района в Год педагога и наставника.

Девиз мероприятия: «Душу человека с детства развивать надо».

Цель: Поддержка родительских инициатив, распространение инновационного семейного опыта, определение на основе обобщения родительской практики, условий и технологий семейного воспитания в образованности современного дошкольника.

В родительских чтениях приняли участие 10 семей, которые представили заявку установленного образца. К заявке, вне зависимости от формы семейной традиции, было представлено подробное описание традиции семьи в письменном виде (текст в формате Word, размер шрифта 14, междустрочный интервал – 1,5, объем не менее 5 страниц).

1.Необходимый элемент - описание истории семейной традиции.

2.Вовлечение максимально большего количества членов семьи в подготовке работы.

Семейная традиция была представлена в следующих формах:

- видео работы (домашние фильмы, телерепортажи, видео-очерки о семейной традиции) (продолжительность до 10 минут);

- фотоальбомы, плакаты, схемы, коллажи, пособия и т.п.;

- компьютерные презентации (требования: минимум текста, разумный баланс фото, тезисное изложение материала)

Задачи:

1.Обогащать личный опыт каждой семьи с использованием произведений     К.Д.Ушинского.

2.Продолжить работу по формированию у детей бережного отношения к природе, духовно-нравственных понятий.

3.Продолжить работу по развитию познавательной активности и интереса к детской художественной литературе через разные формы взаимодействия с семьей.

4.Воспитывать любовь и уважение к творчеству писателя, к своей малой Родине; желание и умение работать в едином ключе семьи и ДОУ, договариваться, проявлять активность в воспитании детей.

Обоснование родительских чтений:

Проведя в начале года анкетирование среди родителей, мы обратили внимание, что в основном детям покупают и читают волшебные сказки, комиксы, рассказы современных писателей, по содержанию которых поставлены мультипликационные фильмы. Но никто из родителей не отметил, что читают произведения К.Д. Ушинского, не смотря на то, что они познавательны. Слушая сказки, рассказы, дети учатся сравнивать, обобщать. Произведения доступны по содержанию, увлекательны. Формируют такие качества как наблюдательность, умение любоваться природой, воспитывают в дошкольниках чувство преданности, верности, бескорыстия. Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в более зрелом возрасте, и имеет большое значение в полноценном развитии детей старшего дошкольного возраста

Тематика муниципальных родительских чтений (направления):

1 секция – Применение в семейной практике педагогических идей К.Д. Ушинского.

2 секция – Произведения К. Д. Ушинского, их место в совместной работе воспитателя и семьи (практически направленный материал)

3 секция – Сказки для воспитания или «Ушинский – детям» (практический опыт конкретного родителя на примере конкретной сказки – конспекты, сценарии, дидактические игры, методический материал…)

Для повышения качества организации работы по родительскому просвещению в каждом ДОУ была проведена соответствующая работа:

  • выявлен лучший опыт и лучшие площадки по родительскому образованию в каждом образовательном учреждении;
  • презентован и позиционирован лучший опыт на институциональном уровне;
  • выработаны общие требования к организации родительского просвещения;
  • растиражирован в муниципалитете и регионе имеющийся опыт, продолжено обучение родителей в «Родительском Университете».

С детьми в ДОУ и семьях организованы культурные практики:

1.«Наша страна Россия» – через чтение рассказов «Путешествие по Волге», «Поездка из столицы в деревню». Рассказы: «Играющие собаки»; «Утренние лучи», «Любопытство», «Поездка из столицы в деревню», «Трусливый Ваня», «Четыре желания», «Дети в роще». В интересных рассказах К. Д. Ушинский раскрывал перед детьми многообразие окружающего их мира, с малых лет прививал детям правильные понятия о жизни, о взаимоотношениях людей. Человек счастлив только тогда, когда он честно трудится. Ушинский писал о труде простых людей: крестьянина, кузнеца, пекаря, портного… Заставляя своих героев путешествовать, Ушинский мог в коротком рассказе показать жизнь всей России.

2.«В мире животных» – через чтение рассказов о животных: «Пчелы и мухи»,

3.«Медведь и бревно», «Пчелки на разведках», «Бишка», «Жалобы зайки», «Слепаялошадь».

4.«Мы – сказочники» – погружение в тему через многообразие форм работы с произведением: чтение, пересказ, фантазирование, переложение.

5.Представление «Что за прелесть эти сказки!»

К заявке, вне зависимости от формы семейной традиции, прикладывается подробное описание традиции семьи в письменном виде (текст в формате Word, размер шрифта 14, междустрочный интервал – 1,5, объем не менее 5 страниц).

1.Необходимый элемент - описание истории семейной традиции.

2.Вовлечение максимально большего количества членов семьи в подготовке работы.

3.Семейная традиция помимо описания (п.1) может быть представлена в следующих формах:

- видео работы (домашние фильмы, телерепортажи, видео-очерки о семейной традиции) (продолжительность до 10 минут);

- фотоальбомы, плакаты, схемы, коллажи, пособия и т.п.;

- компьютерные презентации (требования: минимум текста, разумный баланс фото, тезисное изложение материала).

В ходе родительских чтений работал оргкомитет, который номинировал работы родителей, согласно, критериев:

-Детальность описания семейной традиции.

-Разнообразие форм для представления информации и форм творческого выражения семейной традиции.

-Оригинальность и творческий подход к оформлению работы.

-Художественные достоинства презентации семейной традиции (литературный язык, образность изложения, изобразительное мастерство, актерское мастерство).

-Продолжительность семейной традиции и охват участников.

Все родительские практики были распределены по следующим номинациям:

  • «Оригинальная семейная находка»;
  • «История семейных традиций»;
  • «За художественную выразительность»;
  • «За сохранение и преемственность российских семейных традиций»;
  • «За режиссерское мастерство» (для фильмов и сценических действий);
  • «За актерское мастерство»;
  • «За популяризацию идей К.Д. Ушинского»;
  • Самая продолжительная традиция;
  • Традиция, охватывающая наибольшее количество участников.

В заключении все присутствующие участники, гости, организаторы поделились своими впечатлениями, выразили мысль о том, что подобные мероприятия усиливают взаимосвязь семьи и детского сада, укрепляют устои семейного и общественного воспитания, создают единство духовных традиций и ценностей в воспитании подрастающего поколения.

 

Петрова И.В.,

главный специалист Комитета по управлению образованием администрации муниципального района «г. Краснокаменск и Краснокаменский район»

 pic-1

pic-2

pic-3

pic-4

pic-5

pic-6

pic-7

pic-8