В ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» в период 13-17 марта 2023 г. проведены курсы повышения квалификации (далее−КПК) по дополнительной профессиональной программе «Эффективная школа: стратегия повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях», цель реализации которой заключается в совершенствовании профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций данного кластера в области управления повышением качества образования (далее − ДПП).

Актуальность тематики КПК обоснована тем, что качество образования, в соответствии с указами Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; № 474 от 21 июля 2020 г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», является одной из национальных целей развития Российской Федерации. Проблема повышения качества образования в Забайкальском крае является актуальной. В течение 2020-2022 гг. в части общеобразовательных школ наблюдается значительное снижение образовательных результатов, в том числе, школах, для которых данный факт констатирован впервые.

Участники курсовой подготовки – команды общеобразовательных организаций (директор, заместитель директора, руководитель методического объединения), в которых в 2022 году зафиксированы низкие результаты по итогам следующих внешних оценочных процедур: ВПР (русский язык, математика 5-6 кл.); ОГЭ (русский язык, математика); ЕГЭ (русский язык, математика (базовый и профильный уровни).

В программу курсов включены лекции, практические занятия по проблемам повышения качества образовательных результатов, в процессе которых раскрыты сущностное содержание понятий «эффективная школа», «риски снижения образовательных результатов», «механизмы повышения качества образования», «многоуровневая система оценки качества образования», «профилактика снижения образовательных результатов» (по учебным предметам «Математика», «Русский язык»), «повышение мотивации участников образовательных отношений», «непрерывное профессиональное развитие педагогических работников», «индивидуальный образовательный маршрут педагога и руководителя общеобразовательной организации», «наставничество», а также осуществлено проектирование стратегических направлений перехода школы в эффективный режим функционирования на основе глубокой комплексной самодиагностики (проблемно-ориентированного анализа) деятельности школы; посредством разработки механизмов (проекта дорожной карты; антирисковых программ) преодоления выявленных проблем (рисков) и достижения повышения качества образования.

Слушателями разработаны проекты дорожных карт повышения качества образования в конкретной общеобразовательной организации, включающих организацию и проведение мероприятий, направленных на преодоление рискового профиля школы. На следующем этапе управленческие команды школ, педагогические коллективы должны внести изменения, дополнения, провести обсуждение, корректировку, утверждение дорожной карты и разработать антирисковую программу в соответствии с доминирующим рисковым профилем.

Таким образом, в реализации   ДПП приняли участие 36 человек (из 25 школ; 14 муниципальных районов), представляющие следующие категории: 12 чел.- директора школ, 12 чел.− зам. директора; 5 чел. − учителя математики; 6 чел. − учителя русского языка; 1 чел.− учитель географии, в том числе 11 школ были представлены командами, 14 школ- одним представителем (директор; или зам. директора; или учитель).

Порш Л.А., доцент кафедры
управления образовательными организациями
ИРО Забайкальского края, к. ф. н., руководитель курсов.

pic