9 декабря 2022 года в рамках XII Забайкальских Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» состоялась работа дискуссионной площадки «Нравственное измерение воспитания в условиях глобальных вызовов современности: разговор о важном». Основная цель - обсудить вопросы, касающиеся нравственных аспектов измерения воспитания, проблемы сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей и обсудить возможные пути их решения.

Модератором выступила Э.Ч. Жамбалова, проректор по научно-методической работе ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», которая в начале работы площадки актуализировала основные нормативные документы, регламентирующие воспитательную деятельность в школе, и проблемы в области сохранения и укрепления традиционных российских ценностей, обусловленные вызовами современного мира. Для обсуждения участников было предложено 2 вопроса:

1. Каковы наиболее эффективные управленческие механизмы сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей, которые могут быть использованы в современной школе?

2. Какие эффективные формы и методы воспитания и образования детейи молодёжи можно использовать для сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей?

В ходе обсуждения предложений были представлены доклады приглашенных спикеров, имеющих опыт работы по данному направлению.

Выступление Л.В. Краус, заместителя директора МБОУ «СОШ № 47» г. Читы, муниципального координатора ресурсного центра проекта «Навигаторы детства» было посвящено ознакомлению с опытом реализации и координации деятельности советников по воспитанию. Л.В. Краус обозначила важность определения функционала советников по воспитанию в совместной работе директора, заместителя директора и советников по воспитанию в системе воспитательной работы образовательных организаций.

О.Г. Веретельников, учитель Первомайской СОШ № 5, председатель РОО «Ассоциация учителей истории и обществознания Забайкальского края», раскрыл вопросы межведомственной координации деятельности по защите национальных традиционных ценностей на примере сопряжения деятельности учреждений образования, воспитания и общественных организаций п. Первомайский. О.Г. Веретельников видит приоритет патриотического направления в воспитании традиционных российских ценностей у подрастающего поколения, воспитание патриотизма, гражданственности и стремления служить Отечеству, ответственности за его судьбу и др.

О системе работы по сохранению национальных ценностей в ЧОУ «Забайкальская Православная гимназия им. святителя Иннокентия, епископа Иркутского» рассказала М.Р. Себиханова, директор Православной гимназии. М.Р. Себиханова предложила методистам ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» возобновить традицию посещения открытых уроков и воспитательных мероприятий Православной гимназии учителями края с целью повышения качества работы в преподавании ОРКСЭ и ОДНКНР в рамках курсов повышения квалификации.

Опыту формирования базовых национальных ценностей средствами иностранного языка в образовательных организациях Забайкальского края был посвящен доклад Е.В. Пасынковой, старшего преподавателя кафедры гуманитарного образования ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края». Е.В. Пасынкова рекомендовала учителям иностранных языков участвовать в региональных конкурсах профессионального мастерства с целью пополнения учебного материала для расширения содержания установленной программой тематики за счет включения регионального компонента и усиления воспитательного потенциала учебного предмета «Иностранный язык», распространения педагогического опыта и роста профессионального мастерства, что также будет содействовать повышению качества иноязычного образования в Забайкальском крае.

По итогам работу площадки внесены следующие предложения:

по первому вопросу:

- способствовать построению целостной системы воспитания с участием заместителей директоров, советников по воспитанию, вожатых;

- обеспечивать поддержку общественно значимых инициатив и детских общественных объединений; развитие взаимодействия институтов гражданского общества и образовательных организаций с органами публичной власти в решении вопросов по сохранению традиционных национальных ценностей;

По второму вопросу:

- создать условия для организации воспитательной деятельности с использованием актуальных форм и методик;

- стимулировать взаимодействие образовательных организаций друг с другом в рамках реализации совместных проектов, развивать «горизонтальные связи».

 

Е.В. Пасынкова,

старший преподаватель кафедры гуманитарного образования

ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»

pic-1

pic-2