8 декабря 2022 года в рамках XII Забайкальских Рождественских образовательных чтений на базе ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» в очно-дистанционном формате прошёл межрегиональный круглый стол «Интегративный подход к преподаванию предметной области ОДНКНР в условиях глобальных вызовов современности», участие в котором, помимо педагогов забайкальских школ и сотрудников ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», приняли их коллеги из Республики Бурятии, Иркутской и Еврейской Автономной областей. Активное участие в работе круглого стола принял представитель Читинской епархии РПЦ – руководитель отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Павел Матвеев. Всего в мероприятии участвовали более 50 человек. Модератором онлайн-встречи выступила Е.В. Дробная, зам. директора Центра НППМ ПР ИРО Забайкальского края, канд. культурологии.

Целью мероприятия стало выявление положительного эффекта обращения к интегративному подходу при преподавании предметной области ОДНКНР в контексте различных школьных предметов в условиях глобальных вызовов современности. В конференц-зале Института развития образования Забайкальского края, где проходил круглый стол, вниманию участников были предложены региональные источники получения учителем ОДНКНР актуальных предметных материалов для реализации интегративного подхода к преподаванию предметной области ОДНКНР.

Выступление В. А. Каштанюк, к.и.н., заведующей кафедрой истории, архивоведения и правовых учений (ФГБОУ ВО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», ЕАО) было посвящено определению глобальных вызовов современности, определяющие особенности духовно-нравственного воспитания школьников. Валентина Александровна рассказала о необходимости формирования у обучающихся традиционных ценностей в рамках преемственности культурного наследия и сохранения исторической памяти и. Знания о традиционных ценностях, транслируемые через образовательные, культурные, воспитательные программы, являются основой формирования гражданской и региональной идентичности.

О духовном интеллекте как основе когнитивного и эмоционального интеллектов, их взаимообусловленности и взаимодополнении рассказала участникам круглого стола д.п.н. Л. Н. Рулиене, профессор кафедры общей педагогики ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова».

Выступление к.п.н., доцента кафедры педагогики ЗабГУ О.С. Наумовой было посвящено значению интегративного подхода к развитию аксиологического представления о мире у школьников.

Основной корпус обсуждения в рамках работы круглого стола составили сообщения на тему интегративного подхода к преподаванию предметной области ОДНКНР в контексте различных школьных предметов: русского языка – Ю.В. Вайрах, заведующей кафедрой рекламы и журналистики ФГБОУ ВО ИРНИТУ, к.филол.н. (Иркутская область); обществознания – Е.А. Лаврентьевой, учителя МБОУ СОШ № 21 г. Читы; изучению истории – сообщение Т.Ю. Семёновой, научного сотрудника Забайкальского краевого художественного музея.

В частности, Ю. В. Вайрах посвятила свое выступление интегративному компоненту уроков русского языка, рассказав о макроконцепте РОД в аспекте символов русской лингвокультуры. Т.Ю. Семёнова рассказала участникам о новой выставке Краевого художественного музея «Забайкалье – моя история». Татьяна Юрьевна акцентировала, что посещение выставки об истории Забайкалья в 1917-1938 гг., в которой отражены светские и духовные аспекты периода, может стать отличным дополнением, интегрирующим уроки истории и ОДНКНР. Подобные музейные занятия способствуют духовно-нравственному воспитанию детей, воспитанию патриотизма и развитию традиционных ценностных качеств у подрастающего поколения.

Учитель начальных классов читинской Православной гимназии им. свт. Иннокентия иркутского А.А. Номоконова поделилась своим опытом по проведению интегрированных занятий в рамках внеурочной деятельности «Разговоры о важном», направленных на развитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Анжелика Анатольевна подчеркнула, что культура России неразрывно связана с православием, поэтому так важно изучать культуру народа в ракурсе её основ. Только в этом случае дети получат верное представление о том, в какой стране они живут.

В рамках интегративного подхода к преподаванию ОДНКУНР и литературы были представлены результаты внеурочной работы с обучающимися: буктрейлер романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», подготовленный при совместном участии обучающихся МБОУ «СОШ № 33» г. Читы и студентов ЗабГУ, и видеоролик от МОУ СОШ с. Зюльзя Нерчинского района, в котором ребята представили чтение стихотворения В. Соловьёва «Имману-Эль».

В процессе проведения мероприятия его участники сформировали ментальную карту, обобщающую интегративные связи предметных областей ОРКСЖ и ОДНКНР, смогли поучаствовать в онлайн-опросе через Яндекс-форму, в котором отражена единодушная позиция педагогов о том, что качественное преподавание предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР позволит школьникам более успешно овладевать материалами других дисциплин и поможет школе в воспитании обучающихся в духе традиционных российских ценностей. Кроме того, педагоги создали облако тегов в ресурсе АnswerGarden в качестве рефлексии: «Воодушевляет!» «Интересно», «Большое спасибо», «Актуально!», «Спорные моменты» – такими были эмоции, высказанные участниками круглого стола. Интерес к нему подтверждает реакция «Не хватило времени», присланная в облако.

Результатом работы круглого стола стало обобщение материалов, представленных в рамках мероприятия и внесение следующих предложений Резолюцию Конференции:
• Обеспечивать методическое сопровождение интеграции в преподавании ОРКСЭ, ОДНКНР и других предметов;
• Создавать условия для выявления лучших практик преподавания ОРКС и ОДНКНР и практик, отражающих интегративный подход к преподаванию ОРКСЭ, ОДНКНР и других предметов школьной программы;
• Способствовать более тесному сотрудничеству учителей предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР различных ОО края (например, на уровне предметной ассоциации).

Аналитик
О. А. Шароглазова
,
методист кафедры гуманитарного образования

ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»

 

pic-2

 

pic-1