29 ноября 2022 года на кафедре психологии и коррекционной педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» состоялся очный этап конкурса авторских мастер-классов «Лучшие практики в деятельности специальных педагогов в работе с детьми с ОВЗ».

Целью данного конкурса является представление опыта профессиональной деятельности учителей дефектологов и учителей-логопедов Забайкальского края, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Для сообщества специальных педагогов это, безусловно, незаурядное событие, позволяющее повысить профессиональный уровень, реализовать творческий потенциал.

Экспертное жюри возглавила Портнова Л.К., кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии и коррекционной педагогики ИРО Забайкальского края. В составе жюри работали: Кутырева Е.Ю., старший преподаватель кафедры психологии и коррекционной педагогики ИРО Забайкальского края; Карпенко Л.П., учитель-логопед ГОУ «Черновская специальная (коррекционная) школа-интернат»; Дудкина М.В., учитель-логопед МБОУ СОШ №19 г. Чита; Мысникова Э.А., доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики ИРО Забайкальского края. Членам жюри было необходимо оценить профессионализм конкурсантов по пяти критериям в испытании, демонстрирующем практический опыт реализации коррекционно-развивающих технологий.

На очный этап Конкурса было допущено десять специальных педагогов ‒ учителей-дефектологов и учителей-логопедов. Участникам было необходимо продемонстрировать основные фрагменты заявленного мастер-класса и ответить на вопросы членов жюри.

Мастер-классы конкурсантов вызвали у присутствующих неподдельный интерес, ведь знакомство с демонстрируемыми приемами ‒ это и новый практический опыт, и расширение профессионального кругозора, и обучение новым способам применения ярких необычных технологий. Участники конкурса проявили индивидуальность, умение взаимодействовать с аудиторией. В мастер-классах конкурсанты широко представили разнообразные методы и приемы с обучающимися с нарушениями развития.

Авхадшина С.Н., педагог дополнительного образования ГОУ «Черновская специальная (коррекционная) школа-интернат» демонстрировала мастер-класс «Трайфлы в стакане».Рыбакова И.С.,учитель-дефектолог МБОУ «СОШ №19» г. Чита, представила Кубик Блума как инструмент формирования и совершенствования лексико-грамматического строя речи и критического мышления у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.Работу с игровым пособием «Гусеничка Умка» показала Тумурова Р.А., учитель-дефектолог МДОУ «Детский сад «Багульник» ГО «Поселок Агинское».

Более многочисленной среди участников конкурса была группа учителей-логопедов.

Баранова Ю.В.,учитель-логопед МАДОУ детский сад №16 «Дюймовочка» г. Краснокаменск, продемонстрировала мастер-класс «Театральные ступеньки в преодолении речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с опорой на фонетическую и логопедическую ритмику». С серией занимательных пособий «Логопедические тропинки» познакомила присутствующих Былкова О.А., учитель-логопед МБДОУ «Солнышко» №55 г. Чита. Виневская Н.А., учитель-логопед МДОУ «ЦРР – детский сад «Полянка»пгт. Шерловая Гора показала мастер-класс «Использование камешков «Марблс» в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья». Игровые упражнения по развитию сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста представила Злобина А.А., учитель-логопед МДОУ детский сад №4 пгт. Кокуй. Истомина Л.Г., учитель-логопед МБДОУ детский сад компенсирующего вида №87 г. Чита, рассказала о формировании речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями с помощью технологии дыхательной гимнастики. Максимова Н.Г., учитель-логопедМБДОУ «Дульдургинский детский сад «Чебурашка», продемонстрировала мастер-класс «Использование палочек Кюизенера в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья». Милюшкина О.И., учитель-логопед МОУ СОШ №42 пгт. Шерловая Гора, показала приемы дыхательной гимнастики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

И если в демонстрационной части испытания обращалось внимание, прежде всего на эффективность, на технологичность, на проявление индивидуальности и нахождение нестандартных путей в решении педагогических задач, то во второй части испытания оценивались коммуникативная и рефлексивная культура участников.

Подводя итоги этого конкурсного дня, председатель жюри отметила, что участникам удалось достойно продемонстрировать свой опыт реализации коррекционно-развивающих технологий, используемых в рамках своей профессиональной деятельности. Были отмечены и моменты, на которые члены жюри рекомендовали всем обратить внимание, такие, как некорректное использование профессиональной терминологии, несоблюдение технологичности при демонстрации мастер-класса.

Были определены победители конкурса: ими стали Рыбакова И.С. (I место), Авхадшина С.Н. (II место), Злобина А.А. (III место). Победителям вручили дипломы и ценные призы. Все участники Конкурса получили сертификаты.

Опыт финалистов конкурса авторских мастер-классов «Лучшие практики в деятельности специальных педагогов в работе с детьми с ОВЗ» планируется обобщить и представить на региональном уровне, а также разместить в информационный банк педагогического опыта ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края».

 

Аналитик:

Мысникова Э.А.,

доцент кафедры

психологии и коррекционной педагогики

ИРО Забайкальского края