24 ноября 2022 года на базе ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» состоялась ХI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы современного детства: новая образовательная реальность и ее ценностные основания».

В работе конференции приняли участие специалисты Министерства образования и науки Забайкальского края, Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, сотрудники Кубанского государственного университета, доктор психологических и педагогических наук, профессор, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, заведующий межфакультетской кафедрой образовательных систем и педагогических технологий МГИМО МИД России В.А. Ясвин, ответственный секретарь правления Международного методсовета, научный руководитель международных сетевых лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» (университеты РФ, Чехии, Хорватии, Казахстана, Латвии), член правления ОЦ ИКаРуС, Ассоциации ЕВРОЛОГ, эксперт федерального реестра научно-технической сферы РФ, эксперт РАРИО, эксперт АНО «Центр современных образовательных технологий», проверяющая проектов Rotary Int Е.Л. Кудрявцева, а также руководители и педагоги образовательных организаций общего и дополнительного образования Забайкальского края, Республики Бурятия, Краснодарского края, г. Москвы, Хабаровского края, Новосибирской и Иркутской областей, руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием Забайкальского края, сотрудники ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края», ГУ «Центр «Семья»» – всего более 300 участников.

В рамках установочного пленума с приветствием к участникам конференции обратилась Глагольева А.Ю., и.о. ректора Института развития образования, которая актуализировала цели и задачи конференции, являющейся площадкой для обсуждения актуальных научно-методических проблем, обусловленных современной образовательной реальностью и вызовами времени, новых ролей участников образовательной деятельности, их функций, ответственности, выявления основных ценностных оснований в образовании.

В рамках конференции состоялась работа Пленарного заседания и 12 тематических площадок в дистанционном и очном формате. В начале Пленарного заседания модератор Жамбалова Э.Ч. представила информацию о работе тематических площадок и подчеркнула, что на площадках конференции состоялся конструктивный диалог, в ходе которого участники обсудили механизмы выбора проектирования и реализации пространства воспитания и формирования социально ответственной личности, поделились опытом по использованию цифровых платформ, ресурсов и инструментов, обсудили условия их использования в процессе обучения и воспитания. В рамках Педагогической мастерской «Диагностика и мониторинг обучения и воспитания обучающихся» у участников была возможность ознакомиться с методами диагностики воспитания обучающихся; разработать инструментарий диагностики воспитания обучающихся и провести анализ полученных данных с помощью разработанного инструментария. На площадке «Спортивные достижения в новой образовательной реальности: практики и векторы развития» представители спортивной сферы (специалисты, спортивная общественность, учителя физической культуры, родители) обсудили пути достижения спортивных результатов школьников в ходе выстраивания спаррингов и партнерских отношений между участниками образовательной деятельности.

Мероприятия в очном формате по направлению «Навигаторы детства» состоялись на базе Института развития образования Забайкальского края, футбольного клуба «ЧИТА», МБОУ СОШ с. Смоленка и СОШ №35 г. Читы, Центра «Семья» и Технопарка Забайкальского края. В ходе презентационной площадки, профессиональной гостиной, стажировочных площадок и панельной дискуссии состоялось обсуждение вопросов современной практики работы с несовершеннолетними, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми с ОВЗ, межведомственного взаимодействия в сфере профилактики различных видов деструктивного поведения несовершеннолетних, развития службы примирения в образовательной организации. Также в рамках мастер-классов представлен опыт организации работы с детьми 6-7 лет на занятиях хореографии, адаптивных настольных спортивных игр для детей с ОВЗ, формы реализации физкультурно-спортивного направления дополнительного образования в условиях школы, пути решения проблемы буллинга в образовательной среде.

С приветствием и докладом в рамках Пленарного заседания выступила Т.К. Клименко, д.п.н., профессор, и.о. министра образования и науки Забайкальского края с темой «Ценностные основания современного воспитания». Актуальность темы обусловлена «Стратегией национальной безопасности» (Указ Президента РФ от 2 июля 2021 года № 400), в которой отражены стратегические национальные приоритеты, одним из которых выступает «защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, гражданственность, высокие нравственные идеалы, милосердие, справедливость, коллективизм, историческая память и преемственность поколений, единство народов России и др. Одной из задач защиты традиционных российских ценностей является развитие системы образования, обучения и воспитания как основы формирования развитой и социально ответственной личности, стремящейся к духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому совершенству.

Далее Т.К. Клименко рассказала о составляющих Указа Президента РФ «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 09.11.2022 года № 809, о рисках распространения деструктивной идеологии в современной России, о системе мер развития практики воспитания детей и молодежи. Доклад заложил основу для дальнейшего развития темы «Актуальные проблемы современного детства: новая образовательная реальность и ее ценностные основания».

В.А. Ясвин, д.психол.н., д.п.н., профессор, лауреат Премии Правительства РФ в области образования, заведующий межфакультетской кафедрой образовательных систем и педагогических технологий МГИМО МИД России выступил с темой доклада «Педагогический проект «Живая школа актуального образования» в контексте новой образовательной парадигмы». Спикер подчеркнул, что системы образования, построенные по лекалам позапрошлого столетия, все больше перестают соответствовать требованиям времени. Сегодня нужна качественно новая образовательная парадигма, отвечающая вызовам сложного мира XXI века. Именно в этом направлении разработан проект «Живая школа актуального образования». Спикер рассказал о масштабах проекта, этапах его реализации и результатах, положительных оценках экспертов.

В продолжение пленарного заседания выступила А.А. Кастарная, зам. министра Министерства труда и социальной защиты Забайкальского края с темой доклада «Полиформатность социальных практик по работе с несовершеннолетними с деструктивным поведением и их семьями». Спикер описала структуру региональной профессиональной системы служб сопровождения, рассказала о региональной программе «Профилактика деструктивного поведения, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Забайкальского края на 2022-2025 гг.», о реализуемых в Забайкальском крае социальных практиках по работе с несовершеннолетними с деструктивным поведением и их семьями (краевой психологической службе, постсудебном сопровождении несовершеннолетних в конфликте с законом, социальных проектах, направленных на поддержку семьи и детей и пр.).

Российским базовым ценностям в воспитании и обучении детей был посвящен доклад И.В. Метлика, д.п.н., главного научного сотрудника Института воспитания, семьи и детства Российской академии образования (ИИДСВ РАО). Основываясь на законодательные акты РФ, спикер подчеркивает важность ценностных ориентиров детей и молодежи. Базовые российские ценности нашли отражение в примерных рабочих программах воспитания ИИДСВ РАО.

В.К. Игнатович, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета, выступил с докладом на тему «Семья как субъект проектирования индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) ребенка и ее социально-педагогическая поддержка во взаимодействии с учреждением дополнительного образования детей». Сообщение строилось на нескольких основных постулатах: проектирование ИОТ ребенка в семье – совместная творческая деятельность детей и родителей; проектирование ИОТ ребенка в семье – выбор пути, ведущего в зону его ближайшего развития; проектирование ИОТ ребенка в семье – предметность ее социально-педагогической поддержки.

Участники пленарного заседания отметили глубину, содержательность, инновационность, практикоориентированность представленных выступлений, необходимость продолжения подобных профессиональных встреч. С проектом резолюции конференции можно ознакомиться в разделе «Мероприятия- Конференции». Предложения принимаются в течение 3 дней по ссылке https://forms.yandex.ru/u/637e1b452530c2414a2a4c32/ .

 

Чугунова Н.Ю., к.филол.н., доцент,
начальник управления информационно-издательской деятельности
ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»