Новости
21.03.2022 - Весенняя краевая научно-образовательная сессия «Инструменты управления качеством образования: современные образовательные технологии и педагогические инновации»
- Подробности
-
Опубликовано: 21 марта 2022
Кейс лаборатория
18 марта 2022 года в рамках краевой научно-образовательной сессии «Инструменты управления качеством образования: современные образовательные технологии и педагогические инновации» состоялась работа кейс лаборатории по проблемам актуализации управленческих и образовательных проблем и путей их решения. В мероприятии приняли участие специалисты районных комитетов образования, педагоги системы дополнительного образования Кыринского, Тунгокоченского, Дульдургинского, Хилокского, Забайкальского, Агинского, Ононского, Могочинского, Красночикойского, Александрово-Заводского районов, п. Агинское, г. Чита, г. Краснокаменска, ЗАТО п. Горный, сотрудники ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края». Модератор Юдина Наталья Александровна открыла работу интерактивной площадки, представила краткий обзор вопросов, рассматриваемых в процессе работы площадки, обозначила актуальность и практическую необходимость, востребованность использования кейс-методов и технологий в системе дополнительного образования детей.
Кейс 1. Одной из таких технологий поделилась Жамбалова Эмилия Чойжалсановна, методист МАОУ ДО «Агинский дом детского творчества». Она представила сетевое образовательное событие в качестве средства развития навыков удаленной командной работы. Формат сетевого образовательного события стал особенно актуальным при организации дистанционной работы. Сетевое образовательное событие – это личностно-значимая ситуация развития, возникающая в процессе осмысленной деятельности субъекта через осознание проблемы и самостоятельное определение путей её решения в условиях сетевой коммуникации в цифровой образовательной среде.
Технологический кейс реализации сетевого образовательного события состоит из следующих компонентов:
1)Организационно-управленческий (участники, взаимодействие в сетевых группах, взаимодействие).
2)Методический (этап погружения в проблемное поле, этап решения кейсов в ходе совместного проектирования, этап рефлексии).
3)Рефлексивно-оценочный (рефлексивная эстафета, рабочая тетрадь участника СОС, анкетирование, метод незаконченного предложения, диалог с экспертом).
Подготовка образовательного события имеет следующий алгоритм:
- Определяем тематику и замысел образовательного события;
- Формулируем учебно-познавательные задания (не забываем про принцип межпредметности);
- Решаем, какую платформу использовать для размещения заданий (сайт, сообщество в социальной сети, moodle и др.), какой ресурс использовать для онлайн-встреч и для связи (чат);
- Размещаем учебно-познавательные задания на выбранной площадке;
- Отправляем условия проведения образовательного события участникам (должны содержать в себе все необходимые ссылки на гугл-формы, интерактивные доски и презентации, регламент встреч онлайн и работы офлайн);
- Разрабатываем критерии оценивания;
- Проводим образовательное событие.
В качестве иллюстрации своего опыта Эмилия Чойжалсановна показала свои сообщества в социальной сети «В Контакте», которые были созданы при проведении сетевых игр.
Кейс 2. Следующим кейсом поделилась Филатова Лидия Александровна, начальник отдела по образованию Администрации ЗАТО п. Горный. Она представила кейс по достижению планового показателя вовлеченности детей в дополнительное образование района. Лидия Александровна обозначила:
задачи |
причины |
примерные решения |
алгоритм решения |
1) выявить причины низкого уровня охвата детей дополнительным образованием; 2) определить способы достижения планового показателя по охвату детей дополнительным образованием |
1) нежелание родителей регистрироваться в системе дополнительного образования детей; 2) отсутствие программ дополнительного образования, которые бы удовлетворяли потребностям ребенка и родителей; 3) не информированность родителей о дополнительном образовании; 4) семейное неблагополучие |
2)Проведение совещаний рабочей группы (1 раз в неделю) с целью подведения итогов работы за неделю (достижение поставленных задач). 3)Проведение анализа работы системы дополнительного образования детей (актуальность программ, фактическое посещение детьми занятий, определение фактической нагрузки педагогов доп. образования, корректировка графиков работы педагогов доп. образования) |
1) Опрос родителей и детей на предмет выявления потребностей направлений работы дополнительного образования. 2) Разработка и внедрение краткосрочных программ дополнительного образования, которые удовлетворяют потребностям детей и родителей. 3) Сверка детей, зарегистрированных в системе «Навигатор» и записанных на программу (удаление дублей, корректировка данных). 4) Выявление причин отсутствия детей в системе «Навигатор» и/ или не записанных на программу. 5) Работа с классными руководителями. 6) Индивидуальная работа с родителями (законными представителями) |
В качестве наглядности работы с родителями Лидия Александровна продемонстрировала памятку обо всех возможностях Навигатора:
1. Собственный личный кабинет, в котором хранится и отображается информация об отложенных и ранее просмотренных программах, оформленных заявках на программы обучения, списаниях и остатке денежных средств по сертификату персонифицированного финансирования.
2. Подача заявки на получение сертификата дополнительного образования (учета).
3. Запись ребенка на программы дополнительного образования.
4. Предоставление полной и актуальной информации об образовательных учреждениях Забайкальского края.
5. Обширная библиотека образовательных программ дополнительного образования Забайкальского края в одном месте с актуальными и полными данными (цель и задачи; ожидаемые результаты; информация о преподавателе; расписание занятий и прочее).
6. Наличие фотографий и видеоматериалов в одном формате, показывающих деятельность по программам изнутри.
7. Разнообразные системы поиска, каталогизации, фильтрации, сортировки и рекомендаций программ, в том числе в виде картографического расположения.
8. Возможность просмотров отзывов и оценок программ дополнительного образования, а также их публикация самими родителями.
9. Участие в оценке программ дополнительного образования через заполнение анкеты для родителей.
10. Консультационная поддержка в онлайн-режиме.
На сегодня в ЗАТО п. Горный охват и вовлеченность обучающихся в системе дополнительного образования детей составляет 73% без привлечения дополнительных финансовых средств, в основном, благодаря энтузиазму молодых педагогов, системе поощрений, премий педагогам и классным руководителям. Это самый оптимальный алгоритм повышения уровня охвата обучающихся дополнительным образованием, который предлагаем коллегам.
Кейс 3. Если предыдущий кейс касался показателя вовлеченности, то кейс директора муниципального опорного центра (далее МОЦ) Кыринского района Казанцевой Елены Вячеславовны направлен на достижение показателя охвата персонифицированным финансированием дополнительного образования детей.
Каждый район заключил соглашение с Министерством образования Забайкальского края о реализации проекта «Успех каждого ребенка», в котором четко прописаны целевые показатели, достижение которых обязательно. Один из показателей – «доля детей, охваченных системой персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, от общего количества детей, охваченных дополнительным образованием».
Для достижения этого показателя необходимо:
1.Четкое понимание ситуации;
2.Грамотная, слаженная работа команды специалистов;
3.Определение ориентиров;
4.Продуманный, детально проработанный алгоритм действия.
Четкое понимание ситуации. В чем оно заключается? Необходимо иметь четкое представление о ситуации в районе в целом:
- количество детей по данным Крайстата и СГО;
- изучить расчет ПФ;
- иметь конкретные представления о возможности каждого ОУ района (школа, сад, УДО);
- в реестре программ на ПФ, должны быть заявлены востребованные программы ДО.
После изучения этих позиций необходимо проанализировать возможность каждого ОУ, чтобы потенциал этих учреждений использовать по максимуму.
- Изучаем возрастной состав школ района и интересы детей (это необходимо для предложения программ ПФ, подходящих для конкретной школы).
- Изучаем возрастной состав детских садов. Нас интересует категория детей от 5 до 7 лет (предлагаем такие программы ПФ, которые помогут охватить детей этого возраста 100%). В сельской местности детей в детских садах немного. Стараемся привлечь их 100%.
Изучив расчеты ПФ, потенциал учреждений и данные по численности детей, обнаружите несовпадение между цифрами Крайстата и СГО. В этот момент приходит понимание, что для достижения целевых показателей – охвата детей, необходимо вовлечь практически 100% обучающихся и воспитанников, фактически проживающих и обучающихся в районе, а также осуществлять постоянный контроль за реализацией программ и посещаемостью.
Начинается быстрая слаженная работа команды специалистов. В чем она заключатся?
Специалист, ответственный за работу в ИС «Навигатор», в каждом образовательном учреждении:
- отрабатывает, по классам регистрацию детей в ИС «Навигатор»,
- отрабатывает с родителями подачу заявки, заключение договоров,
- составляет списки детей, родители которых подали заявки на программы ПФ.
- согласно расчетам ПФ и указанных в нем количества мест на программу ПФ подтверждает заявки и подписывает договора в системе.
Специалисты МОЦ на постоянной основе осуществляют контроль показателей, оказывают помощь, а при необходимости делают это за ОУ.
Что нужно учесть при достижении 25% ПФ ДОД?
1.Проработать индивидуальные возможности ОУ. Если в населенном пункте имеется школа, ДЮСШ, ДДТ и детский сад, необходимо проанализировать ситуацию: каком учреждении, какие программы реализуются, дети какого возраста их посещают, затем принять совместные решения.
Например, ДДТ реализует программы ПФ для детей начальной школы и для детей дошкольного возраста, не посещающих детский сад. ДЮСШ реализует программу ПФ для детей старшего возраста не только для одного конкретного населенного пункта, но и на условиях сетевого взаимодействия для детей района на базе их школ. Старшие школьники очень слабо посещают УДО, но если они спортсмены, то, как правило, они посещают секции до окончания школы, их просто необходимо включать в программы ПФ. Школа реализует программы ПФ для детей среднего звена. Д/сад реализует программы ПФ для организованных детей дошкольного возраста, что позволит охватить ПФ все возрасты детей, реализовать разные программы различных направлений и избежать дублирования программ ПФ.
2.Потенциал ДОУ необходимо задействовать 100%. В небольших селах детей в возрасте от 5 до 7 лет, посещающих дошкольное учреждение, немного, но тем не менее процент вовлеченности в ПФ увеличивается.
3.Все ответственные за работу в ИС «Навигатор» должны иметь четкое представление о работе в системе, своевременно выполнять свою работу.
4.Изучая расчеты ПФ, вы должны видеть в них не только цифры. Расчет – это четкое руководство к действию. Вы должны незамедлительно реагировать на то, что если в вашем ОУ не хватает количества детей, которые заявлены в расчете на конкретную программу ПФ. Этот момент необходимо решать совместно с МОЦ. Возможно внутреннее передвижение мест на другие программы.
Если четко придерживаться этих четырех пунктов, то доведение до целевого показателя займет немного времени, если конечно в ОУ имеется тесное взаимодействие с родителями.
Работа по реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» не терпит формального и поверхностного отношения к его реализации. Нужно иметь четкое представление о ситуации в районе (ответственность МОЦ) и в ОУ (это ответственность ОУ). Только совместными, четко скоординированными усилиями достижение целевого показателя будет своевременно.
Кейс 5. Следующий кейс управленческих решений «Модернизация муниципальной системы дополнительного образования через развитие современной образовательной среды» представила Бастригина Оксана Владимировна, методист по инновационному развитию образовательных организаций комитета образования Ононского района.
В своем выступлении Оксана Викторовна обозначила следующую проблему. В проект «Успех каждого ребенка» Ононский район вступил в 2020 году. Были выполнены две дорожные карты, разработаны нормативно-правовые документы для реализации проекта. Но несмотря на всю проделанную работу, оставалась одна очень важная проблема – низкий процент охвата детей от 5 до 18 лет дополнительным образованием. На начало декабря 2020 года он составлял всего 11 %.
Первым управленческим решением по решению данной проблемы стал анализ сложившейся ситуации и причин небольшого охвата детей от 5 до 18 лет дополнительным образованием. В результате анализа выявлена причина: недостаточное количество организаций, осуществляющих деятельность по дополнительному образованию.
На начало 2020 года в районе функционировало 3 организации дополнительного образования: ДДТ, ДЮСШ, ДШИ. Все они находятся в районном центре. Расстояние от некоторых сел до районного центра от 20 до 100 км, дети, проживающие в других населенных пунктах (кроме районного центра), не имеют возможности получать дополнительное образование.
Следующее управленческое решение – привлечение образовательных организаций (школ и детских садов) к осуществлению деятельности по дополнительному образованию детей. Из 13 школ и 5 детских садов района лишь 50 % имели на тот момент лицензию на осуществление деятельности по дополнительному образованию. Поэтому было принято решение оказать помощь образовательным организациям в получении этого документа.
На данном этапе самое сложное было убедить руководителей образовательных учреждений в необходимости организации в школах и детских садах деятельности по дополнительному образованию, помочь понять им, что образовательная деятельность и дополнительное образование неразрывно связаны между собой, что дополнительное образование помогает детям достичь успехов в получении образовательных результатов. Для этого на каждом совещании с руководителями образовательных организаций, с заместителями руководителей по учебной и воспитательной работе рассматривались вопросы, касающиеся реализации проекта «Успех каждого ребенка» и достижения его показателей. В результате такой профилактической работы все руководители образовательных организаций безоговорочно приняли данный проект и начали организовывать работу по реализации мероприятий проекта «Успех каждого ребенка». Школы и детские сады, имеющие лицензии на осуществление деятельности по дополнительному образованию, разработали и опубликовали в Навигаторе программы, а не имеющие лицензии образовательные организации проходили процесс лицензирования. В результате охват детей от 5 до 18 лет дополнительным образованием в районе достиг 70 %.
Немаловажным оставался вопрос финансирования. Для реализации проекта, открытия новых программ нужны были дополнительные ставки педагога. Комитетом образования был направлен запрос в Министерство финансов Забайкальского края с просьбой выделить финансовые средства на введение ставок педагогов дополнительного образования. Министерство финансов в просьбе отказало в виду того, что в районе достаточно ставок педагогов дополнительного образования.
Следующее управленческое решение – найти внутренние резервы для финансирования новых общеразвивающих дополнительных программ. Администрация муниципального района выделила одну ставку педагога дополнительного образования. Кроме этого, на совещании с руководителями по воспитательной работе утверждено решение использовать такой ресурс как классное руководство, а руководителям рекомендовано найти в организации внутренние резервы для оплаты труда педагогам дополнительного образования.
Следующая задача – развитие инфраструктуры дополнительного образования детей.
Управленческим решением по выполнению этой задачи стало использование оборудования центров «Точка роста» для открытия новых программ по технической и естественно - научной направленности.
Кроме этого, в 2022 году в районе будут открыты новые места дополнительного образования. Из федерального бюджета выделены финансовые средства на приобретение оборудования по направлениям: физкультурно-спортивное, естественно-научное, художественное, техническое, туристко-краеведческое.
Описание результата:
В результате проведенных мероприятий охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием увеличился до 70 %, разработаны и реализуются 72 общеразвивающие дополнительные программы по разным направленностям.
Однако для дальнейшего совершенствования системы необходимо изучение опыта соседних районов, развитие сетевого взаимодействия, повышение доступности и качества общеразвивающих дополнительных программ.
Модернизация системы дополнительного образования в районе должна обеспечить расширение возможностей для творческого развития личности каждого ребенка, реализации его интересов, социального и профессионального самоопределения детей и подростков.
Ешидоржиева Цыбегмит Мижитдоржиевна в своем выступлении «МОЦ как механизм обеспечения эффективности системы в сфере ДОД по реализации ДООП» представила кейс по решению одной из проблем, возникших в рамках реализации национального проекта «Образование» и федерального проекта «Успех каждого ребенка» в Дульдургинском районе. Это слабая информированность участников процесса дополнительного образования (педагогов, родителей, учащихся) о возможностях обучения учащихся от 5 до 18 лет по дополнительным общеобразовательным программам различных направленностей, о ИС «Навигатор», о формах реализации программ (сетевой, дистанционной, разноуровневой).
Для решения данной проблемы были поставлены следующие задачи:
- создание информационного портала о работе МОЦ;
- содействие формированию и распространению лучших практик реализации современных, востребованных, вариативных дополнительных общеобразовательных программ различной направленности;
- обеспечение доступности ресурсов образовательных учреждений для всех категорий детей;
- разработка и утверждение медиа-плана по работе со всеми участниками образовательного процесса, по проведению информационных кампаний среди населения.
В ходе решения поставленных задач была проделана следующая работа:
1. Консультации по работе с порталом «Навигатор дополнительного образования» с ответственными в образовательные организации.
2. Информирование населения о приоритетном проекте «Успех каждого ребенка» и о возможностях дополнительного образования.
3. Размещение информационного стенда на сайте Дульдургинского ДДТ.
4. Разработка и распространение информационных материалов (листовки, буклеты, памятки, постеры);
5. Организация группы для родителей и учащихся в Мессенджер «VIBER», WhatssApp, в контакте, facebook и т.д с целью проведения консультации по регистрации в системе Навигатор и записи, учащихся на программы.
6. Родительские собрания в творческих объединениях МБУ ДО «Дульдургинский ДДТ» в дистанционном режиме.
При проведении данной работы возникали определенные трудности: пандемия, удаленность сельских поселений, отсутствие связи. Поэтому в решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей, что помогает широкий выбор деятельности.
Тем не менее данная работа позволила обеспечить регистрацию большинства учащихся от 5 до 18 лет в ИС Навигатор, и в конечном счете обеспечение одного из показателей реализации проекта «Успех каждого ребенка», это охват детей персонифицированным финансированием. В настоящее время в муниципальном районе он составляет 26,66 %.
Юдина Наталья Александровна, заместитель директора Регионального методического центра (РМЦ) ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, Лескова Юлия Александровна, старший методист РМЦ ИРО Забайкальского края в своем выступлении по проблеме «Структура и содержание кейса» ознакомили с историей возникновения и развития кейса метода, с определением и сущностью кейс метода, основными задачами и требованиями, предъявляемыми к содержанию кейса, с рекомендациями по 5 этапам решения кейсов. Авторами был проведен с участниками кейс лаборатории интерактив по рассмотрению и решению проблемы мини-кейса бытового характера «Светить всегда», с которым участники успешно справились.
В завершении работы кейс лаборатории Юдина Н.А. отметила о необходимости внедрения педагогами эффективного опыта работы коллег по повышению уровня достижения персонифицированного финансирования и достижения высоких показателей вовлеченности детей в систему дополнительного образования.
Аналитики: Юдина Наталья Александровна, заместитель директора РМЦ ДОД Забайкальского края ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»
Лескова Юлия Александровна, старший методистРМЦ ДОД Забайкальского края ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»
Kreativ@TOR
18 марта 2022 года в рамках весенней краевой научно-образовательной сессии «Инструменты управления качеством образования: современные образовательные технологии и педагогические инновации» прошла тематическая площадка с необычным названием Kreativ@TOR>. Открывая её работу, модератор площадки Алла Юрьевна Глагольева, проректор по учебной работе ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», объяснила суть авторского названия. Kreativ@TOR – тренажер креативного мышления (автором названия является Екатерина Львовна Кудрявцева — ответственный секретарь правления Международного методсовета, научный руководитель международных сетевых лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования» (университеты РФ, Чехии, Хорватии, Казахстана, Латвии), эксперт федерального реестра научно-технической сферы РФ, член правления ОЦ ИКаРуС, руководитель портала http://bilingual-online.net).
Алла Юрьевна акцентировала внимание участников площадки на том, что международные сравнительные исследования в области образования год за годом подтверждают, что российские обучающиеся бесспорно сильны в области предметных знаний, но испытывают трудности в их практическом применении в ситуациях, приближенных к реальности, что актуализирует для нашего профессионального сообщества формирование у подрастающего поколения функциональной грамотности. В настоящее время выделяется шесть компонентов функциональной грамотности: читательская грамотность, естественно-научная грамотность, глобальные компетенции, математическая грамотность, финансовая грамотность, креативное мышление. Оценка креативного мышления в качестве одного из ведущих компонентов впервые введена в исследования PISA в 2021 году, что многократно повышает значимость этого направления исследований.
В связи с этим модератор предложила подумать, являются ли синонимами понятиях «творчество» и «креативность»?
Свои мнения участники площадки смогли выразить в режиме онлайн, использовав различные информационные ресурсы (доски LinoIt, GOOGLE-формы и др.), которые модератор Валентина Валерьевна Филонова, инженер-программист, методист РМЦ ДОД Забайкальского края ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», подготовила для онлайн-работы, где участники имели возможность выразить свои мысли. Мнения педагогов разделились, но оказались глубокими и оригинальными: знак равенства между понятиями поставили немногие участники, определив, что креативность — это способность человека находить новые идеи, не стандартные решения, а творчество — процесс созидания, который может быть художественным или креативным. В чем разница? Художественное творчество, способность к нему, это дар. А креативность можно развить в любом возрасте. Каждый из нас может стать креативным, достаточно этого только захотеть. В результате 40% участников площадки посчитали, что креативность и творчество это одно и то же, а 60% — развели эти понятия и оказались правы. Творчество — это процесс, а креативность — качество личности. Способностью к творческому инновационному, креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый человек. Привычка размышлять и мыслить креативно, сопряжённая с вовлеченностью в продуктивную деятельность, приносит неоценимый вклад во всестороннее развитие личности. Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение эффективных и инновационных решений.
Тему разговора продолжили выступления спикеров, по трем направлениям:
Организационно-управленческая деятельность:
Фирсов Сергей Владимирович, директор МБУ ДО «Дом детского творчества № 1», г. Чита (Проект сетевого взаимодействия «Территория Успеха»);
Новикова Мария Сергеевна, к.г.н., директор МБУ ДО «Детский оздоровительно-образовательный центр детско-юношеского туризма и краеведения», г. Чита (Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования как инструмент развития функциональной грамотности).
Работа с обучающимися по формированию креативного мышления через задания, требующие использования художественных средств (словесных, через театральную педагогику, и изобразительных, через работу изостудии):
Калинина Нина Петровна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дворец детского (юношеского) творчества», г. Чита (Развитие креативного мышления на занятиях в изостудии «Росинка»), Бороева Цыренбутит Ринчиндоржиевна, педагог дополнительного образования МАУДО «Агинский Дом детского творчества им.И.Д.Кобзона» городского округа «Поселок Агинское» «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей детского объединения «Вдохновение»
Работа с педагогами.
Миронова Татьяна Владимировна, методист МБУ ДО «Детско-юношеский спортивно-технический центр», г. Чита
Развитие творческого мышления креативности у педагогов УДО как фактор успешной профессиональной компетентности (Опыт методического сопровождения педагогов по формированию креативного мышления).
В своем выступлении Т.В. Миронова поделилась опытом методического сопровождения педагогов по формированию креативного мышления в управленческой и методической деятельности.
В завершение работы участники площадки составили матрицу проблемных зон ожидаемых результатов и путей преодоления возможных затруднений. По итогам составления матрицы участники приняли решение создать творческую группу по переосмыслению успешных технологий прошлого, с учетом настоящего и направленностью в будущее в рамках формирования функциональной грамотности и, в частности, одного из её компонентов — креативного мышления.
Аналитик:
Крицкая Ирина Николаевна, старший методист кафедры педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»
Методологический семинар
18 марта 2022 года состоялась Весенняя краевая научно-образовательная сессия «Инструменты управления качеством образования: современные образовательные технологии и педагогические инновации». В рамках сессии работала площадка «Методологический семинар» (модератор С.Б. Дагбаева, зав. кафедрой теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», профессор кафедры педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»). В треке приняли участие более 30 педагогов края, 6 спикеров с выступлениями различной направленности.
Насколько современные дети осознают те трудности, с которымиприходится сталкиваться нам, взрослым? Ответы на этот вопрос и многие другие пыталась ответить Кузьмина Людмила Владимировна, аспирант ФГ БОУ ВО «Забайкальский Государственный Университет». Она предложила способы решения проблем эмоционального благополучия современных подростков. Тема животрепещущая и актуальная, ведь через несколько лет сегодняшняя молодежь будет решать свои, возможно нелегкие жизненные проблемы. Придут ли они к своей взрослости психологически благополучными? Что будет с нашими детьми в будущем? Как скажутся на них последствия социально-экономических изменений конца ХХ - начала XXI века?
Эмоциональное неблагополучие подростков не связано напрямую с материальным благополучием семьи и далеко не всегда имеет отношение к тем параметрам, которые принято считать значимыми в этом возрасте: учеба, общение со сверстниками. Оказывается, подростки больше всего страдают от потери или значительного ухудшения эмоциональных контактов с родителями (какими бы «взрослыми» и независимыми от родителей они ни старались казаться себе и окружающим).
К сожалению, родители, в большинстве своем занятые своими проблемами, не очень задумываются о том, какую цену за их занятость могут заплатить и платят их взрослеющие дети. Эмоциональная угнетенность современных подростков приводит к задержке социального развития, конфликтности характера и, в итоге, дезадаптации в обществе. Поэтому необходима комплексная «терапия», психологическое сопровождение близкого окружения подростка для создания и поддержания благоприятных условий его психологического становления, благополучия.
О Человеке в эпоху цифровизации, характеристике цифровой эпохи как пространства возникновения цифровых рисков, выявления их влияния на развитие личности, обращение к концепциям, отражающим современное развитие общества, характеристике личности, живущей в цифровую эпоху, говорила Лига Марина Борисовна, профессор кафедры педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края. Результатом существования и постоянной эволюции цифровой экономики как феномена социально-экономической действительности будут обеспечение достойного качества жизни населения, повышение производительности труда, расширение возможностей и условий для удовлетворения потребностей человека, личностного и профессионального, карьерного роста, создание условий для дальнейшего научно-технического прогресса. В то же время развитие цифровой экономики несёт в себе множество различных рисков, оказывающих негативное воздействие на общество и человека. Именно эти риски и сведение их к минимуму стимулируют необходимость разработки новых цифровых технологий, обеспечивающих комфортное существование человека.
Тема выступления Павловой Ксении Николаевны, аспиранта ФГ БОУ ВО «Забайкальский государственный университет», - «Поколение Z: особенности самоидентификации студенческой молодёжи», в рамках которого представлены результаты исследования профессионального самоопределения, проведенного среди 104 студентов г. Читы, с учетом личности и индивидуальности участников профессионального самоопределения, внешней и внутренней деятельности, социальной включенности.
Я-образ профессионала поколения Z является динамичным фактором профессионального самоопределения личности, так как оно развивается в течение всей жизни человека и является поиском адекватного способа самореализации субъекта труда как профессионала. Молодые люди отчетливо представляют свои жизненные цели, признаки успешности и факторы достижения успеха. Собственное профессиональное развитие будущие специалисты считают значимым фактором при выборе работы, наряду с высокой оплатой труда, балансом рабочего и свободного времени, комфортными условиями и ответственностью за результаты труда.
Требования к написанию научных статей, РИНЦ, рецензируемых научных журналов РФ осветила Ойдопова Арюна Мункобаировна, доцент кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», к.филос.наук. Выступающим дан подробный обзор требований и условий для публикации статей в ВАК и РИНЦ.
Требования для публикации в РИНЦ – это обычные требования для научных статей, соответствующие ГОСТУ в нашей стране и международным правилам за рубежом. В основном касаются оформления статей, структура же определяется традициями научного сообщества. По этой причине индексы научного цитирования не диктуют правила к научным публикациям. Это прерогатива научных журналов. Индексы цитирования предъявляют требования к самим журналам, входящим в базы. В последние годы публикация статей РИНЦ усложнилась для авторов в связи с повышением уровня научных журналов, входящих в эту базу данных. Отбор журналов происходит значительно строже. Сначала издание должно удовлетворять правилам размещения на e-library, уже затем индексироваться РИНЦ по более высоким требованиям. Основной из них – критерий научности, гарантированный рецензированием специалистов.
Согласно разъяснению Президиума ВАК, перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий рассматривается как один из инструментов подъёма уровня требований к системе экспертизы в российской науке и контроля над тем, чтобы научные публикации соискателей учёных степеней были актуальными, качественными и содержали научную новизну. Написание и публикация научных статей является обязательным требованием для аспирантов, докторантов, преподавателей вузов и других работников науки. Наличие публикаций в журналах из перечня рецензируемых ВАК, позволяет ученым получить доступ к защите диссертации, повысить рейтинг в академическом сообществе.
Кимова Светлана Зандараевна, заведующая кафедрой педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», к.п.н., доцент, представила доклад «О публикациях индексируемых в международных базах данных (Web of Science, Scopus)». Выступающим дан обзор критериев отбора журналов в Scopus и Web of Science.
Scopus (www.scopus.com) представляет собой крупнейшую в мире единую реферативную базу данных, инструмент для анализа цитируемости статей, опубликованных в научных изданиях. В базе индексируется около 21 000 наименований научных журналов, серийных книжных изданий и материалов конференций. Она обеспечивает поддержку в поиске научных публикаций и предлагает ссылки на все вышедшие цитаты из обширного объема доступных статей. Разработкой базы занимается издательство «Elsevier».
Система Scopus призвана поддерживать эффективность рабочего процесса исследователей, помогая им находить новые статьи из области их специализации и информацию об авторе, анализировать публикационную активность в отдельной предметной области, отслеживать цитирование, просматривать h-индекс (индекс Хирша), определять наиболее цитируемые статьи и авторов, оценивать востребованность исследования. Если автор опубликовал хотя бы две статьи (очень важно, чтобы написание имени было всегда одинаковым), то в Scopus появляется его индивидуальная учетная запись.
Такой авторский профиль включает основную информацию об авторе, а также наукометрическую характеристику его публикационной активности: варианты имени автора, перечень мест его работы, количество публикаций, годы публикационной активности, области исследований, ссылки на основных соавторов, общее число цитирований на публикации автора, общее количество источников, на которые ссылается автор, индекс Хирша автора и т.д. Свой личный профиль в Scopus можно посмотреть без подписки на базу данных при помощи сервиса Scopus Author Preview.
Web of Science (с 2014 года, ранее – ISI Web of Knowledge) – поисковая платформа, объединяющая реферативные базы данных публикаций в научных журналах, в том числе базы, учитывающие взаимное цитирование публикаций, формируемая компанией Thomson Reuters. Web of Science охватывает материалы по естественным, техническим, общественным, гуманитарным наукам и искусству. Платформа обладает встроенными возможностями поиска, анализа и управления библиографической информацией. В Web of Science входит более 12 000 журналов, свыше 55 миллионов записей научных публикаций, более 800 миллионов ссылок пристатейной библиографии, а также данные о публикациях и цитировании за более чем 110 лет.
Размещение публикаций в данных системах является высоким показателем результативности научных исследований и улучшением показателей публикационной активности и цитируемости. Успешность осуществления публикации во многом обусловлена и правильным выбором научного журнала.
Гильфанова Юлия Игоревна, учитель физики и информатики МАОУ СОШ №1 п. Забайкальск, Лидер общественного мнения по результатам опроса в рамках конкурса «Учитель года России» 2021 года. Тема выступления – «Развивающий проект для школьников «Большая перемена».
Всероссийский конкурс – новый развивающий проект для школьников, который помогает каждому подростку раскрыть свои способности и понять, что он способен на большее. В п. Забайкальск на базе МАОУ СОШ №1 открыт Клуб «Большая перемена», руководителем которого является Юлия Игоревна. Работа в клубе ведется по различным направлениям. Участниками являются обучающиеся 6-11 классов. Ребята занимаются проектированием сами, организовывают проектирование для педагогов, разрабатывают кейсы. В обучении отсутствует привычное оценивание успешности в школе, в нем нет учета успеваемости и списка достижений, вроде спортивных наград и побед в олимпиадах, проект «Большая перемена» определяет индивидуальные особенности участника, а затем предлагает ему персональные рекомендации и карту профессионального развития. В игровой форме проходит тестирование на интеллект, тип личности, общую эрудицию и профориентацию, что помогает подбирать испытания, позволяющие максимально раскрыть потенциал участника клуба. Мотивационные задания помогают школьникам лучше определять приоритеты и ориентиры, работа с кейсами – научиться работать в команде и решать поставленные задачи.
Стартап Клуба «Большая перемена в Забайкальске», поддержанный организаторами Всероссийского конкурса (подписано Соглашение), - эксклюзивная возможность талантливым ребятам из глубинки реализовать свои идеи и планы в грандиозные долгосрочные и перспективные жизненные цели.
Аналитик:
Капустина Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры педагогики ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»
Кураторский форум проекта «500+»
В рамках краевой научно- образовательной сессии «Инструменты управления качеством образования: современные образовательные технологии и педагогические инновации ,18 марта 2022 года состоялся «Кураторский форум Проекта «500+». Цель работы площадки − обмен практиками работы кураторов школ с низкими результатами обучения, участников федерального проекта «Адресной методической помощи «500+». Кроме руководителей школ-кураторов, к форуму присоединились муниципальные координаторы проекта «500+», сотрудники кафедры управления образовательными организациями ИРО, члены рабочей группы проекта «500+» (всего - более 40 чел.). Онлайн – формат кураторского форума способствовал обмену мнениями в чате, совместному обсуждению наиболее актуальных вопросов, установлению обратной связи спикеров и слушателей.
Открывая «форум», И.А. Грешилова, к.ф.н., региональный координатор проекта «500+», обратила внимание на то, что «кураторский форум» становится традиционным событием проекта «500+» по обсуждению нового статуса для директора школы, который является лидером муниципальной системы образования.
Далее выступила Литвинцева Л.И., муниципальный координатор проекта «500+» в Приаргунском муниципальном округе и куратор школы другого муниципального района. В округе действует муниципальная программа «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, Приаргунского муниципального округа на 2021 – 2023 годы». Комитетом образования проведен кластерный анализ внешних и внутренних причин низких результатов каждой образовательной организации; разработана дорожная карта; намечен план действий по переходу школ в эффективный режим функционирования. На базе Досатуйской школы проводились семинары для молодых педагогов в Зоргольской, Дуройской, Молодежнинской школах − семинары для учителей предметников, организованные районным методическим объединением и другие. С курируемой школой осуществлено «заочное» знакомство посредством бесед с директором, просмотра сайта учреждения, проведена верификация рисков снижения результатов обучения.
Репина И.А., директор Быркинской СОШ Приаргунского района, рассказала о созданной в школе рабочей группе, которая активно сотрудничает с управленческой командой курируемой школы по выполнению плана- графика мероприятий проекта «500+».
Ищенко К.Н., директор МКОУ «Школа №14» г.Балея обратила внимание на то, что участие школы в проекте «500+» в 2021году значительно помогает в кураторской работе по сопровождению Жидкинской СОШ.
Старчаков В.П., директор МБОУ СОШ №11 г. Читы, в 2022 году во второй раз исполняет «функционал» куратора. Первая встреча управленческих команд МБОУ СОШ №11 г. Чита и СОШ п г т. Атамановка способствовала проектированию маршрута дальнейших совместных действий.
Кузнецова В.А., директор СОШ п. Дровяная, считает работу куратора «честью», предоставленной организаторами проекта. В построении структуры и содержания взаимодействия с «подшефной» школой опирается на опыт сотрудничества СОШ п. Дровяная как «проектной» школы 2021года, вышедшей из кластера «школ с низкими результатами обучения», с руководителем другой школы, т. е. куратором.
Кравченко С.И., директор МОУ СОШ № 63 п. Чернышевск (в 2022 году стал куратором двух школ). Анализ принятых управленческих мер и проведенных «кураторских» мероприятий в 2021году во многом определил план действий административной команды МОУ СОШ № 63 по организационно-методическому сопровождению школ с низкими результатами, куратором которых определена Светлана Ильинична в 2022 году.
Гармаева Б.-Х. Б., заместитель директора по НМР МОУ «Дульдургинская СОШ № 2» − куратор ООШ с. Тарбальджей Кыринского района. Управленческой командой Дульдургинской СОШ № 2 осуществлен первый визит в курируемую школу. Проведены анализ документов и материалов деятельности школы; организованы методические семинары; выявлены рисковые профили; определены механизмы устранения рисков снижения результатов обучения; разработана насыщенная Дорожная карта реализации мероприятий проекта «500+» условно названных «перезагрузка», включающая проведение мастер- классов лучших учителей; обмен педагогическими, ученическими командами в рамках работы центра «Точка роста»; взаимодействия с социальными партнерами Дульдургинская СОШ № 2 по профориентационной, физкультурно-оздоровительной, художественно- эстетической тематикам; программы «Фестиваля способностей и талантов детей».
В ходе работы площадки, в чатеё о «первых шагах» куратора сообщила Киселева О.В., зам директора по УМР Ононской СОШ Оловяннинского района, куратор Степнинской ООШ.
Таким образом, в выступлениях участников «форума» обозначены основные подходы к организации адресной методической помощи образовательной организации, имеющей низкие образовательные результаты, а также особо подчеркнута роль куратора как главного консультанта, помощника, эксперта для «проектной» школы в достижении повышения качества образовательных результатов.
В обсуждении и обобщении «кураторских практик» участвовали члены рабочей группы ИРО по реализации проекта «500+»: Капустина И.П., Кузьмина С.В., Порш Л.А.
В завершении работы «форума» И.А. Грешилова акцентировала внимание участников на наращивании активности кураторов в региональных, межрегиональных и федеральных событиях, в соответствии с Дорожной картой проекта «500+».
Аналитик:
Порш Людмила Александровна, доцент кафедры управления образовательными организациями, к. филос. н.
Презентационная площадка
В работе площадки приняли участие 15 представителей учреждений системы среднего профессионального образования. В качестве слушателей, принимали участие в работе секции и представители общеобразовательных организаций края. Всего в работе площадки приняли участие 20 человек.
В первой части работы секции были представлены публичные отчеты о деятельности Региональных инновационных площадок в системе СПО Забайкальского края:
1. Мамонтова Ирина Григорьевна, заместитель директора по научно-методической работе ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум», в рамках деятельности РИП рассказала о формах эффективного наставничества при подготовке к чемпионатам Worldskills
2. Санданова Ирина Батомункуевна, преподаватель ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум» проанализировала промежуточные итоги реализации проекта РИП «Центр студенческих инновационных проектов «Территория успеха» как условие развития профессиональных компетенций по стандартам WorldSkills Russia» и представила опыт работы по проектно-исследовательской деятельности на примере изучения и применения лекарственных растений в ГАПОУ «Агинский медицинский колледж им. В.Л. Чимитдоржиева».
3. Соколова Тамара Белановна, заместитель директора по научно-методической работе ГПОУ «Краснокаменский промышленно-технологический колледж» поделилась результатами промежуточного отчёта ГПОУ «Краснокаменский промышленно-технологический колледж» по инновационному проекту «Разработка и апробация модели дуального обучения как условие повышения эффективности образовательного процесса подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена»
4. Яманова Елена Андреевна, преподаватель ГПОУ «Педагогический колледж г. Сретенска», анализируя результаты работы инновационной площадки «Отраслевая кафедра как средство проектирования практико-ориентированной модели подготовки квалифицированного специалиста среднего звена в условиях дуального профессионального образования», акцентировала внимание на движении Worldskills как средстве повышения педагогического мастерства студентов.
Так же обсуждались аспекты инновационной и экспериментальной деятельности в организациях среднего профессионального образования Забайкальского края:
5. Алексеева Наталья Валентиновна, заместитель директора по учебно-методической работе ГПОУ «Шилкинский многопрофильный лицей» рассказала о реализации проекта «НАСТАВНИК.RGD».
6. Никифорова Елена Сергеевна, преподаватель математики ГПОУ «Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса», делилась опытом использования платформы МЭО и других цифровых инструментов в преподавании дисциплины "Математика" в рамках экспериментальной деятельности
7. Спиридонова Александра Васильевна, заместитель директора по научно-методической работе ГАПОУ «Читинский педагогический колледж» рассмотрела цифровые технологии формирующего оценивания как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся
8. Васеева Нина Анатольевна, старший методист ЦНППМ ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» проанализировала реализацию федерального проекта по ранней профессиональной ориентации школьников 6-11 классов «Билет в будущее в Забайкальском крае в 2021 году».
По итогам работы площадки участники предложили:
Учитывать при оценке итогов, сроков реализации инновационных проектов влияние внешних факторов.
Продолжать трансляцию инновационного опыта, организовать стажировочные площадки на базе учреждений СПО.
При подведении итогов работы секции, участники мероприятия отметили важность таких встреч для обмена опытом, их актуальность и своевременность, необходимость продолжения работы в направлении развития инновационной и экспериментальной деятельности в профессиональных образовательных организациях. По итогам онлайн-голосования 100 % участников площадки считают сегодняшнюю встречу продуктивной, полезной и необходимой для обмена опытом, идеями.
Аналитик:
Гусевская Лилия Ивановна, старший методист регионального координационного центра (РКЦ) «Молодые профессионалы WorldSkills-Russia в Забайкальском крае», Центра развития среднего профессионального образования ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».
Пленарное заседание
На Пленарном заседании прозвучало 3 основных доклада:
1. Поздеева Ольга Владимировна, главный специалист управления общего образования и воспитания Министерства образования и науки Забайкальского края
Современные механизмы и инструменты управления качеством образования: региональный контекст
2. Грешилова Ирина Александровна, проректор по научно-методической работе ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», к.филос.н., доцент
Педагогические инновации в системе образования Забайкальского края
3. Сергеев Дмитрий Валентинович, декан факультета культуры и искусств ФГБОУ ВО ЗабГУ, д.филос.н., научный сотрудник факультета образования Кембриджского университета, Великобритания
Одинокое материнство как культурный конструкт: методология исследования культурного кода
Главный специалист управления общего образования и воспитания МО и науки Забайкальского края Поздеева Ольга Владимировна в своём выступлении обратила внимание на проблему управления качеством образования Забайкальского края. Управление в области качества образовательной системы осуществляется средствами региональных и муниципальных механизмов управления качеством. За основу выступления докладчиком был взят анализ результатов мониторинга качества образования за предшествующий год.
Было отмечено, что мотивирующий мониторинг деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования проводится ежегодно. Структура показателей мотивирующего мониторинга строится на показателях создания условий для достижения результатов, показателях достижения образовательных и воспитательных результатов и показателя организации рабочих процессов.
Нормативно-правовую основу механизмов управления качеством образования в Забайкальском крае составляют как федеральные, так региональные документы.
В начале своего выступления докладчик сообщила, что среди процедур оценки качества образования есть внешняя и внутренняя процедура. Внутренней процедурой является самооценка, которая осуществляется через анализ деятельности самой системы (будь то муниципальная система образования или система образования отдельной организации).
Единая система оценки качества общего образования состоит из региональных, муниципальных и школьных меанизмов управления качеством образования. В ходе реализации, которых действуют принципы: совокупной ответственности за достижение целевых показателей качества общего образования и единства механизмов управления качеством образования на всех уровнях управления.
Методология оценки региональных и муниципальных механизмов управления качеством образования строится на совокупности следующих положений:
- валидный инструментарий ОКО (корреляция с результатами других оценочных процедур).
- ежегодная оценка региональных и муниципальных механизмов управления КО
- проведение самооценки региональных и муниципальных механизмов управления качеством образования
- выявление степени сформированности и эффективности функционирования механизмов управления КО
- регулярное обновление под тренды образования, учет международного опыта оценки качества образования
- постоянное совершенствование основных показателей региональных и муниципальных механизмов управления качеством образования и подготовка экспертного сообщества для независимой оценки
- прозрачность, открытость предъявляемых к оценке показателей качества (оценка документов, размещенных в открытом доступе, предоставленными органами власти)
- совокупность позиций каждого направления оценки КО, определяющих реализацию полного управленческого цикла, обеспечивающего единый подход к формированию количественных результатов оценки и их интерпретации.
Показатели оценки качества образования постоянно совершенствуются, и их реализация требует создания концептуальных документов, которые в открытом доступе предоставляются экспертам. Не все муниципалитеты сумели показать свои механизмы в прошлом году. Процедура оценки носит балльный характер. В прошлом 2021 году нам удалось набрать 408 баллов, (подняться с 80 баллов в 2020 г.) что, например, в сравнении с Московской областью, где показатель за 1000 баллов приводит нас к выводу, что мы не дотягиваем и до половины имеющихся механизмов управления качеством образования.
Структуру итогового балла оценки региональных механизмов управления качеством образования можно проследить на следующем слайде:
Анализ диаграммы показывает, что в целом наши показатели механизмов управления не дотягивают до 50%, а самые низкие показатели демонстрируют механизмы управления системой организации воспитания и социализации обучающихся.
Далее докладчик представил результаты оценки региональных механизмов управления качеством образования (баллы, 2021г.) по отдельным показателям, что вызвало живой отклик у присутствующих на пленарном заседании.
Завершилось выступление пожеланием совершенствования отдельных управленческих механизмов, демонстрирующих в Забайкальском крае низкие показатели.
Следующий доклад «Педагогические инновации в системе образования Забайкальского края», прочитанный Грешиловой Ириной Александровной, к.филос. наук продемонстрировал наличие региональных инновационных площадок в системе образования края, которые осуществляют инновационную деятельность.
В частности, было обращено внимание, на имеющееся определение «инновации» в педагогической литературе, которое определяется как «нововведение в педагогической деятельности, изменение в содержании и технологиях обучения с целью повышения качества образования».
Докладчик напомнила, что количество таких инновационных систем в крае достаточно велико, их 114. Они действуют по следующим направлениям:
- разнообразные формы оценки КО;
- консолидация усилий социальных институтов в воспитании детей и подростков с учётом региональных особенностей;
- укрепление здоровья и продвижение здорового образа жизни;
- обновление содержания образования;
- совершенствование системы управления качеством образования;
- ИКТ-компетентность и ее совершенствование;
- становление и развитие у обучающихся экологического сознания и культуры (формирование глобальных компетенций) и др.
Ириной Александровной было обращено внимание на необходимость РИПов писать отчёты о своей деятельности, что делают лишь 59 из 114 творческих коллективов. Форма отчёта известна. Отчёт – это своеобразная ревизия инновационной деятельности, показывающая динамику продвижения деятельности творческих коллективов, как это влияет на повышение качества образования в крае.
Продукты инновационной деятельности должны быть представлены как лучшие педагогические практики и пополнить «Банк лучших практик», имеющийся в Забайкальском крае, - было замечено выступающим.
Докладчик обратила внимание на совершенствование деятельности региональных инновационных площадок в Забайкальском крае через сотрудничество с такими структурами ИРО Забайкальского края, как Центр непрерывного педагогического мастерства, Сетевое сообщество педагогов и кафедра управления образовательными организациями, осуществляющая проект «500+», с помощью которых будет происходить выявление проблемного поля их деятельности. Далее Ирина Александровна провела анализ участия забайкальских команд во Всероссийских конкурсах профессионального мастерства и осуществила анонс регионального конкурса управленческих команд «Качество образования: новые подходы к управлению», который состоится в марте-сентябре 2022 года, напомнив направления конкурса:
- школа, открытая обществу,
- школа – территория воспитания,
- учитель-гарант качества образовательных результатов.
Закончив своё выступление словами «творчество, инновация, эффективность и качество», Ирина Александровна пожелала всем присутствующим расширять горизонты деятельности в области совершенствования качества образования Забайкальского края.
Сергеев Дмитрий Валентинович, декан факультета культуры и искусств ФГБОУ ВО ЗабГУ, д.филос.н., научный сотрудник факультета образования Кембриджского университета, Великобритания выступил на пленарном заседании с докладом «Одинокое материнство как культурный конструкт: методология исследования культурного кода»
Сергей Дмитриевич был рад общению со своими земляками, который является одновременно и преподавателем Забайкальского университета и находится на стажировке в Великобритании.
Его научные изыскания направлены на исследования проекта Европейской комиссии как программы Кембриджского университета, целью которой было проследить изменение отношения к одинокому материнству двух обществ, имеющих разную систему ценностей (России и Великобритании). Проект будет продолжаться до 2023 года и было замечено выступающим, что уже немало исследовано. В частности, вопрос как различная система ценностей двух обществ определяется культурными аспектами или социальными.
Докладчик раскрыл методологические подходы исследования и практических результатах, которые выразились в определении понятия «Культурный код», «Система ценностей» и «Семантический анализ» произведений литературы и их иллюстраций.
Сергею Дмитриевичу было задано много различных вопросов научного и социально-психологического характера. Живой интерес к научному исследованию, вызванный материалами доклада свидетельствовал о том, что преподаватели и все присутствующие прикоснулись к неординарному научному опыту.
На Пленарном заседании прозвучали рефлексивно-оценочные суждения модераторов секций инновационной сессии. И были подведены итоги о необходимости совершенствования качества образования Забайкальского края.
Аналитик:
Романюк Лариса Борисовна, зав. кафедрой гуманитарного образования ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края
Видеоматериал
Пленарное заседание
Кейс лаборатория
Методологический семинар
Презентационная площадка