Новости
04.03.2019 - Межрегиональный научно-практический симпозиум «Современные тенденции и перспективы изучения родных языков и поликультурного воспитания детей и молодежи». Дискуссионная площадка «Концептуальные подходы и эффективные практики поликультурного во
- Подробности
-
Опубликовано: 04 марта 2019
28 февраля 2019г. в рамках межрегионального научно-практического симпозиума «Современные тенденции и перспективы изучения родных языков и поликультурного воспитания детей и молодежи» состоялась дискуссионная площадка «Концептуальные подходы и эффективные практики поликультурного воспитания детей и молодежи»
В работе площадки приняли участие 25 человек: специалисты Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, сотрудники ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», специалисты ГАУ ДПО «Агинский ИПК работников социальной сферы Забайкальского края», представители учреждений культуры, руководители и педагоги образовательных организаций г. Читы, Могойтуйского, Дурдульгинского, Агинского районов, ГО «Поселок Агинское» Забайкальского края, БПОУ ОО «Омский государственный колледж управления и профессиональных технологий», ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского, ГОУ ДПО Республики Саха (Якутия) «Институт развития образования и повышения квалификации, ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации», НОУ ВПО «Сибирский университет потребительской кооперации» г. Новосибирск.
В ходе интересного, содержательного разговора участники обсудили следующий круг вопросов:
- этнокультурная направленность современного образования;
- современные технологии в изучении родного языка;
- проблемы и перспективы учебно-методического обеспечения изучения родных языков, в том числе русского языка как родного;
- роль учреждений культуры в сохранении родных языков.
В приветственном слове к участникам модератор, заведующая кафедрой педагогики ИРО Забайкальского края Светлана Зандараевна Кимова подчеркнула, что 2019 год объявлен ООН Международным годом языков коренных народов. Основной задачей мероприятий, проводимых в этом году, ставится повышение осведомлённости общественности о состоянии автохтонных языков, находящихся под угрозой исчезновения во всём мире, а также установление связи между языком, развитием общества, мирным существованием и урегулирование конфликтов.
Рабданова Лхама Раднабазаровна, ректор Агинского ИПК, в своем выступлении «Обновление содержания этнокультурного образования в контексте реализации стратегии развития бурятского языка» отметила, что новые образовательные результаты, заявленные в Федеральном государственном образовательном стандарте, актуализируют задачи обновления содержания и появления разных форм, технологий организации образовательной деятельности учителями-практиками. Данная задача успешно решается педагогическим сообществом. Изучение модельных практик показало, что профессиональное сообщество учителей бурятского языка при выборе эффективных методик отдает предпочтение технологиям проектного метода обучения, образовательных событий, технологии обучения в сотрудничестве и др. Акцент «усвоения знаний» переносится на формирование «компетентностей», включает в образовательную деятельность электронные учебно-методические пособия, видео-уроки, системы мультимедиа, интерактивные плакаты.
Прашутинская Светлана Васильевна, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №40 г. Читы, в докладе «Школа русской языковой культуры» - условие формирования толерантности в условиях образовательного учреждения» представила работу с детьми мигрантами в русскоязычной школе. В ходе выступления педагог пояснила, что для организации воспитательной работы школы учителя используют разные формы работы с детьми-мигрантами, диагностики, разноплановые мероприятия. Большую роль в формировании адаптации в русско-язычной школе играет «Фестиваль народных культур», на котором дети через игру знакомятся с окружающим миром, приобщаются к традициям. Светлана Васильевна представила программу «Адаптация для детей мигрантов в русскоязычной школе» и поделилась опытом ее реализации.
Цыбикова Цымпилма Цыбеновна, учитель бурятского языка и литературы МОУ «Челутайская средняя общеобразовательная школа» в своем выступлении «Развитие творческих способностей обучающихся посредством интеграции учебно-воспитательной и внеурочной деятельности» рассказала о деятельности литературно-драматического кружка «Найдал», цель которого – выявление и развитие творческих способностей детей, их литературного дара и обучение учащихся не только выразительному чтению стихотворений, но и умению писать стихи на родном бурятском языке. Основными направлениями деятельности кружка являются развитие культуры речи и творческих способностей учащихся, воспитание у детей интереса и любви к театру; приобщение детей к классической и бурятской литературе, драматургии, театральному искусству.
Болотова Билигма Баторовна, учитель бурятского языка и литературы, в своем докладе «Народный фольклор как средство сохранения и развития родного языка» поделилась опытом работы фольклорной группы, целью которой является сохранение и развитие родного языка, сохранение у детей интереса к своим национальным корням, утверждение нравственных ценностей на основе обычаев и обрядов своего народа. В представленном для просмотра видео были отражены занятия, посвященные устному народному творчеству, через изучение пословиц, поговорок, сказок в которых ребята раскрывают для себя нравственно-этические понятия добра и зла, уважения к старшим, взаимопомощи, понимания, человеколюбия. Важным компонентом работы фольклорной группы совместно с ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы» является выпуск методического пособия по практическому буддизму в помощь молодым педагогам.
Полуэктова Вера Ивановна, старший методист кафедры педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» и Герлейн-Усаченко Олеся Владимировна, руководитель студии эстрадного вокала ГАУК «Театр национальных культур «Забайкальские узоры» представили опыт создания открытой культурно-образовательной среды в привлекательной для подростков студии эстрадного вокала, определили формы, способы взаимодействия социокультурных институтов в контексте диалога культур. Проблемы, которые педагоги обозначили в своем выступлении, касались разработки творческого проекта, проектирования социокультурного пространства, призванного решить ряд задач духовно-ценностного содержания, воспитания уважительного отношения к национальному достоинству людей, формирования у детей чувства причастности к историческим корням своего народа.
Батомункуева Рита Мункуевна, ведущий библиотекарь отдела краеведения и библиографии ГУК «Забайкальская краевая библиотека им. Ц. Жамцарано», рассказала о роли библиотеки в сохранении и развитии национальной культуры бурятского народа. Агинская окружная, ныне Забайкальская краевая библиотека, является главным информационным, культурным учреждением Агинского Бурятского округа, архивом национальной печати, методическим центром. Сотрудники библиотеки видят свою задачу в том, чтобы сохранить память своего народа, способствовать возрождению и внедрению в быт его обычаев и традиций, знать своих выдающихся ученых, внесших огромный вклад в развитие российской науки, погрузиться в мир созданных народом мифов, сказок, легенд, вслушаться в его песни, осмыслить их значение
Так, в целях создания условий для гармоничного развития и оптимального функционирования бурятского языка и расширения сферы его применения среди читательской аудитории Агинского Бурятского округа, Забайкальской краевой библиотекой на 2019 год разработан проект «Бурятский язык и литература: сегодня и в будущем». В программе проекта предусмотрены мероприятия, призванные способствовать продвижению изучения бурятского языка:
- разработка бурятской версии сайта библиотеки agalibr.ru
- подготовка и выпуск буктрейлеров из фонда редких книг библиотеки на бурятском языке «Эрхимбуряад ном»;
- разработка анимационных и мультимедийных библиотечных проектов на бурятском языке в рамках Года театра в РФ и Года анимационного бурятского кино в Агинском Бурятском округе;
- разработка проекта «Говорящая книга для незрячих и слабовидящих на бурятском языке». Это выпуск аудиодисков, куда войдут тексты с бурятским фольклором, народная бурятская музыка, художественное чтение произведений писателей Аги и Бурятии артистами народных театров Аги.)
Проведены такие крупные мероприятия, как традиционный окружной конкурс «Баян даа, турэлхихэлэмнай», презентации книг к 80-летию АБО, фундаментальных изданий «Сыны и дочери Аги – народные избранники» и фотоальбома «Цвети, родная Ага», круглый стол «Особо охраняемые природные территории Забайкальского края: опыт работы, проблемы и перспективы развития», литературный праздник «Забайкальская осень в Аге» с участием писателей и поэтов Забайкальского края, Республики Бурятия и Иркутской области, библиоквест «Мой край для меня – это Родина, Родина – это Забайкалье!», конкурс знатоков – краеведов родного края в рамках Всероссийской акции «Библионочь – 2018» и празднования 10-летия образования Забайкальского края.
В феврале 2019 года в рамках празднования Белого месяца – Сагаалгана провели большую праздничную встречу с различными землячествами: якутская, тувинская, армянская, шэнэхэнская, а также монгольская диаспора, представленная студентами Агинского педагогического колледжа. Представители диаспор рассказали учащимся школ поселка Агинское о своей культуре, традициях и обычаях, принесли свои национальные блюда. Были организованы конкурсы благопожеланий, загадок, пословиц и поговорок. Все участники были в национальных костюмах и празднование закончилось дружным чаепитием.
Долгоржапова Долгорма Мункуевна, режиссер ГУК «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края», в яркой презентации представила красочный бурятский национальный костюм, каждая деталь которого несет в себе отпечатки истории и культуры народа, служит объектом изучения, приобщения подрастающего поколения к своим корням, культуре, обычаям и традициям своего народа. Участники симпозиума узнали, что входит в комплект национальной бурятской одежды, что означают элементы костюма, познакомились с особенностями женской одежды, оформления причесок и украшений. Долгорма Мункуевна обозначила проблему отсутствия мастериц по пошиву национальной традиционной одежды, и предложила пути ее решения.
Сымжитова Ирина Цымпиловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 26 г. Читы, говорила о важности поликультурного воспитания обучающихся на уроках литературы, на образцах культурного наследия региона, в котором проживают школьники. Важным результатом работы является отсутствие конфликтных ситуаций в школе.
Жабкина Наталья Викторовна, заместитель директора по ВР МБОУ СОШ № 32 г. Читы, подняла проблему изучения русского языка как неродного в начальной школе через внеурочную деятельность. Представила результаты диагностики по русскому языку учеников-мигрантов для определения сформированности умений и навыков разных видов речевой деятельности за два года, показала УМК по русскому языку для детей мигрантов и переселенцев под редакцией Р.Г. Давлетбаевой.
Участники выразили единодушное мнение о степени важности обсуждаемых вопросов, выразили уверенность в том, что формат обмена опытом по актуальным вопросам в режиме симпозиума позволяет не только расширить спектр участников, но и продолжить конструктивное взаимодействие в дальнейшем.
Аналитическая группа:
Крицкая И.Н., ст. преподаватель кафедры педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»
Жигзымаева Х.Э., ст. преподаватель ГАУ ДПО «Агинский ИПК работников социальной сферы Забайкальского края»
Материалы:
1. Рабданова Л. Р., ректор ГАУ ДПО «Агинский ИПК работников социальной сферы Забайкальского края»
Обновление содержания этнокультурного образования в контексте реализации стратегии развития бурятского языка
2. Прашутинская С. В., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 40 г. Читы
Школа русской языковой культуры» – условие формирования толерантности в условиях образовательного учреждения
3. Полуэктова В.И., старший методист кафедры педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»
Герлейн-Усаченко О. В., руководитель студии эстрадного вока-ла ГАУК «Театр национальных культур «Забайкальские узоры»
Опыт проектирования культурно-образовательного пространства: принципы, технологии, содержание
4. ЦыбиковаЦымпилмаЦыбеновна, учитель МОУ «Челутайская СОШ» Агинского района
Развитие творческих способностей обучающихся посредством интеграции учебно-воспитательной и внеурочной деятельности
5. ДолгоржаповаДолгормаМункуевна, режиссер ГУК «Центр развития бурятской культуры Забайкальского края»
Национальная одежда как одно из средств этнокультурного воспитания подрастающего поколения
6. Батомункуева Рита Мункуевна, ведущий библиотекарь отдела краеведения и библиографии ГУК «Забайкальская краевая библиотека им. Ц. Жамцарано»
Роль библиотеки в сохранении и развитии национальной культуры бурятского народа: опыт работы
7. Болотова Билигма Баторовна, учитель МОУ «Сахюртинская СОШ» Агинского района
Сохранение и развитие бурятского языка в контексте этнокультурного воспитания детей
8. Жабкина Наталья Викторовна, заместитель директора по ВР МБОУ СОШ № 32 г. Читы
Изучение русского языка как неродного в начальной школе через внеурочную деятельность