Новости
28.02.2019 - Дискуссионная площадка «Современные тенденции и перспективы культурно-образовательной деятельности по развитию и изучению родных языков»
- Подробности
-
Опубликовано: 01 марта 2019
В рамках межрегионального научно-практического симпозиума «Современные тенденции и перспективы изучения родных языков и поликультурного воспитания детей и молодежи» работала дискуссионная площадка «Современные тенденции и перспективы культурно-образовательной деятельности по развитию и изучению родных языков», в которой приняли участие 28 педагогов. На площадке участникам предлагалось обсудить следующие вопросы:
- проблемы развития и изучения родных языков, в том числе русского языка как родного;
- возможности сохранения и развития родных языков в условиях полиэтнического региона;
- эффективные технологии и практики обучения родному языку, в том числе русскому языку как родному;
- проблемы и перспективы развития билингвального образования в условиях образовательных организаций.
Работу дискуссионной площадки начали с вступительного слова Грешиловой И.А., проректора по научно-методической работе ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», Ирина Александровна поприветствовала участников симпозиума, рассказала о целях и задачах данного симпозиума.
Далее мы перешли к выступлениям участников и обсуждению проблем, с которыми сталкиваются педагоги.
Забанова Оюна Александровна, специалист Республиканского Центра развития родных языков Министерства образования и науки республика Бурятия, к.филол.н выступила с докладом «Современные интерактивные технологии в обучении бурятскому языку», в котором рассказала о Стратегии развития бурятского языка. В Стратегии развития бурятского языка намечены приоритетные направления. Так, в сфере образования и информационно-коммуникационных технологий планируется расширение использования новых технологий в сфере обучения, поддержка стимулирования и создания новых IT-продуктов на бурятском языке, обучающих игр и программ. Оюна Александровна поделилась опытом создания новых продуктов, которые вносят вклад в формирование развивающей среды для детей дошкольного и младшего школьного возраста, позволяющей ребенку изучать свой родной язык в игровой форме. Это куклы в национальных костюмах, говорящие на бурятском языке, первый звуковой алфавит, музыкальный микрофон, интерактивный 3D словарь бурятского языка. Все это позволяет создавать использовать интерактивные технологии как одно из эффективных средств для обучения бурятскому языку.
Цырендоржиева Баирма Дамбиевна, доцент, заведующий лабораторией развития бурятского языка и литературы ГАОУ ДПО Республики Бурятия «Бурятский республиканский институт образовательной политики» Лаборатория развития бурятского языка и литературы представила нашему вниманию выступление «Коммуникативно-ориентированный подход в обучении бурятскому языку как родному: моделирование учебных средств».
Жанчипова Цыцыгма Самбуевна, учитель МАОУ «Агинская окружная гимназия-интернат» городского округа «Поселок Агинское» рассказала об «Интерактивном сопровождение в преподавании родного языка». Одним из путей к заинтересованности и мотивированности к изучению бурятского языка становится использование интерактивных технологий, в данном случае это интерактивная книга. Цыцыгма Самбуевна представила нашему вниманию интерактивные книги, которые были разработаны учащимися их школы, данный момент очень заинтересовал участников площадки.
Цыренжапова Гоохон Самбуевна, учитель МОУ «Агинская СОШ № 2» городского округа «Поселок Агинское» рассказала о формировании метапредметных и личностных результатов в процессе интенсивного обучения бурятскому языку в основной школе.
Самойлова Валентина Владимировна, заместитель директора по УР, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с. Утан Чернышевского района выступила с докладом «Родной язык как культурная ценность нации», в котором говорилось, что Министерство образования и науки России представило примерную программу курса "Русский родной язык". Новая программа рассчитана на преподавание русского языка в 5-9 классах. Познакомиться с ее содержанием можно на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ. Документ одобрен решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 31 января 2018 года.
Также в работе площадки были представлены видеоматериалы:
Кулеш Елена Васильевна, доцент кафедры психологии, руководитель Ресурсного центра ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», к.пс.н. (научный руководитель проекта)
Ангина Анастасия Дмитриевна, педагог родного языка ГБ ПОУ «Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум» (г. Николаевск-на-Амуре) (участник проекта-видеоурок)
Донкан Виктория Леонтьевна учитель родного языка СОШ им. Героя России М.А. Пассарас.Сикачи-Алян Хабаровского района Хабаровского края (участник проекта – видеоурок)
Эльтун Марина Александровна,учитель начальных классов и родного языка МБОУ ООШ с. ВерхнийНерген Нанайского района Хабаровского края (участник проекта – видеурок)
Возможности сохранения родных языков в системе инновационной образовательной деятельности полиэтнического региона (на примере Хабаровского края)
Амзаракова Ольга Александровна, учитель хакасского языка и литературы ГБОУ Республики Хакасия «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова»
Интерактивные технологии в обучении родному языку и культуре.
При работе дискуссионной площадки состоялся обмен опытом в области преподавания родного языка, в том числе русского языка как родного, ознакомление с лучшими практиками изучения родных языков в контексте этнокультурного и поликультурного воспитания детей и молодежи; актуализированы проблемы и перспективы учебно-методического обеспечения изучения родных языков, в том числе посредством электронных образовательных ресурсов.
Ст. преподаватель кафедры педагогики ИРО Забайкальского края Котик И.С.