Целью наставничества в СОШ №19 является оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового потенциала.

Основные задачи наставничества:

- привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление молодых учителей в школе;

- ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

- адаптация в коллективе школы, усвоение лучших традиций коллектива и правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого отношения к выполнению своих обязанностей.

Хотелось бы обратить внимание на продуманную работу с молодыми специалистами в СОШ №19. В 2016-2017 уч. году в школе работало 5 молодых специалистов, в 2017-2018 – также 5, в 2018-2019 г. – 7. Еще 7 учителей имеют стаж 4-5 лет.

Работа с молодыми учителями ведется планомерно и регулярно. В школе есть «Положение о наставничестве в МБОУ «СОШ №19». Ежегодно 1 сентября приказом директора за каждым молодым педагогом на 1 год закрепляется наставник. Это педагог-стажист, который обладает не только широким профессиональным кругозором, мастерством и имеет творческие способности, но и является терпеливым и целеустремленным человеком. Руководство деятельностью наставника осуществляют заместители директора школы и председатель методического объединения.

Если в период профессиональной адаптации молодого учителя вести целенаправленную и систематическую работу по научно-методическому сопровождению, применению инновационных компонентов, то процесс развития инновационного потенциала молодого педагога будет осуществляться более эффективно, следовательно, период становления учителя, который по статистическим данным растягивается на длительный срок (10-15 лет), будет значительно сокращен (5-7 лет), при этом результаты работы с наставником во многом зависят от самого молодого учителя.

С первого дня работы начинающий педагог выполняет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и учитель с опытом, это часто становится предметом недовольства молодых специалистов. Администрация школы старается облегчить путь становления учителя: в первый год он не назначается классным руководителем, не преподает в старших классах, не имеет большого количества уроков. Это позволяет молодому педагогу сосредоточится на методике урока, на освоении педагогических технологий, создает ситуацию успешности работы.

В сентябре молодым специалистам предлагается заполнить анкету, где есть такие вопросы:

  • Удовлетворяет ля вас уровень вашей профессиональной подготовки?
  • В каких направлениях организации деятельности вы испытываете трудности?
  • Представляет ли для вас трудность формулировка цели урока, выбор соответствующих методов и методических приемов для реализации целей урока, мотивировка деятельности учащихся, формулирование вопросов проблемного характера и т.д.

В результате анализа ответов установлено, что важными для молодых педагогов являются вопросы:

1) осознание недостаточности знаний по методике преподавания предмета и желание познакомиться с новыми педагогическими технологиями;

2) высокий уровень профессиональных притязаний, потребность в достижении высоких результатов;

3) потребность в контактах с интересными, творчески работающими педагогами;

4) желание создать эффективную образовательную среду для обучающихся;

5) готовность проверить на практике полученные знания о новых педагогических технологиях.

Работа с молодыми специалистами в нашей школе рассчитана на длительный срок, так как ежегодно приходят новые молодые педагоги, с которыми продолжается методическая работа по развитию их инновационного потенциала.

Заместитель директора по УВР в течение года проводит с молодыми специалистами занятия:

  • Методическое занятие «Организация учебно-методической работы в   кабинете».
  • Методическое занятие «Методические основы современного урока»
  • Методическое занятие «Современные педагогические технологии»
  • Анкетирование по выявлению профессиональных затруднений молодых специалистов, определение степени комфортности молодых педагогов в коллективе
  • Изучение памяток «Анализ и самоанализ урока», «Реализация личностно-ориентированного подхода на уроке»
  • Методическое занятие и рекомендации «Организации работы с высокомотивированными учащимися», «Как подготовить ученика к олимпиаде»
  • Консультирование «Использование ИКТ в образовательном процессе»
  • Круглый стол в конце 1 четверти – беседа о первых впечатлениях, трудностях, пожелания, советы и т.д. В непринужденной обстановке обсуждаются частные и общие проблемы, намечаются пути их решения.

Работа наставника по методическому сопровождению процесса развития инновационного потенциала начинающего учителя также способствует созданию ситуации успешности его работы, удовлетворенности профессией и, в конечном итоге, ведет к тому, что инновационная педагогическая деятельность становится потребностью молодого специалиста и он с удовольствием продолжает работать в школе.

Формы работы наставников с молодыми педагогами различные:

1) индивидуальная (беседы, консультации, посещение уроков молодого учителя, их анализ, помощь в работе над индивидуальной методической темой);

2) групповая (научно-практические семинары, семинары-практикумы, проблемные семинары, научно-практические конференции).

Несомненно, наставники должны быть впереди всех педагогов в освоении и пропаганде современных образовательных технологий, в продвижении новых педагогических знаний. Наставник личным примером способствует раскрытию потенциала молодого специалиста, развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Молодые педагоги привлекаются наставниками к участию в общественной жизни коллектива, у них формируются общественно значимые интересы, например, Былкова Д.С., проработав 2 года в нашей школе, показала себя целеустремленным, принципиальным, ответственным человеком и была избрана председателем профсоюзного комитета школы.

Наставник воспитывает в молодом специалисте также потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Молодые педагоги участвуют в организации и проведении предметных недель, олимпиад, различных тематических конкурсов, во внеклассной работе по предмету. Результатом методической работы в системе «Наставник – молодой учитель» в 2018 году явилось создание молодыми педагогами авторских образовательных продуктов — разработок открытых уроков, выступлений на заседаниях методических объединений, городских конференциях, региональных форумах.

В ноябре 2018 года молодые специалисты подали заявки на участие в заочном этапе Забайкальского образовательного форума (ЗОФ). В декабрь они приняли участие в номинациях очного этапа ЗОФ. Это Арнольд А.А., Гресько К.В., Калашников А.А. Молодые педагоги заняли места и получили ценные призы: Гресько К.В. - 1 место и Арнольд А.А.- 2 место.

26 декабря 2018 года Комитет образования г. Читы издал Приказ об установлении инновационного статуса «авторская программа» программам работников СОШ №19, молодых специалистов, Гресько К.В и Арнольд А.А.

В 2017 году молодой специалист Игнатьева Мария Игоревна также заняла 1 место в Забайкальском образовательном форуме, а затем прошла аттестацию и получила первую квалификационную категорию.

Работа с молодыми специалистами в СОШ №19 является эффективной, так как они остаются работать в школе, чувствует себя в ней уверенно, закрепляются в убеждении в правильном выборе профессии.

 

Заместитель директора по УВР Прикуле М.Н.