Всероссийский семинар-совещание «Модернизация содержания и технологий общего образования в соответствии новыми федеральными государственными образовательными стандартами от идей к технологическим решениям»

Экспресс-сессия «Современные образовательные технологии в достижении обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов лучшие педагогические практики учителей химии, биологии, географии»

Модераторы:

Рацина В.Н., ст. преподаватель кафедры естественно-научного и математического образования ИРО Забайкальского края

Рыбак Т.Г., ст.преподаватель кафедры естественно-научного и математического образования ИРО Забайкальского края

26 сентября 2019 года в рамках Всероссийского семинара-совещания «Модернизация содержания и технологий общего образования в соответствии новыми федеральными государственными образовательными стандартами от идей к технологическим решениям» прошла экспресс-сессия «Современные образовательные технологии в достижении обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов лучшие педагогические практики учителей химии, биологии, географии».

География участников экспресс-сессии широка:  специалисты ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края»; руководящие и педагогические работники образовательных организаций Забайкальского края; г. Москвы; 20педагогов – членов сетевых сообществ учителей-предметников Забайкальского края.

Началась экспресс-сессия с приветственных слов к участникам Всероссийского семинара-совещаниястаршего методиста Института развития образования Забайкальского края Рыбак Татьяны Георгиевны, которая, значительный опыт педагогов образовательных учреждений Забайкальского края в области модернизации содержания и технологий общего образования в соответствии новыми ФГОС, которым необходимо делиться с коллегами для повышения качества образования.

Первой свой доклад представила учитель химии МБОУ «Гимназия №1» г. Петровск-Забайкальский Елена Ивановна Мильчук, рассказаво формировании универсальных учебных действий обучающихся на уроках химии. Автор предложила участникам сессии пройти занятие из программы внеурочной деятельности «Лаборатория юного исследователя». Занятие получилось интересным и было полезным слушателям.

Далее выступила Светлана Петровна Бурдинская, учитель химии МОУ СОШ №5 п. Первомайский. Светлана Петровна обобщила свой опыт использования техники и технологии способа диалектического обучения в достижении обучающимися метапредметных результатов при изучении химии. В частности, работу с субтестами и критериями определения уровня сформированности универсальных учебных действий. Развитие УУД с опорой на системно-деятельностный подход позволяет перевести обучающихся из пассивных слушателей и созерцателей в активных субъектов учебной деятельности, а применение диалектического подхода и структурирования и предметного содержания, позволяющий обучающимся овладеть умением выполнять логические операции с изучаемым материалом. Доклад вызвал большой интерес, вся аудитория была вовлечена в работу педагога.

Большой интерес вызвал доклад Сергея Валерьевича Банникова, руководителя центра естественно-научных дисциплин издательства «Русское слово», учителя географии ГБОУ «Школа №1245» г. Москва, к.п.н., на тему «Интеграция урочной и внеурочной деятельности как пример реализации комплексного подхода при изучении географии». Доклад был сделан на примере изучения нового материала с использованием всех ресурсов УМК. Автор акцентировал роль взаимодействия школы с разнообразными организациями, частности с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) при интеграции урочной и внеурочной деятельности, особенно в вопросах охраны окружающей среды. Докладчик представил успешный опыт реализации проектной деятельности совместно с ООПТ - эколого-этнографический проект «Журавлиное поле». Целью данного проекта является расширение кругозора учащихся, внедрение вариативных форм обучения, создание условий для социализации школьников, повышение мотивации учения. Важно, что обучение выходит за рамки школьной среды, создавая благоприятный микроклимат в школьном коллективе. Задачами данного проекта является формирование бережного отношения к природе, изучение природы родного края, ознакомление с культурными традициями. Примечателен перечень направлений деятельности в рамках представленного проекта: краеведческое, учебное, эстетическое, экологическое, оздоровительное, трудовое. Конечным результатом проекта должно стать создание школьного музея.

Об уникальном опыте апробации технологии визуализации учебной информации на уроках химии рассказалаучитель химии МОУ «Кокуйская СОШ № 1» Сретенского района Колесникова Елена Владимировна. Она продемонстрировала участникам площадки изготовленные обучающимися лэпбуки по химии и предложила поработать в группах на мастер-классе «Создание лэпбука (самодельная книга) с помощью папки». Мастер-класс прошел динамично и интересно. В нем была задействованы все слушатели; каждый получил возможность освоить основы технологии визуализации учебной информации на уроках. Обоснованием выбора данной технологии докладчиком является то, что большинство учебной информации дается и воспринимается через визуальное восприятие. В ходе мастер-класса участниками были созданы и представлены готовые лэпбуки.

Выступление Мутуевой Цыбекмит Цырен-Намдаковна, учителя химии МОУ «Могойтуйская СОШ №3» Могойтуйского района, было посвящено технологии деятельностного подхода в преподавании химии. Главной идеей доклада была необходимость обновления способов подачи нового материала. В ходе доклада возникла интересная дискуссия по реализации технологии «Метапредмет. Знак», в частности, схематизации информации на уроках. Мастер класс «Технология мыследеятельностного подхода в преподавании химии», проведенный докладчиком, позволил участникам познакомиться с обновленным способом подачи знания на примере темы «Что такое валентность». Главная суть технологии мыследеятельностного подхода в том, что обучающиеся осознают свое непонимание и происходит момент прорыва к деятельностному содержанию понятия.

Гагарина Ольга Анатольевна, учитель биологии МБОУ СОШ № 40 г. Читы, показала возможность использования кейс-технологии как одного из методов формирования метапредметных результатов при изучении биологии. Доклад раскрывает организацию самостоятельной деятельности обучающихся с помощью кейс-технологии и ее значению в формировании метапредметных результатов на примере урока по теме «Пищевая цепь». Автор провела практическую работу по созданию кейсов слушателями площадки.

С использованием технологии развития критического мышления для развития познавательных УУД учащихся при изучении биологии познакомила участников экспресс-сессии учитель биологии МБОУ СОШ № 9 г. Читы Елена Викторовна Томских. Елена Викторовна сравнила творческое и критическое мышление, рассказала об использовании способов и методов критического мышления в своей педагогической деятельности, роли учителя в развитии критического мышления у школьников. Свою тему педагог дала как ознакомление с новыми технологиями развития критического мышления для развития познавательных УУД учащихся при изучении биологии. Система приемов РКМЧП включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и её сочетания с парной и групповой деятельностью. Е.В.Томских поделилась с участниками секции опытом работ по использованию приемов «Кластер», «Понятийное колесо», «Синквейн», «Диаманта», «Плюс-Минус-интересно», «Ромашка Блума».

Бекетова Ольга Викторовна, учитель биологии МОУ «Агинская СОШ № 2» Агинского района, поделилась опытом успешного применения учебных исследований по биологии как основы достижения новых образовательных результатов. Ольга Викторовна рассказала о группе базовых навыков XXI века, в том числе, естественнонаучной грамотности. Докладчик осветила ведущие проблемы биологического образования и возможности их решения с использованием учебных исследований на примере своего педагогического опыта, раскрыла ведущие проблемы биологического образования, даны результаты участия учащихся из России в исследованиях PISA, подчеркнула необходимость активного применение исследовательской деятельности в достижении новых образовательных результатов; подняла проблему внедрения предметной концепции биологического образования в Российской Федерации, что чем участники секции согласились.

Вопросы модернизации технологий преподавания и содержания обучения по формированию предметных, метапредметных и личностных результатов в учебном предмете «География» осветила учитель географии МБОУ СОШ № 23 г. Читы, Панкова Ольга Дмитриевна. Она затронула проблемы особенностей модернизации технологий преподавания при подготовке к ОГЭ и представила мастер-класс урока-рефлексии по теме «Географические карты как источники географической информации», раскрыв его безоценочный характер и основные этапы:

  • мотивация (самоопределение) и коррекционная деятельность
  • актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности
  • локализация индивидуальных затруднений
  • построение проекта коррекции выявленных коррекции выявленных затруднеий
  • реализация построенного проекта
  • рефлексия учебной деятельности на уроке и домашнее задание.

Долгополова Татьяна Юрьевна, учитель географии МОУ СОШ № 1 п. Карымское Карымского района, поделилась с коллегами своими разработками по внедрению технологии «Метапредмет «Проблема» для достижения образовательных результатов при изучении географии». Педагог отметила сложности в применении этой технологии и пути оптимизации ее использования на уроках. В докладе были использованы элементы мастер-класса на примере темы «Население и хозяйственное освоение Сибири».

Следующий участник, Садаева Дина Бато-Жаповна, учитель географии МБОУ «Ясногорская СОШ» Оловяннинского района, рассказала об успешном использовании ситуационных задач для активизации учебной деятельности на уроках географии, достижения обучающимися высоких результатов обученности: предметных, метапредметных и личностных. В ходе доклада Д.Б.-Ж. Садаева предложила коллегам принять участие в проектировании ситуационной задачи по конструированию экологических коридоров в форме урока-путешествия, на котором решались ситуационные задачи на разных уровнях, применялись наглядные пособия и практические задания для активации учебной деятельности.

Учитель географии МБОУ «Многопрофильная языковая гимназия № 4» г. Читы Азарникова Татьяна Николаевна раскрыла приемы использования информационных технологий для достижения положительной динамики в обучении и овладения практическими умениями на уроках географии. Она подчеркнула необходимость использования мультимедиа, компьютерных средств в образовательном процессе. Участник показала видеоматериалы о разных этапах уроков с пояснениями, где и как наиболее эффективно возможно их использование в учебной и практической деятельности, а также примеры заданий по этим роликам.

Лунева Ирина Михайловна, учитель географии МОУ «Приаргунская СОШ» Приаргунского района, выступила с докладом по теме «Разработка ФОС по географии». Она озвучила ряд серьезных проблем и вопросов, с которыми педагоги сталкиваются при оценивании уровня сформированности компетенций и результатов, в том числе метапредметных. Акцент в докладе был сделан на текущей и промежуточной аттестации и формах контроля. Автором были представлены паспорта компетенций и приведены примеры оценивания сформированности уровня компетенций и контролируемых элементов содержания. Тема вызвала большой интерес и много вопросов. Участница представила разработанные на основе кодификаторов индивидуальные ФОС по различным типам: текущий контроль, промежуточный контроль, итоговая аттестация.

Далее в рамках экспресс-сессии был проведен мастер класс победителей конкурса «Современный урок в условиях реализации ФГОС» Дутовой Ирины Алексеевны, Косяковой Ирины Анатольевны, Колычева Андрея Анатольевича - преподавателей цикла естественно-математических дисциплин и физической культуры ФКГОУ «Читинское суворовское училище МВД России». На мастер классе был представлен интегрированный урок по теме «Проектные задачи. Экспедиция на Удоканское меднорудное месторождение» для учеников 10 класса. В ходе занятия была продемонстрирована самостоятельная работа обучающихся с картами, расчет рациона питания, расчет скорости передвижения с грузом на определенное расстояние, проведение опытов на качественную реакцию на ионы меди и серы, расчет залежей медной руды и проч.

В финале экспресс-сессии участникам было предложено активно публиковать результаты своей педагогической деятельности на сайтах школ и в различных научно-методических изданиях.

Подводя итоги экспресс-сессии, ст. преподаватель кафедры естественно-научного и математического образования ИРО Забайкальского края Рацина Валентина Николаевна, отметила значимость таких мероприятий для педагогического сообщества края. В завершении работы сессии участники выразили удовлетворение содержанием и итогами дискуссии.

 

aАналитики:

Воропаева Т.В., и.о. зав. кафедрой

естественно-научного и математического

образования, к.г.н. ИРО Забайкальского края

Ортонова В.Б. преподаватель ГАУ ДПО

«Агинский институт повышения

квалификации работников

социальной сферы Забайкальского края