26 сентября 2019 года, в рамках Всероссийского семинара-совещания «Модернизация содержания и технологий общего образования в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами: от идей к технологическим решениям» состоялся экспертный марафон «Эффективные практики реализации АОП» (модераторПортнова Людмила Константиновна,  канд. психол. наук, зав. кафедрой психологии и коррекционной педагогики Института развития образования Забайкальского края).

В работе площадки приняли участие педагогические работники из разных районов края.

Образовательные организации, являющиеся участниками реализации мероприятий государственной программы «Развитие образования» по направлению «Эффективные практики реализации адаптированных образовательных программ основного общего образования для детей с ОВЗ, создание условий для полноценной реализации в общеобразовательных организациях инклюзивного образования», представили свой методический и практический опыт. Формат их выступления предполагал демонстрацию мастер-класса.

В качестве экспертов работали 18 педагогических работников. Им предстояло оценить выступления коллег по 5-ти балльной системе по следующим критериям: «Актуальность представленного тематического направления в условиях современных требований ФГОС», «Нахождение нестандартных путей в решении педагогических задач», «Практическая значимость представленной проблемы для образования и социализации обучающихся с нарушениями развития», «Способность к анализу своей деятельности и осмыслению опыта, точность ответов на вопросы» и «Корректность и грамотность использования понятийного аппарата и научного языка, отсутствие фактических ошибок, глубина и широта знаний по теме, грамотность речи».

Домашевская Л.А., учитель математики, руководитель медиацентра «Сияющая радуга» МОУ СОШ с. Тарбагатай, рассказала о школьной социальной интернет-сети «Школяры». Педагог подчеркнула, что информационно-образовательная среда школы может быть одним их эффективных условий адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Гузёнова  К.С., педагог-психолог МАОУ «Целиннинская СОШ», Краснокаменского района, показала роль педагога-психолога в реализации АОП на  уровне основного общего образования. 

Об эффективной практике формирования предметных результатов в рамках реализации ФГОС ООО рассказывала Гурулева Т.А., директор МБОУ «СОШ №45» г. Читы. Неподдельный интерес присутствующих вызвал фрагмент мастер-класса педагога данной школы Кутузова А.А., руководителя школьного научного общества «Искатель».

Модель реализации ФГОС и АОП для детей с ОВЗ основного общего образования в условиях общеобразовательной школы на основе создания комфортной социокультурной среды представила вниманию присутствующих Попова М.Г., заместитель директора по НМР «МБОУ СОШ №11» г. Читы. Одним из направлений данной модели является участие детей с ограниченными возможностями здоровья в Российском движении школьников. Необходимо отметить, что база МБОУ «СОШ №11», являясь региональной стажировочной площадкой Забайкальского края, имеет возможность поделиться уникальным опытом применения технологий обучения детей с задержкой психического развития в условиях полной инклюзии.

Обратил на себя внимание нетрадиционный подход к работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, представленный Шумихиной Т.А., социальным педагогом МАОУ «СОШ №1» п.г.т. Забайкальск. В своем выступлении по теме «Семья – основа всех основ» педагог продемонстрировала методы обучения родителей тесному взаимодействию с детьми.

Ташлыкова И.Л., учитель-дефектолог МБОУ СОШ п.г.т. Атамановка, представила технологии индивидуализированного обучения в реализации АОП для детей с ОВЗ.

Заместитель директора МБОУ «СОШ №5» п. Карымское Аксененко Е.Н. рассмотрела технологии интеграции содержания общего и дополнительного образования обучающихся с ОВЗ. Присутствующие с интересом приняли участие в мастер-классе «Пустая стена», где предстояло совместными командными усилиями задекорировать чистое пространство стены.

Особый интерес присутствующих педагогов вызвал мастер-класс МАОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №4», представленный Бадмацыреновой Х.С., заместителем директора по УВР, и Доржиевой Ж.Б., заместителем директора по НМР. Участники данного мастер-класса проектировали модель индивидуального образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Педагоги МОУ СОШ с. Новая Кука Молчанова А.И., заместитель директора по УВР и Павлова Н.П., педагог-психолог, рассказали об опыте внедрения системы мониторинга здоровья обучающихся с ОВЗ на основе отечественной технологической платформы.

Мастер-класс с элементами тренинга «Коррекционно-развивающие технологии в работе с детьми с ОВЗ» представила Макарова Н.А., педагог-психолог МОУ Первомайская «СОШ №5».

Мастер-класс Капустиной А.Н., учителя МБОУ «СОШ №13» г. Хилок, посвященный методам работы с детьми с психическим недоразвитием, завершил экспертный марафон «Эффективные практики реализации АОП».

Эксперты отметили, что в представленных выступлениях прослеживались актуальность, практическая значимость заявленных тематических направлений, а также наличие нестандартных путей в решении сложных педагогических задач.

Подводя итоги работы марафона, Портнова Л.К. подчеркнула, что в ходе его проведения удалось продемонстрировать на достойном уровне уникальный и значимый опыт образовательных организаций, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Аналитики:

Кутырева Е.Ю.,

старший преподаватель

кафедры психологии

и коррекционной педагогики

ИРО Забайкальского края;

Мысникова Э.А.,

доцент кафедры психологии

и коррекционной педагогики

ИРО Забайкальского края