В рамках Всероссийского семинара-совещания «Модернизация содержания и технологий общего образования в соответствии с новыми ФГОС: от идей к технологическим решениям» 26 сентября 2019 г. прошел авторский семинар проректора ЧОУ ВО «Русская христианская гуманитарная академия» (г. Санкт-Петербург) Загашева Игоря Олеговича «Технологии достижения метапредметных результатов образования в контексте ФГОС как основа для организации работы методических объединений».

На семинаре присутствовали 16 человек, из них 3 — педагоги, остальными участниками стали специалисты комитетов образования из 8 районов Забайкальского края.

Основная идея семинара: практика развития и педагогической диагностики метапредметных результатов образования в контексте ФГОС может стать основой для взаимодействия между методическими объединениями образовательной организации, а также для создания метапредметных методических объединений. Была высказана мысль о том, что метапредметные дисциплины могут стать важным элементом образовательной среды, интегрирующим программы основного и дополнительного образования.

В начале семинара Игорь Олегович познакомил участников с содержанием и принципами реализации метапредметного курса «Интеллектуальный конструктор». Особое внимание было уделено роли образовательных технологий в достижении метапредметных результатов; возрастно-психологическим особенностям подростков в контексте достижения метапредметных результатов; примерной программе внеурочной деятельности по достижению метапредметных результатов в основном общем образовании; примерам технологических карт внеурочных занятий по достижению метапредметных результатов образования; примерам использования процесс-фолио для оценки достижения метапредметных результатов.

Сопоставив метапредметные результаты до 2019 года и метапредметные результаты 2019, И.О. Загашев отметил конкретизацию метапредметных результатов в проекте нового ФГОС ООО.

Основными выводами первой, теоретической, части семинара стали:

  • метапредметные результаты конкретизировались в проекте нового ФГОС ООО;
  • одной из основ взаимодействия методических объединений, в том числе, сетевых, может быть совместное достижение метапредметных результатов образования;
  • сохраняется разрыв между реальной практикой, ориентирующейся на предметные результаты и нормативным долженствованием, ориентированным на системно-деятельностный подход (в тексте профессионального стандарта, комптетентностный)

Практическая часть семинара прошла в формате малых групп, что позволило слушателям получить опыт проектирования одного из модулей метапредметного курса «Интеллектуальный конструктор», который включает сквозные темы:

  • учимся планировать свою деятельность;
  • учимся оценивать свою учебную работу;
  • развиваем теоретическое мышление;
  • развиваем читательскую компетентность;
  • учимся сообща.

Разделившись на группы, каждая из которых представляла одну параллель общего образования (5, 6, 7, 8 или 9 классы) и одно из направлений обучения (учителя истории и обществознания, русского языка и литературы, химии, географии, музыки) слушатели получили задание обсудить предложенное содержание курса, примерные технологические карты урока (внеурочного занятия), пресс-фолио (рабочая тетрадь)% им было предложено представить урок по определенной теме с использованием «Интеллектуального конструктора».

Представляя результаты групповых обсуждений, участники семинара обратили особое внимание на сферу применения программы. Она может быть использована в урочной и внеурочной деятельности, в дополнительном образовании, в работе ученических научных обществ, а также в самостоятельной работе обучающихся. Отметили ограниченность времени на уроке у учителя и важность выбора образовательных технологий. Достоинством предложенных технологических карт слушатели считают их полное соответствие требованиям ФГОС основного общего образования. Содержание курса по всем параллелям, по мнению слушателей, полностью соответствует требованиям ФГОС и профстандарта педагога.

Слушатели положительно оценили предложенный пресс-фолио, отмечая логичность и подробность прописанных в нем действий, а также наличие образцов текстов и дополнительной информации.

Затруднения вызвала проблема оценивания метапредметных результатов. В ходе обсуждения участники пришли к выводу: учителю важно определить цель и функции оценочных процедур, а также обсуждать с учащимися критерии оценки метапредметных результатов.

Подводя итоги семинара, участники обсудили критерии отбора метапредметной программы для 5-9 классов. В ходе обсуждения было решено дополнить критерии двумя пунктами: 1) возможность использования в сетевом взаимодействии и 2) возможность использования в плане подготовки к ГИА. Кроме того, участники семинара указали на трудности использования программы во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании из-за нестабильности контингента обучающихся.

Общий вывод, к которому пришли участники семинара: курс «Интеллектуальный конструктор» открывает возможность для учителя комбинировать тематические блоки курса в зависимости от возможностей и потребностей обучающихся.

 

Аналитик: Осипова З. В.,

доцент кафедры управления образовательными организациями