Методические материалы
Аналитический отчет презентационной площадки "Механизмы развития гуманитарного образования в условиях введения ФГОС"
- Подробности
-
Опубликовано: 28 сентября 2019
В рамках Всероссийского семинара-совещания «Модернизация содержания и технологий общего образования в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами: от идей к технологическим решениям» прошла презентационная площадка «Механизмы развития гуманитарного образования в условиях введения ФГОС». В работе данной площадки приняли участие 25 педагогов: 15 учителей русского языка и литературы, 6 учителей истории и обществознания, 2 учителя изобразительного искусства, 2 учителя английского языка.
Модераторами выступили Романюк Л,Б., и.о. зав. кафедрой гуманитарного образования ИРО Забайкальского края, Дробная Е.В., и.о. ст. преподавателя кафедры гуманитарного образования ИРО Забайкальского края.
В ходе работы площадки рассмотрен широкий круг проблем: обсуждены значимые вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла; прошло знакомство с опытом практического применения современных образовательных технологий на уроках различных предметов гуманитарного цикла; презентованы авторские наработки по организации исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС, проведены мастер-классы ведущих педагогов края.
Работа площадки началась с мастер-классов победителей регионального конкурса «Современный урок»:
- 1.«Технология педагогических мастерских на уроке развития речи» Маньковской Е.Г., учителя русского языка и литературы МАОУ СОШ № 7 г. Краснокаменска;
- 2.«Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках истории и обществознания – важнейший компонент социализации личности в условиях реализации ФГОС» Перебоевой О.В., учителя истории и обществознания МОУ СОШ № 42 п. Шерловая Гора;
- 3.«Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС» Базаровой И.Т, учителя английского языка МБОУ «Алханайская СОШ».
Первая часть секции проводилась в формате TEACH-IN, который предполагал широкое обсуждение важных вопросов современного образования. В условиях обновления содержания образования и введения новых федеральных стандартов такими вопросами являются, прежде всего, обновление методики преподавания предметов гуманитарного цикла. С опытом внедрения системно-деятельностного подхода поделилась Бородина Л. Л., учитель русского языка и литературы Шилкинской СОШ №1, рефлексивной педагогики - Глущенко Е.Е., учитель русского языка и литературы «Гимназия №1» г. Читы, к.п.н., и Кунникова Н.С., учитель русского языка и литературы МБОУ «Ясногорская СОШ» Оловяннинского района. Многие учителя в своих выступлениях отмечали, какие условия создаются в урочной деятельности для развития и формирования метапредметных умений:
Пляскина С. А., преподаватель ИЗО и черчения ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»; Самойлова Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы, завуч по учебной работе МОУ СОШ с. Утан; Журавлева Лариса Борисовна, преподаватель русского языка и литературы ГПОУ «Читинский техникум отраслевых технологий и бизнеса». Одному из самых актуальных, сложных вопросов современного образования - оцениванию метапредметных умений учащихся были посвящены выступления Чимитцыреновой Ц. Ц., учителя ИЗО МБОУ «Дульдургинская СОШ №2», Шароглазовой Ю, О., учителя английского языка МОУ «СОШ им. Г.П. Богомягкова» г. Читы. Дылгырова Р.Д., учитель русского языка и литературы МАОУ «Агинская окружная гимназия-интернат», обратила внимание слушателей на использование методик оценивания читательской грамотности международных исследований PISA, PIRLS, TIMSS в практике работы.
Вторая часть секции проводилась в формате образовательного каскада, демонстрирующего широкий спектр современных образовательных технологий формирования универсальных учебных действий. Технология выстраивания индивидуальной образовательной траектории - Сизых Ольга Леонидовна, преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ «Читинский педагогический техникум»; ИКТ технологии - Прикуле М.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №19 г. Читы. Манчевской З. И., учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г. Читы, используется на уроках литературы технология создания буктрейлеров для повышения мотивации обучающихся к чтению. Педагогами были актуализированы множество технологий, методов и приемов визуализации, которые помогают учащимся эффективно обрабатывать большие потоки информации:
скетчноутинг - Дондокова С. Л., учитель русского языка и литературы МБОУ «Дульдургинская СОШ №2». Учитель освоил данную технологию в президентском образовательном центре «Сириус», куда была приглашена со своей ученицей, победителем конкурсного отбора образовательной программы «Литературное творчество»;
интеллект-карты - Ильина А. Б., учитель истории МБОУ «Приаргунская СОШ»;
метод проектов - Скубиева С. В., учитель русского языка и литературы МБОУСОШ №8 г. Читы;
приемы проблемного обучения - Тулгатуева А,Б., учитель истории и обществознания МБОУ «Алханайская СОШ им. Героя России Бадмы Жабон»;
погружение,интеллект-карты - Жамбалова И. Б., учитель истории и обществознания МОУ «Могойтуйская СОШ №2 им. Ю.Б.Шагдарова»;
фишбоун, таблицы, карты, скрайбинг – Ракшаева Л.Ц., учитель обществознания МОУ «Могойтуйская СОШ №2 им. Ю.Б.Шагдарова».
Полигон мнений - третья часть площадки - был посвящен одной из самых эффективных форм реализации учебного плана - проектной деятельности, которая обеспечивает исследовательскую и познавательную работу учащегося. Шайдуровой О. В., учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Читы, представлена исследовательская работа с текстом на уроках, способствующая активному познанию мира учащимися. Лапатиной И.А., преподавателем русского языка и литературы ФГКОУ «Читинское суворовское военное училище МВД РФ», отмечено, что главной задачей исследовательской деятельности в школе является не открытие нового, а приобретение функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Ее учащиеся становятся победителями различных региональных и всероссийских научно-практических конференций.
Таким образом, на данной площадке представлены разные модельные практики учителей Забайкальского края по модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом.
Аналитическая группа:
Базарова Ц.Б., преподаватель Агинского ИПК
Дондокова Р.П, ст. преподаватель Агинского ИПК,к.п.н.
Мункуева Д.Д., заведующая кафедрой социального менеджмента Агинского ИПК