27 сентября 2019 года состоялась научно-практическая конференция работников образования Забайкальского края, в которой приняли участие более 100 человек из 23 районов Забайкальского края и других регионов Российской Федерации. На конференции присутствовали присутствовали представители Забайкальского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество», руководители и специалисты органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих управление в сфере образования, руководители и педагогические работники организаций общего, дополнительного, среднего и высшего образования, авторы учебных пособий по забайкаловедению, представители книжных издательств ООО «Русское слово – учебник», ООО «Компания «Генезис»», учителя общеобразовательных организаций и студенты.

Открыла конференцию ректор ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» к.п.н. Б.Б. Дамбаева, поприветствовав участников и акцентировав значимость предстоящего мероприятия. Б.Б. Дамбаева подчеркнула значение сотрудничества Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Института развития образования Забайкальского края, Забайкальского государственного университета и издательства «Русское слово» в создании учебных пособий интегрированного учебного курса «Забайкаловедение».

Приветственное слово участникам конференции, произнесённое профессором кафедры истории ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», председателем Забайкальского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» доктором исторических наук А.В. Константиновым, содержало историческую справку о возникновении и развитии краеведения в Забайкалье, в рамках которого вопрос о создании учебных пособий был поднят более ста лет назад. Подчеркнув важность введения интегрированного учебного курса «Забайкаловедение» в учебную программу общеобразовательных организаций Забайкальского края, ученый акцентировал необходимость добиться внедрения курса забайкаловедения во все школы края со стопроцентным охватом учащихся и пожелал успехов участникам конференции.

Программу конференции продолжила презентация учебных пособий по забайкаловедению, которую провела проректор института развития образования Забайкальского края к.ф.н. И.А. Грешилова. Она представила коллектив авторов пособий, подчеркнула сложность поставленной задачи уложить научный материал в рамки школьного учебника в соответствии с возрастными особенностями учеников 5-10 классов, охватив особенности полиэтничного региона, каким является Забайкалье; раскрыла непростой процесс внедрения интегрированного курса «Забайкаловедение» в школьную программу. Все пособия отличает кропотливый отбор представленных материалов, яркие иллюстрации, творческие задания, продуманные методические решения. Издание и внедрение пособий широко освещалось в СМИ, на площадках Забайкальского образовательного форума.

Проректор выразила благодарность книжному издательству «Русское слово» за сотрудничество выпуске учебников интегрированного курса «Забайкаловедение»: подготовлено 17 пособий для 7 учебных модулей; 5 из этих пособий в ближайшее время поступит в школы края. Уникальность этого проекта состоит в том, что он охватывает не единичное направление этнокультурного компонента образования, но представляет собой комплексное, пакетное решение.

В заключение И.А. Грешилова раскрыла понятие малой родины и ещё раз подчеркнула значение интегрированного курса «Забайкаловедение» для образования, патриотического воспитания и социализации подрастающего поколения забайкальцев.

Пленарное заседание открыл доклад ректора ГУ ДПО «Инстит развития образования Забайкальского края» к.п.н. Б.Б. Дамбаевой «Актуальные вопросы введения интегрированного учебного курса «Забайкаловедение», в котором были актуализированы социальный запрос на комплексное изучение родного края, раскрыта нормативно-правовая база внедрения курса в школьную программу, перечислены его главные особенности, такие, как практикоориентированность, тщательная проработка содержания и методического сопровождения курса.

Высоко оценив качество подготовленных пособий и подчеркнув важность работы по совершенствованию и обновлению пособий интегрированного курса «Забайкаловедение», по созданию качественного фонда оценочных средств, по мониторингу внедрения и отслеживания результатов обучения по курсу, ректор призвала участников конференции популяризировать этот проект как значимый ресурс воспитания патриотизма, любви, уважения к Забайкальскому краю, сохранения и развития его природного и человеческого потенциала.

Пленарное заседание продолжил доклад «Научно-информационное сопровождение интегрированного курса «Забайкаловедение» в условиях открытого образовательного пространства» профессора каф. педагогики ЗабГУ, доктора педагогических наук Е.А. Игумновой, которая раскрыла методологические основы создания программы курса и пособий по Забайкаловедению. Ученый подчеркнула важность преемственности традиций и актуализировала значение образовательных событий (создания школьных музеев и экспозиций, организации лабораторий, экскурсий и живых встреч) для воспитания и социализации подрастающего поколения в условиях современной цифровой эпохи. Е.А. Игумнова рассказала о различных видах учебных пособий по забайкаловедению, акцентировала для присутствующих раздел «Знай и гордись», рассказывающий о выдающихся людях, местах, событиях истории Забайкалья, нацелила педагогов и общественность на необходимость дополнения и обновления представленных пособий, напомнила о важности обратной связи с их авторами.

Об актуальности введения лингвокраеведческого модуля «Живое слово Забайкалья» в интегрированный курс «Забайкаловедения» говорила в своем выступлении «Лингворегионоведение в современной школе: "Живое слово Забайкалья"» профессор кафедры русского языка и методики его преподавания ЗабГУ, д-р филол. наук, доцент Т.Ю. Игнатович. Подчеркнув значение изучения региональных вариантов русского языка, она осветила особенности преподавания модуля, его методологические основы, основные методы обучения, содержание учебника и привела примеры практических заданий, включающих индивидуальную и групповую проектную деятельность. Лингвист отметила взаимовлияние языков народов, проживающих на территории края, так же, как выступавшие ранее коллеги, подчеркнула важность преемственности поколений, акцентировала значение живых встреч с людьми - носителями забайкальской языковой культуры.

Выступление преподавателя МБОУ ДО «Центральная детская художественная школа» г. Читы, к. культ. Е.Г. Иманаковой «День "Забайкаловедения" в средней школе как проектная форма» было посвящено важности работы с подрастающим поколением и обучающему потенциалу образовательного события, организованного в рамках интегрированного курса «Забайкаловедение». Приведенные педагогом примеры организации подобных событий для различных возрастных групп учащихся вызвали живой интерес присутствующих учителей образовательных организаций края.

Начальник отдела общего и дошкольного образования Комитета образования администрации муниципального района «Читинский район» С.В. Степанова в докладе   Управление введением интегрированного учебного курса «Забайкаловедение» в образовательных организациях Читинского района раскрыла нормативно-правовое обеспечение интегрированного курса «Забайкаловедение», представила положительные реализацию интегрированного курса «Забайкаловедение» в образовательных организациях Читинского района, проанализировала различные формы включения курса в учебные планы образовательных организаций.

Заместитель директора по научно-методической работе МАОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №4» городского округа «Поселок Агинское» Ж.Б. Доржиева подчеркнула ресурс интегрированного курса «Забайкаловедение» для сохранения, преумножения и развития культурного наследия Забайкальского края в современных условиях.

В своем докладе «Место и роль интегрированного курса "Забайкаловедение" в школьном образовательном сервисе "Эко-центр"» она перечислила формы организации, образовательные технологии, программы, обеспечивающие целостность и преемственность содержания экологического образования. Рассказав об организованной в ОО лаборатории под открытым небом, Ж.Б. Доржиева актуализировала значение этого проекта для развития художественно-творческих и исследовательских компетенций школьников.

Доклад заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ ООШ с. Сивяково Н.И. Аслановой «Введение интегрированного курса «Забайкаловедение» в МОУ ООШ с. Сивяково» был посвящен преподаванию интегрированного курса «Забайкаловедение» в конкретной образовательной организации, его значению для достижения учебно-воспитательных целей. Докладчик раскрыла возможности интеграции забайкаловедческих тем в уроки школьных курсов истории, литературы, биологии и др.; перечислила достоинства различных направлений работы в рамках преподавания забайкаловедения: организации конференций, экологических и выездных экскурсий; изучения местных объектов — памятников природы; создания школьных краеведческих музеев и объединений краеведов, сотрудничества с особо охраняемыми территориями. Докладчик подчеркнула потенциал курса для сохранения трудовых и боевых традиций Забайкальского края, для профессионального самоопределения подрастающего поколения забайкальцев.

Профессор кафедры гуманитарного образования ИРО Забайкальского края О.Е. Наделяева посвятила свой доклад «О деятельности ООО «Компания "Генезис" в рамках реализации комплексного учебного курса «Забайкаловедение"» многочисленным печатным источникам, пособиям, энциклопедиям, которые издаются ООО «Компания "Генезис"» и могут быть использованы для поиска информации по забайкаловедению за пределами учебной литературы. О.Е. Наделяева рассказала о планах ООО «Компания "Генезис"» по систематизации и изданию материалов о забайкальских авторах — поэтах и художниках — прошедших войну; анонсировала уроки и мастер-классы, которые кромпания проводит для широкой общественности и учителей края.

Небольшое приветственное слово участникам конференции от коммерческого директора книжного издательства ООО «Русское слово – учебник» В.Ю. Муртазина было посвящено определению социально-культурного и развивающего потенциала краеведческого материала, значению изучения родного края как основы формирования патриотизма подрастающего поколения. В.Ю. Муртазин подчеркнул, уникальность проекта издания учебных пособий интегрированного курса «Забайкаловедение», с точки зрения широты и системности охвата краеведческого материала и его потенциальной возможности стать основой для изучения основных школьных предметов.

В завершении пленарного заседания ректор ИРО Забайкальского края Б.Б. Дамбаева еще раз подчеркнула значение любви к своему краю в социально-экономическом развитии региона и пожелала присутствующим результативной работы на площадках конференции.

Е.В. Дробная,  и.о. ст.преподавателя КГО,
канд. культ.