На творческой мастерской по теме: «Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС: опыт, проблемы, перспективы» присутствовало 15 человек из 8 муниципальных районов.

Модератор: Степанова Наталья Владимировна, старший преподаватель кафедры педагогики ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», к.п.н.

Аналитик: Очирова Балжидма Баторовна, старший преподаватель Агинский ИПК

 Модератор Светлана Владимировна поприветствовала участников семинара, познакомила с форматом проведения творческой мастерской Workshop и определила группу аналитиков и экспертов.

Участники разделились на 3 группы: группа руководителей, педагогов и родителей.

Работа творческой мастерской:

1 задание. Выделение проблем организации содержания внеучебной деятельности;

1 шаг – выбор модератора и выполнение индивидуального задания;

2 шаг – обсуждение в группахвысказываний каждого и выбор основных проблем выступлений;

3 шаг – выбор вариантов ответа (А, Б, С), оценивание другими членами группы.

Администрациявыявила3 проблемы:кадры, материально-техническая база ОО,штатное расписание.

Педагоги:материально-техническая база ОО, загруженность (наличие 2-х смен), социальный заказ родителей.

Родители:учет интереса детей, их перегрузка, несоответствие программ потребностям детей.

2 задание. Выявление путей решения проблем без привлечения дополнительных ресурсов: кадровых и материальных.

Пути решения:

Руководители: дистанционное обучение педагогов, участие в грантах, регулярные выплаты стимулирующих, поощрение, значительное сокращение нагрузки.

Педагоги: совершенствование материально-технической базы, снижение загруженности детей, повышение профессиональной компетентности администрации образовательных организации и учредителей.

Родители: проведение диагностики и определение интересов детей, привлечение к образовательной деятельности родителей и волонтеров.

Содержание внеучебной деятельности в практико-ориентированном формате

              Формы внеучебной деятельности

  1. 1.Веретенникова Надежда Петровна, учитель истории МОУ СОШ № 4, п. Карымское, «Музей фототехники как форма организации внеурочной деятельности учащихся основной школы»

В ходе выступления Надежда Петровна выделила основные проблемы в организации внеурочной деятельности: несоответствие материально-технической базы школы, возникновение конфликтных ситуаций среди учащихся, интернет-зависимость детей и т.д. Проблема занятости детей Карымской СОШ реализуется в создании музея по фотоделу проекта «Фототехника». Данный проект вышел на региональный уровень. В нем участвуют дети различных групп здоровья, в том числе дети с ОВЗ. На базе школы организована стажировочная площадка, в которой осуществляется межпредметная интеграция с внеурочной деятельностью и проводятся различные мероприятия.

  1. 2.Комогорцева Анастасия Александровна, учитель математики МБОУ Кыкерская СОШ, Тунгокоченского района, выступила с темой «Образовательное событие как одна из эффективных форм организации внеурочной деятельности».

В своем выступлении Анастасия Александровна упомянула об оптимизационной модели использования педагогических кадров во внеурочной деятельности – классные руководители, педагог-организатор, педагог-библиотекарь, социальный педагог; рассказала о структуре организации образовательного события. В каждом образовательном событии создаются различные мастерские. Предложили участие на мероприятии «Мост дружбы»

  1. 3.Жамбалов Булад Дашинимаевич, учитель информатики МОУ Судунтуйская СОШ, Агинского района, презентовал проект «ТехноLIFT как новый формат обучения робототехнике и 3D моделированию».

Новизна проекта проявляется винфраструктуре, механизмах формирования проектно-технологического мышления и научно-технического творчества учащихся. Булад Дашинимаевич акцентировал внимание участников конференции, что ТехноLIFTявляется инновационной средой, способствующей реализации практико-ориентированного, деятельностного подхода в образовании, нацелен на профориентацию, предпрофильную подготовку и профильное обучение. Механизмами реализации проекта являются: цифровые технологии (3Dтехнологии, 3d анимации и мультипликации, 3D печати); технологии обучения в сотрудничестве (коучинг-сессии); индивидуализация и дифференциация обучения (педагогические бригады); игровые технологии (конкурсы, соревнования, фестивали) и проектные методы обучения. Кроме того, педагог отметил возможность участия школьников в соревнованиях по робототехнике на разных уровнях. В Агинском районе созданы площадки проекта научно-технического творчества: LIFT-площадка «Конструирование», «Робототехника и 3D моделирование, «Изобретатель и рационализатор».

4. Юдина Ольга Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 40 г. Читы познакомила участников творческой мастерской с деятельностью детского объединения «Лесная страна» как одной из форм организации внеурочной деятельности младших школьников, в которой создан профильный экологический отряд, реализующий программу «Вести из леса». На базе МБОУ СОШ № 40 г. создан школьный музей, где собраны интересные факты, документы, экспонаты. Наряду с досуговыми мероприятиями в школе организуется волонтерская помощь.

Ольга Анатольевна определила основную проблему школы: несоответствие материально-технической базы требованиям стандарта. Выходом из сложившейся ситуации, по мнению педагога, является сетевое взаимодействие с общественными организациями, такими как Центр развития леса Забайкальского края, ЦДЮТиК и т.д.

Проекты внеучебной деятельности

Учителя ГОУ ЗабКЛИ: Абрамова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы, Каргапольцева Анна Степановна, учитель иностранного языка рассказали о проекте «Канал интерактивной коммуникации в образовательном пространстве ГОУ ЗабКЛИ» в рамках внеурочной деятельности.

Каналом интерактивной коммуникации в образовательном пространстве лицея является разноуровневое информационное пространство:

1 уровень – традиционный, где еженедельно проводятся информационные линейки, пишутся новостные статьи и ежемесячно выпускается газета «Если»;

2 уровень – создание лицейского телевидения, где ежемесячно выпускают «Живую газету» с элементами блоггинга;

3 уровень – включение электронных средств информации, где создаются аккаунты пресс-центра в социальных сетях ВКонтакте, Инстаграм.

Выступающие определили понятие зоны комфортной коммуникации лицея-интерната – взаимодействие учеников, педагогов, администрации, родителей и сетевое взаимодействие с библиотекой, учреждениями партнерами ЧГМА, ЗабГПУ (факультет журналистики). Обучение в школе блоггинга является зоной комфортной коммуникации.

Педагоги лицея отметили, что результатом проекта будет создание медиа-банка творческих работ учащихся.

Направления ВД

  1. 1.Куликова Елена Викторовна, заместитель начальника училища (по учебной работе), начальник отдела (учебный отдел) ФГКОУ «Читинское суворовское военное училище МВД России» представила аудитории модель интеграции общего, дополнительного образования и внеурочной деятельности в профессиональном воспитании обучающихся ЧСВУ МВД России.

По мнению Елены Викторовны, все направления внеучебной деятельности в училище такие же, как и в общеобразовательных организациях. Внеучебная деятельность находит свое отражение в типовой неделе. В ФГКОУ «Читинское суворовское военное училище МВД России» реализуются дополнительные общеобразовательные программы по следующим направлениям: социально-педагогическое, художественное, туристко-краеведческое и физкультурно-спортивное.

 

  1. 2.Красноносова Лариса Николаевна, учитель начальных классов МОУ СОШ №2, п. Чернышевск, «Механизмы интеграции урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования детей».

Педагог в своем выступлении представил новые формы внеурочной деятельности интегрированного блока: пластообразную, спиралевидную, контрастную, индивидуально-дифференцированную.

 

Эксперты и аналитики отметили важность творческой мастерской в форматеWorkshop, которая выявила реальные, практические проблемы, хотя конкретных путей решения значимых проблем педагогами не предложено. Все участники Workshop-а работали активно, идеи родителей отличались креативностью, новизной, на площадке присутствовало плодотворное сотрудничество и взаимодействие родителей и администрации.

 

Свободный микрофон.

Что получилось? Не получилось? Пожелания участников.

       Участники отметили, что информация и опыт, идеи и проекты, представленные на творческой площадке, будут полезны педагогам в профессиональной деятельности. Такие инновационные форматы, как проведение творческой мастерской Workshop, сплачивают коллектив, выявляют лидеров и энтузиастов своего дела. Присутствующие поблагодарили модератора Наталью Владимировну за интересное проведение творческой мастерской; пожелали друг другу плодотворной работы и творческого взаимодействия.

 

Аналитик: Очирова Балжидма Баторовна,

старший преподаватель Агинского ИПК

работников социальной сферы

Забайкальского края