Методические материалы
Аналитический отчет площадки "Панорама мнений: Содержание и технологии введения модулей гуманитарного профиля интегрированного курса «Забайкаловедение»"
- Подробности
-
Опубликовано: 29 сентября 2019
27 сентября в рамках Научно-практической конференции «Введение программы интегрированного учебного курса «Забайкаловедение» для 5-10 классов общеобразовательных организаций Забайкальского края: проблемы и перспективы» прошла презентационная площадка Содержание и технологии введения модулей гуманитарного профиля интегрированного курса «Забайкаловедение».
В работе данной площадки приняли участие 13 педагогов Забайкальского края: 5 учителей русского языка и литературы, 5 учителей истории и обществознания, учитель изобразительного искусства, учитель английского языка и преподаватель МБУ ДО «Центральная детская художественная школа».
Модераторами выступили Романюк Л,Б., и.о. зав. кафедрой гуманитарного образования ИРО Забайкальского края, Дробная Е.В., и.о. ст. преподавателя кафедры гуманитарного образования ИРО Забайкальского края.
В ходе работы площадки рассмотрен широкий круг проблем: обсуждены значимые вопросы преподавания модулей гуманитарного профиля интегрированного курса «Забайкаловедение»; презентован опыт практического применения современных образовательных технологий и авторские наработки по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации данного курса, среди которых представлены лучшие практики в области организации образовательных событий (виртуальные экскурсии, школьные музеи, погружение, метод скетчей), проведены мастер-классы ведущих педагогов края.
Работа площадки началась с выступления Е.Г. Иманаковой, канд. культурологии, преподавателяМБУ ДО «Центральная детская художественная школа». Елена Георгиевна подробно рассказала о программе по истории культуры Забайкалья и познакомила присутствующих с художниками нашего края (И. Блохин, Н. Полянский, Б. Дугарджапов , В. Пинигин, Л. Новицкий).
Опытом вовлечения учащихся во внеурочную деятельность с использованием экскурсионных образовательных маршрутов по Забайкальскому краю поделилась учитель истории и обществознания МБОУ «Многопрофильная языковая гимназия №4» И. Ю. Портнягина, призер Гражданского форума - 2019 «Забайкальцы – Забайкалью» (проект «Лига странников»). Ирина Юрьевна обратила внимание присутствующих на создание на базе школы музея природы и выразила надежду на дальнейшее плодотворное сетевое взаимодействие с другими образовательными организациями в области развития туристических образовательных маршрутов.
Особую роль в духовно-нравственном развитии школьников играют исследовательские, проектные работы с использованием этнокультурного компонента, поэтому учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 5» г. Читы, магистрант ФФиМК ЗабГУ Фалилеева Екатерина Владимировна широко применяетихв своей профессиональной деятельности. Кроме того, педагог представила свою авторскую программу «Фольклор и литература Забайкалья», а также рассказала о содержании магистерской диссертации по теме: «Мотивы Востока и Запада в творчестве М. Вишнякова».
Педагогами были актуализированы множество технологий, методов и приемов визуализации, которые помогают учащимся эффективно обрабатывать большие потоки информации в изучении интегрированного курса «Забайкаловедение:
скетчноутинг (технология визуализации) - Дондокова С. Л., учитель русского языка и литературы МБОУ «Дульдургинская СОШ №2». Учитель использует данную технологию с включением этнокультурного компонента на занятиях по забайкаловедению на примере рекомендованной к изучению повести о земляке В. Балдоржиева «Алханай – Кандагар»;
образовательное путешествие – Батоцыренова Баирма Баторовна, учитель истории МОУ «Агинская СОШ №2»;
технология «Перевернутый урок» в учебном модуле «История Забайкалья» - Жаргалова Бальжима Дугаржаповна, учитель истории МОУ «Агинская СОШ №2»;
метапредметная технологии «Знак» на уроках литературного фольклора Забайкалья, на примере сказки «Про нужду» – Артемова Наталья Викторовна,учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 33» г. Чита;
литературная гостиная (проектная технология) «Живое слово Забайкалья» - Харитонова Лариса Валерьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №4»;
интерактивная игра о Забайкальском крае – Кузнецова Елена Анатольевна, учитель иностранного языка МБОУ «СОШ № 9» г. Чита;
квест –технология в организации образовательной деятельности на уроках литературного фольклора Забайкалья – Сошина Инга Павловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 33» г. Чита;
технология организации образовательных экскурсий в процессе преподавания курса «Забайкаловедение» – Бахметьева Елена Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 8» г. Чита.
Развитию интереса к музыке и культуре в рамках курса «Забайкаловедение» было посвящено выступление педагога,учителя музыки и МХК МБОУ «СОШ № 8» г. ЧитыГолубевой Ирины Владимировны. Свою плодотворную работу по продвижению культуры Забайкалья педагог начала с составления авторского учебного пособия, которое знакомит учащихся с региональными особенностями и достопримечательностями нашего края с использованием упражнений и заданий разного уровня сложности. В основе учебного пособия лежит системно-деятельностный и практико-ориентированный подход, где детям предлагается, например, продумать и разработать экскурсионные маршруты, подготовить исследовательский проект, создать интерактивную карту.
В ходе работы площадки было задано много вопросов, состоялся обмен информацией, которой все участники готовы делиться друг с другом. Модераторы отметили, что педагогами Забайкальского края наработанбольшой практический опыт по реализации интегрированного курса «Забайкаловедение» в преподавании модулей гуманитарного профиля.
В заключении все участники высказали удовлетворение работой площадки, выразили пожелания о дальнейшем сотрудничестве и благодарность организаторам.
Аналитик Л.Н. Фефелова, методист кафедры гуманитарного образования.