В рамках Всероссийского семинара-совещания
«Модернизация содержания и технологий общего образования
в соответствии с новыми федеральными
государственными образовательными стандартами:
от идей к технологическим решениям»

26 сентября 2019 года состоялось Пленарное заседание, в работе которого приняли участие:

Н.М. Шибанова, заместитель министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, начальник управления общего образования и воспитания, к.п.н., О.В. Поздеева, заместитель начальника управления общего образования и воспитания министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края; специалисты ФГБОУ «Московский педагогический государственный университет», ЧОУ ВО «Русская христианская гуманитарная академия» (г. Санкт-Петербург), Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» (Рособрсоюз) (г. Москва), КГКУ Региональный центр оценки качества образования (Хабаровский край), ГУ ДПО «Красноярский институт повышения квалификации», ГБУ ДПО «Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», ГАУ ДПО НСО НИПК и ПРО (г. Новосибирск), ОГАОУ ДПО ИПКПР (г. Биробиджан, Еврейская автономная область); ГБУ ДПО «Центр непрерывного развития» Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики; ГУ Краевого центра оценки качества образования Забайкальского края, руководители и сотрудники ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края», руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием, сотрудники методических служб, руководители и педагогические работники образовательных учрежденийЗабайкальского края.

В работе пленарного заседания приняли участие представители более 47 регионов Российской Федерации, зарегистрировавших свое участие, а также 17 регионов, подключившихся к работе в режиме «online» – всего более 700 участников.

С приветственным словом к участникам, открывая Всероссийский семинар-совещание, обратилась Н.М. Шибанова, заместитель министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, начальник управления общего образования и воспитания, к.п.н.

Наталия Михайловна поблагодарила участников всероссийского семинара – совещания: представителей Забайкальского края (355чел. из 32 муниципальных районов); спикеров, представляющих очно 8 регионов;   коллег, подключившихся в режиме онлайн к работе Семинара-совещания.

Далее Н.М. Шибанова представила краткий обзор результатов реализации мероприятий по модернизации содержания, технологий общего образования в Забайкальском крае и перспективных направлений развития образования.

В регионе накоплен опыт по реализации модельных практик (образовательное событие, система оценивания образовательных результатов технологии формирования метапрежметных результатов), получивших концептуальное и технологическое обоснование, и успешно тиражируемых в других регионах Российской Федерации, о чем свидетельствуют благодарственные письма, полученные Минобразования Забайкальского края.

Проведение межрегиональной научно-практической конференция «Итоги и перспективы введения ФГОС Общего образования: модернизация технологий и содержания обучения», как площадки для обсуждения актуальных проблем модернизации образования, представления лучших управленческих и педагогических практик по реализации ФГОС общего образования, ФГОС обучающихся с ОВЗ, становится традиционным в Забайкальском крае.

Национальный проект «Образование» придал новый импульс развитию общего образования, что обусловило необходимость изменения ФГОС и обновление примерных основных образовательных программ, рабочих программ по учебным предметам как основных инструментов реализации федеральных государственных образовательных стандартов.   Корреляцию направлений определяют новые концепции предметных областей и учебных предметов.

Таким образом, в настоящее время   найдены технологические и методические решения проблемы модернизации технологий и содержания образования.

Вместе с тем, обозначены «реперные» точки образовательной политики:

                   в преподавании учебного предмета «Технология», интеграция с другими учебными предметами принимает сквозную тенденцию ;

                   преподавание учебного предмета «История» в контексте задач консолидации российского общества и повышения благосостояния граждан, приобретает другой смысл: оно должно осуществляться на высоком уровне исторической достоверности;

                   в преподавании учебных предметов «математика», «физика», «информатика»   педагогический акцент -   на повышении образовательных результатов, так как региональные результаты ЕГЭ 2019 года   по физике и математике (базовый уровень) намного ниже, чем в 2018 году.

                   поддержка школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, будет продолжена

                   реализация комплекса мероприятий в рамках направления «модернизация технологий и содержания образования» продлиться на период 2020-2022гг.

                   воспитание обучающихся должно   осуществляться   в соответствии с новыми решениями воспитательных проблем, новые подходами к организации жизни и деятельности воспитанников, их отношений к миру и самим себе;

Далее с докладом«Модернизация содержания и технологий общего образования в соответствии с ФГОС: опыт реализации в Забайкальском крае» выступила Дамбаева Б.Б.,ректор ИРО Забайкальского края, к.п.н.

Забайкальский край имеет конструктивный опыт участия в реализации мероприятий ФЦПРО на 2011-2015 гг., ФЦПРО на 2016-2020 гг. по направлениям 2.4., 2.2., 5.1., мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025гг.).

В Забайкальском крае сложилась многоуровневая модель управления процессами модернизации общего образования, в том числе введением ФГОС, включающая уровни: организационно-управленческий, экспертно-аналитический, функционально-обеспечивающий, уровни научно-методического, кадрово-профессионального сопровождения. Система комплексного сопровождения процессов модернизации общего образования и введения ФГОС стала одним из главных факторов эффективного решения задач обновления технологий и содержания общего образования, формирования региональной инновационной инфраструктуры образования.

   В основу региональной концепции выполнения работ по реализации Мероприятий по модернизации технологий и содержания обучения положена тема регионального проекта «Модельные практики модернизации содержания и технологий общего образования в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом: от идей к технологическим решениям». В основе данной темы лежит идея модернизации содержания и технологий общего образования в соответствии с новыми ФГОС общего образования посредством обобщения, технологического представления и тиражирования отдельных модельных практик лучших образовательных организаций края, в том числе образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы.

Каковы основные результаты реализации проекта?

Развивается сеть стажировочных и опорных площадок Забайкальского края как носителей региональных модельных практик в инновационном образовательном пространстве. В 2016-2018 году создана сеть площадок по вопросам разработки и реализации АООП (2019 г. – 19 школ), организации информационно-библиотечных центров (2019г. – 24 школы), повышения качества образования, модернизации содержания технологий обучения (ФГОС общего образования) 2019 г. – 64 школы). Для распространения опыта и предъявления разработанных модельных практик в крае созданы 2 региональные стажировочные площадки с сетью опорных площадок (42 школы объединены   одной региональной стажировочной площадкой; 92 – другой; всего 134 школы). Данные практики предъявляются при проведении стажировочных мероприятий для специалистов системы общего образования края и других субъектов Российской Федерации. Стажировочные мероприятия ориентированы на деятельностное освоение педагогами модельных практик модернизации содержания и технологий общего образования. Следовательно, системный подход в управлении процессами модернизации общего образования позволил институционально закрепить региональные модельные практики и распределить по следующим кластерам:

  1. 1.Региональные модельные практики
  2. 2.Деятельностные практики обучения
  3. 3.Инновационный технологический пакет (далее ИТП).

Таким образом, основным результатам реализации проекта стало создание региональных модельных практик на основе системно-деятельностного подхода и инновационных технологических решений.

Обновление содержания образования также обеспечивается через этнокультурное содержание образования.

Группой ученых и педагогов разработаны учебные пособия ипримерная образовательная программа интегрированного курса «Забайкаловедение», включающая следующие модули: «Литература Забайкалья», «Культура народов Забайкалья», «География Забайкальского края», «История Забайкалья», «Живая природа Забайкалья», «Устойчивое развитие региона». Данный курс будет реализовываться в условиях введения ФГОС штатном и опережающем режиме на ступени основного общего образования и среднего общего образования с соблюдением принципа преемственности.

Региональные практики упакованы в технологические пакеты. В связи с тем, что сложно описать и представить опыт деятельностных практик, формируется Инновационный технологический пакет, который является тем форматом, в котором дается не только описание конкретного опыта (модельная практика), но и, кроме того, в ходе создания технологического пакета формируется умение интерпретирования, проектирования, сопоставления с личным опытом и создания собственно нового знания.

В 2019 году презентация инновационных практик прошла в 11 регионах, по предварительным данным 3365 человек прошли обучение по межпредметным технологиям (при плане 3054), в том числе, в очно-заочном формате – 2727 и дистанционно – 638 педагогов.

В рамках межрегиональных мероприятий представлено более 60 инновационных практик. Наиболее востребованная тематика в других регионах ─ реализация межпредметных технологий: технологии оценочной деятельности, технологии проектно-исследовательского обучения, технология «метапредмет», технологии индивидуализации образовательной деятельности.

Технология разработки Технологического пакета описана и представлена в хрестоматии «Технологический пакет. Хрестоматия». (авторы составители С.З. Кимова, Б.Б. Дамбаева. – Чита: ИРО ЗК, 2017.)

На площадках семинара-совещания представлены практики по предметам гуманитарного и естественнонаучного циклов. На площадке Всероссийского семинара-совещания представлены инновационные практики на 12 площадках по 7 тематическим направлениям, в том числе: модернизация содержания и технологий преподавания предметов; реализация адаптированных образовательных программ; развитие систем ИБЦ; оценка качества образования на основе результатов ВПР; технологии достижения личностных и метапредметных результатов; подходы к созданию и реализации программ формирования универсальных учебных действий; введение программы интегрированного учебного курса «Забайкаловедение». Всего на всероссийском совещании было представлено 198 практик.

Финансовое обеспечение реализации мероприятий в 2019 году составило 12 783 830.00 руб.

Н. А. Булаева, Президент Союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций» (Рособрсоюз), эксперт ОО СП «Содружество» (г.Москва), к.э.н., выступила с докладом «Актуальные направления модернизации содержания и технологий обучения в системе общего образования в рамках государственной поддержки».

В частности, она сообщила, что основная цельмодернизации содержания и технологий обучения в системе общего образовании – создание механизмов устойчивого развития системы общего образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства. Поставлена задача, связанная с внедрением новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.

Забайкальский край – получатель субсидии на модернизацию технологий и содержания обучения.

В 2019 году Забайкальский край, по результатам отбора, вошел в число победителей, обеспечив краевой системе общего образования дальнейшую планомерную модернизацию.

Достижения Забайкальского края в проекте за 2019 г.:

                   92 единицы или 33% от общего количества базовых (опорных) площадок, созданных в субъектах получателях субсидии 2019 года;

                   38 методических изданий подготовлены по реализации ФГОС общего образования (в рамках информационно-методической поддержки реализации мероприятий);

                   180 материалов, посвященных актуальным вопросам модернизации содержания и технологий обучении, опубликованы в печатных или электронных изданиях.

Следующий этап Пленарного зачедания был посвящен проблеме распределения субсидий в 2020 – 2022 гг.

Т.Ц. Дугарова, профессор кафедры психологии развития личности ФГБОУ «Московский педагогический государственный университет», ведущий аналитик лаборатории развития воспитания и дополнительного образования Центра развития образования ФГБУ «Российская академия образования», член Экспертного совета по воспитанию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке, д. психол. н., доцент в начале своего выступления на тему: «Обновление воспитательного компонента в соответствии с новыми  ФГОС ОО»высказала мнение о мероприятиях межрегиональной конференции как «консультационных площадках для   определения ключевых идей и поиска технологических решений», а также подчеркнула особую актуальность проблемы развития воспитанияв современной России как одного из приоритетных направлений государственной политики в области детства и образования.

Воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

В современных условиях проблемы воспитания являются предметом дискуссий разных категорий участников, профессиональных и общественных объединений. Обсуждаются стратегии развития воспитания. При этом востребован аналитический качественный подход к результатам воспитания прошлых лет.

Экспертный совет по воспитанию Комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации, созданный в июне- июле 2019 года, обозначил позицию по измерению личностных результатов: личность не подлежит количественной оценке, нельзя измерить «нравственность», «патриотизм», «гражданственность». Это   противоречит демократическим и педагогическим принципам. В ближайшей перспективе необходимо это положение законодательно закрепить:

                   внести в действующий закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-фз от 29.12.2012 положение о запрете измерения и оценки результатов воспитания, личностных результатов, включения в отчетность общеобразовательных организаций мониторингов личностного развития детей; предъявления к общеобразовательным организациям требований о предоставлении оценочной, публичной информации о личностном развитии детей;

                   внести изменения в законодательство Российской Федерации, а именно Положение об усилении воспитательной функции образовательной организации в т.ч. о возвращении в трудового воспитания, по совершенствованию системы патриотического воспитания.

Далее Т.Ц. Дугарова представила основные направления развития воспитания в сфере образования в целом и в системе общего образования, в частности.

И.О. Загашев, проректор ЧОУ ВО «Русская христианская гуманитарная академия» (г. Санкт-Петербург), эксперт Комитета по образованию Санкт-Петербурга, научный консультант ИМЦ Колпинского района Санкт-Петербурга в своем выступлении по теме «Технологии достижения метапредметных результатов образования в контексте ФГОС как основа для организации работы методических объединений»представил опыт разработки ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования и колледжей г. Санкт- Петербурга технологий достижения метапредметных результатов, а также одно из направлений деятельности метапредметного методического объединения – Программу «Интеллектуальный конструктор: ступени к проекту», цель реализации которой − создание условий для достижения метапредметных результатов образования в контексте ФГОС общего образования. Программа может применяться во внеурочной деятельности, дополнительном образовании, работе ученических научных обществ, исследовательских ученических клубах, в самостоятельной работе.

Б.В. Илюхин,проректор по информатизации и оценке качества образования ГБУ ДПО «Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» в своем выступлении «Использование результатов оценочных процедур для управления в системе образования»сделал акцент на том, что в сфере общего образования должен быть осуществлен переход от оценки качества образования к управлению качеством образования,стратегической целью которого является использование данных, получаемых в системе образования для управления образованием и представил некоторые результаты анализа участия обучающихся школ Томской области в процедуре ГИА, обратив внимание на выявленные разрывы между выбором ЕГЭ обучающимися и КЦП вузов в 2018 году, а также на разрывы интересов школьников, отражающиеся   в количестве выборов учебных предметов «от ОГЭ к ЕГЭ» .

Начальник отдела сопровождения мониторинговых исследований и оценочных процедур КГКУ РЦОКО (Хабаровский край) А.С. Черепанова в выступлении«Подходы к оценке сформированности метапредметных результатов у обучающихся начальной, основной и средней школы»представила региональный опыт оценки метапредметных результатов через системное применение метапредметных работ для учащихся 4-10 классов.

Езовских О.В., заведующая центром аналитики ГУ ДПО «Красноярский институт повышения квалификации» в своем выступлении «Работа с метапредметными результатами в образовательной системе Красноярского края»сосредоточила внимание участников Семинара- совещания на системе работырегиона по оценке качества образования в контексте метапредметных результатов.

В заключительной части Пленарного заседания выступилапо теме «Организация сетевого взаимодействия в Кабардино-Балкарской Республике» М.Б. Таппасханова, начальника отдела профессиональных коммуникаций и электронного обучения ГБУ ДПО «Центр непрерывного развития» Минпросвещения Кабардино-Балкарской Республики, почетный работник общего образования Российской Федерации (видеозапись выступления размещена на сайте ИРО Забайкальского края).  

                                                                                                         Аналитики:

Порш Л.А., зав. кафедрой управления образовательными организациями ИРО Забайкальского края, к.ф.н.

Атавина В.С., методист кафедры управления образовательными организациями ИРО Забайкальского края.