Группа учителей-практиков школ Агинского округа: Балданова Туяна Цынгуевна, учитель химии Агинской СОШ №1, Нацакдоржиева Анна Цыдыповна, учитель физической культуры Кункурской СОШ, Ракшаева Лилия Цырендоржиевна, учитель истории, обществознания Могойтуйской СОШ №2 им. Ю.Б. Шагдарова во главе с Дугаровой Цырегмой Доржиевной, старшим преподавателем ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы» провели стажировочные мероприятия в Амурской области в рамках плана реализации Государственной Программы развития образования Забайкальского края по 2.4.

Курсы повышения квалификации (3 группы) проведены на базе МАОУ «Гимназия №1» г. Белогорск, МАОУ «Школа № 200» г. Белогорск, МОУ «СОШ №1» г. Свободный Амурской области с 13 по 14 мая 2019 года с охватом всего 136 слушателей.

В процессе развертывания содержания программы КПК «Реализация межпредметных технологий в образовательной практике для повышения качества образования» учитель Балданова Т.Ц представила эффективную практику инновационного опыта. Учителем прочитаны лекции «Технологии развивающего Эльконина-Давыдова», «Классификация образовательных результатов в требованиях ФГОС», проведены практикумы, вызвавшие большой интерес слушателей, определены структурные элементы урока, на основе модели ситуационной задачи стажеры проектировали свои задачи. Были рассмотрены подходы к проектированию современного урока, особенности отбора содержания, целеполагания, реализации компонентов учебной деятельности на метапредметном уроке, затем это содержание закреплено на практических занятиях, курсантам предложено спроектировать метапредметное занятие в группах и презентовать продукт деятельности. Далее Туяной Цынгуевной была представлена практика проектно-исследовательской деятельности в основной и старшей школе. Интерес представляли технологии подготовки детей к научно-практической конференции различного уровня, работы учащихся, спектр тем, который выбирают ее учащиеся.

Модельная практика «Технология проблемного обучения в разновозрастном образовании (РВО). Метод погружения как способ организации образовательного процесса в разновозрастных группах» представлена Ракшаевой Л.Ц. Технология РВО представлена в логике: структурирование РОП – листы погружения – организация КСО. Представлена методика Ривина по абзацной проработке текстов, которая вызвала интерес слушателей. Также значимым для курсантов оказался опыт по применению приемов технологии проблемного обучения для активизации познавательной активности обучающихся на уроках истории и обществознания, практикум по использованию приема «кроссенс».

Кроме лекций Лилия Цырендоржиевна использовала формы методического семинара, практикумов, мастер-класса. Рассмотрены подходы к разработке листов погружения по предмету и организована работа слушателей по проектированию листов погружения и их презентация. Курсанты были ознакомлены с особенностями структурирования образовательной программы в соответствии с актуальными требованиями ФГОС ООО, организована и проведена практика по разработке фрагментов РОП по предметам «физика», «литература», «обществознание». Была организована работа с информацией как средство формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации образовательных стандартов в формате мастер-класса.

В группе слушателей, состоящих из 30 учителей физической культуры работали Нацакдоржиева А.Ц., Ракшаева Л.Ц. Тема Анны Цыдыповны «Организация образовательной деятельности физической культуры в сельской школе» началась с рассмотрения нормативно-правовых основ организаций занятий физической культуры. Проведена дискуссия по обсуждению Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях. В ходе обсуждения выявлено, что в реализации цели и задач Концепции ведущее место занимает квалификация и профессионализм учителей физической культуры, понимание новых концептуальных подходов. Рассмотрены проблемы преподавания учебного предмета в плане развертывания мотивационного, содержательного, рефлексивного этапов урока, обсуждены проблемы методического характера.

Особое внимание уделено вопросам обновления содержания и технологий преподавания учебного предмета, в т.ч. разработка и использование фонда оценочных средств в соответствии с современными требованиями, применение новых учебно-методических комплексов по физической культуре. Актуальными явились вопросы изучения основных механизмов реализации идей ФГОС, проектирования предметной рабочей учебной программы, организации образовательной деятельности по физической культуре для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Были рассмотрены подходы к проектированию современного урока, особенности отбора содержания, целеполагания, реализации компонентов учебной деятельности на метапредметном уроке, которые закреплены на практических занятиях.

В г. Свободный собралась большая группа учителей (77 человек), стажировку обеспечили Балданова Т.Ц., Дугарова Ц.Д. Проведено обучение стажеров по реализации проектно-исследовательской деятельности.

Сочетание лекций, практикумов способствовало пониманию и приобретению опыта проектно-исследовательской деятельности. Развитию интереса к теме способствовало активное освоение слушателями методик организации проектной деятельности «Зеркало прогрессивных преобразований», включение учителей в мотивационную и рефлексивную деятельность. Стажеры приняли активное участие в презентационных площадках по защите инновационных, социальных проектов. Лекционно-семинарские занятия по методологии исследовательской деятельности явились продуктивными, практически значимыми.

Инновационный технологический пакет представлен как новая форма обобщения опыта педагога. Для слушателей ценными стали изучение особенностей структурных компонентов технологического пакета. Также в практическом плане значимыми явились практические занятия по методике Шаталова «Опорный конспект» по разворачиванию содержания теоретического материала по теме «Современный метапредметный урок». Разворачивание содержания происходило в логике: цель – средства – результат. Проведенная игра по технологии «Своя игра» по теме «Современный учитель» способствовала актуализации знаний по основам педагогики, психологии, методики преподавания.