В 2019 году в системе образования региона реализуется государственная программа Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края на 20114-2024 годы», мероприятия которой направлены на модернизацию технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края от 04.02.2019 г. № 144 определены региональными стажировочными площадками ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» и ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края».

           Одним из обязательств региона в участии государственной программы является проведение стажировочных мероприятий. Так, с 21 по 25 апреля 2019 г. большая команда школ Агинского Бурятского округа участвовала в выездных курсах повышения квалификации педагогических работников на территории Республики Бурятия. Руководителями групп были Р.А. Махабадарова, проректор по учебно-методической работе Агинского ИПК, к.п.н., С.З. Кимова, заведующая кафедрой педагогики Института развития образования, к.п.н., Д.П. Жапова, заведующая кафедрой модернизации общего образования Агинского ИПК.

 

О стажировочных мероприятиях в МАОУ СОШ № 26 г. Улан-Удэ

 

            В программе руководителя стажировки Махабадаровой Р.А. представлены разные модельные практики образовательных организаций, учителей по подготовке к научно-практическим конференциям разного уровня.

В стажировочных мероприятиях приняло участие 37 учителей из образовательных организации г. Улан-Удэ. Учитель русского языка и литературы МАОУ «Агинская окружная гимназия-интернат» Дылгырова Р.Д. представила опыт работы по обеспечению планируемых результатов в преподавании русского языка и литературы,   организации способам работы с текстом, его анализ и интерпретация, проектированию деятельности обучающихся на уроке (занятии); по разработке средств измерения.

Заместитель директора по НМР МОУ «Агинская СОШ №3» Ринчинова Ц.Б. показала практику организации разновозрастного студийно-клубного пространства проб как механизма реализации ФГОС.

В мастер-класса слушатели познакомились с технологиями разновозрастного сотрудничества, составления нелинейного расписания, событийной практики. На семинарском занятии предложила комплексно-накопительную систему оценки качества образования.

По итогам стажировок слушатели отметили высокий профессионализм педагогов, представлявших свой опыт, практико-ориентированную   направленность учебных материалов.

 

О стажировочных мероприятиях в МАОУ СОШ № 54 г. Улан-Удэ

 

Под руководством Кимовой С.З. обосновано применение концептуальных оснований педагогических инноваций. Рассмотрен фонд оценочных средств как сопряжение профессионального стандарта педагога и федерального государственного стандарта общего образования (ФГОС). Слушатели были погружены в диагностику метапредметных образовательных результатов способом групповой задачи, инновационных инструментов оценивания.

Заместитель директора по научно-методической работе МОУ «Могойтуйскаяя СОШ №2 имени Ю.Б. Шагдарова» пгт. Могойтуй Забайкальского края Батодалаева Ж.Б. осветила вопрос «Формирование универсальных учебных действий учащихся в информационно-образовательной среде школы». Слушатели определили модель цифровой школы, создали матрицу формирования УУД средствами ИКТ, копилку заданий для учащихся с использованием средств и инструментов ИКТ.  

Бекетова О.В., учитель биологии МОУ «Агинская СОШ № 2» ГО пгт. Агинское в ходе семинара «Методические основы технологии организации и проведения учебного исследования» актуализировала ведущие проблемы общего биологического образования, обозначенные в проекте концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы. Биология», в том числе аналитические результаты российских учащихся в международном исследовании PISA 2015 г. по оценке естественнонаучной грамотности. Была обсуждена проблематика организации учебно-исследовательской деятельности школьников при организации лабораторных работ на уроках биологии.

В ходе практической деятельности стажерами проведена экспертная оценка представленным авторским методическим разработкам на основе диагностической карты урока-исследования по Федоровской Е.О., анализ методических материалов, представленных в сети Интернет или собственных методических разработок. В процессе обсуждения форм учебного исследования во внеурочной деятельности был представлен опыт организации исследовательской деятельности через полевую практику, экскурсии в музей Природы, ботанический сад, серию учебных занятий «Terraexperimentum».

По мнению слушателей, стажировка имела большую ценность для использования представленного опыта в практической деятельности педагогов.

 

О стажировочных мероприятиях в МАОУ СОШ № 47 г. Улан-Удэ

 Программа стажировки учителя физики МАОУ «Цаган-Ольская СОШ» Гомбоевой Ц. Ц. «Развитие предметной компетентности обучающихся на уроках физики» включала требования к организации деятельности обучающихся на уроках, мастер – классы по технологии разноуровнего обучения физике, по составлению трехуровневых тренировочных и контрольных заданий по всем содержательным линиям. Серьезный интерес вызвала у учителей технология подготовки к ГИА, ЕГЭ, разработанные учителем электронные образовательные ресурсы по всем разделам физики. Учитель поделилась со своими методическими разработками.

Заместитель директора по научно-методической работе МОУ «Агинская СОШ № 2» Цынгуева Д.Д. представила ценный опыт школы по реализации «Программы духовно-нравственного воспитания школьников для формирования метапредметных и личностных результатов». На семинаре стажеры обсуждали модельные практики учителей школы Батоболотовой С.Э. «Развитие пространственного мышления учащихся на уроках математики в основной школе»; Чимитовой Б.Ц. «Метод проблемного диалога в развитии критического мышления и креативности подростков на уроках обществознания»; Гавриловой С.М. «Воспитание основ духовности и нравственности младших школьников на уроках литературного чтения»; Жаргаловой Б.Ж. «Технология «перевернутый урок» в развитии самостоятельности и субъектности личности на уроках истории»; Бальжинимаевой И.А. «Методы геометрического моделирования на уроках математики». Были показаны видеоуроки, где педагоги увидели разные подходы к проектированию содержания учебных занятий. В рамках обсуждения событийного формата формирования метапредметных и личностных результатов стажерам был представлен опыт проведения таких событий как традиционный Окружной фестиваль, посвященных творчеству известных поэтов (Е.Евтушенко, В. Высоцкого, Б.Окуджава). Технология проведения таких событий было описано и представлено стажерам в виде раздаточных материалов.

Инновационные педагогические проекты, направленные на формирование духовности и нравственности личности, их содержание, вызвали большой интерес у стажеров, оказались востребованными.

 

О стажировочных мероприятиях в МАОУ СОШ № 8г. Улан-Удэ

 

 Гунгаев Ц.Б., директор МОУ «Цокто-Хангильская средняя общеобразовательная школа им. Ч.-Л.Базарона» раскрыл модели и технологии объективной оценки предметных, метапредметных и личностных результатов. В ходе практической работы стажерами были составлены фрагменты заданий на примере образовательного события «Уникальность озера Горбунка» для оценки метапредметных образовательных результатов.

Учитель математики МАОУ «Могойтуйская СОШ №1 им В.Р.Гласко» Тудупова Т.П. раскрыла особенности организации учебной деятельности на уроках на основе ключевых ориентиров концепции преподавания математики. Стажеры сценировали урок математики и «математический полигон». Стажерам   были выданы кейсы с методическим конструктором уроков по технологии деятельностного подхода.

По мнениям стажеров, деятельность была очень плодотворной, полезной, нужной, отличалась высоким уровнем разработки и подачи материала.

 

О стажировочных мероприятиях в школе №2 с. Сосново-Озерное муниципального образования «Еравнинский район»

Посетило курсы 72 учителя.

Директор МБОУ «Урда-Агинская средняя общеобразовательная школа им. Г.Ж. Цыбикова» Д.В. Батожаргалова раскрыла возможности сетевого взаимодействия для решения проблем организации профильного обучения на примере сетевой муниципальной площадки северного образовательного округа муниципального района «Агинский район». Живой интерес слушателей вызвало нормативное обеспечение деятельности региональной инновационной площадки, программа ее деятельности, порядок финансирования муниципального проекта «Сетевое взаимодействие сельских малочисленных школ Агинского района», логистика сети. Какэффективные технологии организации образовательной деятельности в сети отмечены дистанционные образовательные технологии, технологии разновозрастного обучения, технологии погружения.

Учитель истории, обществознания и права Балданова Ц.Б. остановилась на основных формах организации внеурочной деятельности по истории в сетевом взаимодействии, которыеобеспечивают овладение обучающимися навыками и умениями теоретической и практической работы по углубленному изучению исторического события, активному восприятию исторического опыта: исследовательская и проектная деятельность. Раскрыла технологию подготовки к олимпиаде по истории, которая дает результаты на муниципальном, региональном этапах.

В методической мастерской Болотовой Галины Цырендашиевны учители были в роли экспертов оценочных инструментов как тестовые проверочные работы, трехуровневые задачи, турниры способностей в соответствии с требованиями к их составлению, федерального государственного стандарта общего образования. Погружение в процедуры оценки метапредметных результатов происходило через «Образовательный полигон» (групповой тур).

Особенности реализации профильного уровня содержания предмета «Химия» в сетевом взаимодействии, его отражение в рабочей предметной программе учителя, в индивидуальном образовательном маршруте старшеклассника были раскрыты учителем химии Жигмитовой Цыбикжаб Дамбаевной.

В практической части были обсуждены возможные модели сетевого взаимодействия в районе, критерии оценивания исследовательских проектов по истории.

В итоговой анкете отмечено как яркие впечатления новизна в методах работы, готовность использовать методические приемы, технологии организации образовательной деятельности, технологии оценивания образовательных результатов. Слушатели получили кейсы, сборники, методические разработки по предложенным темам.

 

О стажировочных мероприятиях в МБОУ «Мухор-Шибирская СОШ №1»

 

Жапова Д.П. акцентировала внимание учителей на актуальность включения индивидуального учебного проекта в учебный план старшей школы, на проектирование системы оценки в основной образовательной программе школы. Обсуждены вопросы создания фонда оценочных средств (ФОС) для оценки достижения планируемых результатов: кодификация контролируемых элементов содержания, спецификация видов оценочных средств, контрольно-измерительные материалы.

Дугаржапова Д.Б., заместитель директора по научно-методической работе МАОУ «Могойтуйская СОШ №1 имени В.Р. Гласко» провела площадку «Событийный формат оценки метапредметных результатов в поликультурной технологической среде». Интерес вызвало применение современных методик «Мировое кафе», событийный формат как оценочное средство, воспитание событием. Также представлен опыт школы на примере событий «Я-Нобелевский лауреат!», «Профессии будущего», «Сам себе режиссер!» и т.д.

Учитель истории и обществознания Тудупова А.Л. раскрыла особенности технологии «кроссенс» ассоциативной головоломки нового поколения. В ходе проектной деятельности, с помощью кейсов в группах разрабатывали образовательное событие по теме «Ранняя профориентация: билет в будущее». Защита проектов показала глубокий интерес к данной технологии. В завершении, стажеры получили пакет практических и методических материалов по данной теме.

 

О стажировочных мероприятиях в МБОУ «Хоринская СОШ №1 им Д.Ж.Жанаева»

 Посетило курсы 57 учителей.

Одной из ключевых направлений стажировки стала тема «ТехноTIFE в формировании универсальных учебных действий в сетевой инфраструктуре сельской школы». Директором Судунтуйской школы Дараевым Д.Б. раскрыта организационная структура интегрированной системы школ с инженерно-техническим направлением, учреждений дополнительного и профессионального образования, связанных партнерскими отношениями с предприятиями региона. Большой интерес у слушателей вызвал мастер - класс «Образовательная робототехника в школе» в рамках урочной и внеурочной деятельности, которую представил учитель информатики, руководитель кружка   Жамбалов Б.Д. В ходе проектной работы решены задачи по темам «Мой робот» и «Первый шаг к проектированию в среде Arduino, проведена игра «Гонка», где участники стажировки должны были создать свой запрограммированный робот.

Стажеры получили массу впечатлений от созданных программ и соревнований роботов. Такая система, как отметили большинство стажеров, позволяет повысить эффективность процесса обучения и стимулировать учебную деятельность школьников.

Тумурова С.Д., заместитель директора по УВР МАОУ «Агинская СОШ №1» представила модельную практику «Инновационные технологии оценивания метапредметных результатов в этнокультурной образовательной среде», опыт работы школы по созданию внутришкольной системы управления качеством образования. Балжирова Д.Н., учитель начальных классов провела урок-практикум «Формирующее оценивание: оценивание для развития» на фрагменте урока русского языка. Балдандоржина Б.Д., учитель бурятского языка провела мастерскую «Технология критического мышления один из эффективных механизмов развития мыслительных навыков» («Шуумжэлхы ухаан бодол хугжоолгын технологиин аргануудые литературын хэшээлнуудтэ хэрэглэлгэ») с демонстрацией приемов критического мышления на примере урока.

Во время мастер-класса Жаповой И.Б. «Модель Перевернутого класса как средство формирования самостоятельной деятельности школьников» стажеры попытались перевернуть учебный процесс для работы с цифровым поколением digital aborigines, познакомились с эффективным способом оценивания как «карта понятий», направленной на критериальное оценивание. Учитель математики и информатики Бадмажапов Б.Ц. показал возможности Google Apps (Gmail, Google classroom, Google-сайты, Blog, Google+, Google диск), приложения PowerPoint для создания интерактивных электронных ресурсов, веб сервиса Prezi.com (создание презентации), программные продукты по обработке видеоматериалов (Adobe Premier). Учителем английского языка Бадмадоржиевой Е.Б. рассмотрены технологии проектной и учебно-исследовательской деятельности как деятельности.

 

О стажировочных мероприятиях в МБОУ «Заиграевская СОШ» Заиграевского района

 Насакова Б.Ж., заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Дульдургинская СОШ» представила инновационный опыт школы по теме "Социальные практики как условие формирования универсальных учебных действий выпускников школы".     Как механизм организации социальной практики рассматривается социальное партнерство школы в социуме. Слушатели с интересом изучали опыт работы школы с партнерами в предметных центрах, осваивали формат работы по социализации детей.     Муниципальный проект «Индивидуальный образовательный проект как способ развития универсальных учебных действий школьников» стал предметом активного обсуждения, в ходе которого задано множество вопросов.

Актуальность кейс-метода, где проявляются и совершенствуются аналитические и оценочные навыки, рациональные решения проблем продемонстрировал Б.Б.Галиндибаев, педагог-организатор ОБЖ МБОУ «Дульдургинская СОШ №2». В соответствии с технологией «погружения» педагог вовлек слушателей в разработку кейс-заданий, в решение заданий «Практические навыки поведения в природных условиях».

 

О стажировочных мероприятиях в МБОУ «Тарбагатайская СОШ» Тарбагатайского района

 

В образовательном салоне Б. Б. Гармаевой, заместителя директора по научно-методической работе МБОУ «Дульдургинской СОШ №2» были раскрыты основные направления деятельности Школы полного дня, инновационный проект школы «Школа стратегических инициатив как условие формирования УУД школьников».

Стажеры отметили высокую удовлетворенность содержанием технологии «Образовательный форсайт», практикумов: «Инновационная инфраструктура современной школы, «Маршрутизация будущего», «Портфель-предложения образовательной услуг». Был составлен договор о дальнейшем сотрудничестве со школами Тарбагатайского района.

Дылыкова Д.Д., учитель русского языка и литературы МАОУ «Могойтуйская СОШ №1 им В.Р.Гласко» осветила основные проблемы развития коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы, провела мастер-класс «Технология осмысленного чтения», практикум по русскому языку «От анализа текста - к сочинению». Стажерам были предложены кейсы с методическим конструктором организации урочной по технологии продуктивного чтения.

 

О стажировочных мероприятиях в п. Иволгинск Иволгинского района

 

В работе стажировочной площадки приняли участие 36 учителей Иволгинского района Республики Бурятии.

В ходе реализации программы стажировки под руководством Кимовой С.З. слушатели были погружены в диагностику метапредметных образовательных результатов способом групповой задачи, инновационных инструментов оценивания.

Лучшие практики педагогической и образовательной деятельности представлены заместителем директора по УВР Ушарбайской школы Жамьяновой Ц.И. и учителем истории МБОУ «Алханайская СОШ» Тулгатуевой А.Б.

В ходе семинарского занятия «Организационно-содержательные аспекты технологии коучинга на уроках истории» Тулгатуевой А.Б. раскрыты возможности технологии коучинга на уроках истории. В ходе групповой работы учителя спроектировали сценарии учебного занятия по технологии коучинга с последующим представлением и защитой итогового проекта.

Площадка Жамьяновой Ц.И. посвящена построению индивидуального образовательного маршрута старшеклассника, которая позволяет достичь планируемых личностных, метапредметных, предметных результатов; удовлетворить основные и дополнительные образовательные потребности обучающихся; подготовить выпускника к выбору профессии.

В ходе круглого стола «Оценивание результатов достижения обучающимися по индивидуальным образовательным маршрутам планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования» учителями высказаны важность развития контрольно-оценочной самостоятельности ребёнка, необходимость устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Активно обсуждены технологии формирующего оценивания.

Участники стажировки дали положительную оценку эффективным практикам школ.

pic-1

pic-2

pic-3

pic-4

pic-5

pic-6

pic-7

pic-8

pic-11

pic-10

pic-12

pic-13

pic-14