25 сентября 2020 года в рамках межрегионального методического семинара «Модернизация содержания и технологий общего образования в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами: от идей к технологическим решениям» состоялся проблемный онлайн-семинар «Актуальные вопросы введения программы интегрированного учебного курса «Забайкаловедение» для 5-10 классов общеобразовательных организаций Забайкальского края», целью которого стало обсуждение актуальных вопросов реализации в школах края интегрированного курса «Забайкаловедение»: обобщение накопленного педагогами опыта преподавания отдельных модулей курса, определение проблем и путей их решения.

Работу проблемного семинара предварила проректор по научной работе ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» И.А. Грешилова. В своём выступлении она подчеркнула важность проводимого мероприятия и пожелала его участникам продуктивного общения.

Установочный Пленум проблемного семинара открыло сообщение И.А. Грешиловой «О реализации курса "Забайкаловедение" в Забайкальском крае». Ирина Александровна отметила практикоориентированность курса и акцентировала необходимость дальнейшего развития и дополнения его Программы, подготовленной сотрудниками ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края». Семь модулей, из которых состоит курс, направлены на реализацию стандартов среднего образования, которые определяют такие личностные характеристики выпускника, как любовь к своей Родине, к своему краю, народу и культуре, освоение им традиционных ценностей. Преподавание интегрированного курса «Забайкаловедение» также способствует становление «человека региона» – гражданина большой страны, связывающего жизнь со своей малой родиной. Формирование региональных установок и ценностей (наряду с федеральными, общественными и общемировыми) на сайте ФИОКО определено как значимый признак образования будущего.

Принятию эффективных управленческих решений, направленных на преодоление проблем преподавания, направлен мониторинг реализации интегрированного курса «Забайкаловедения», который с 2018 г. проводится регулярно. В 2020 году участие в мониторинге приняли 319 образовательных организаций из 30 районов края. Мониторинг 2020 г. включал в себя вопросы, касающиеся приоритетной модели реализации интегрированного курса, наличия фонда оценочных средств и эффективных практик по предметам, вопросы качества методического обеспечения, включая уже имеющихся курсов повышения квалификации; доступности источников информации при преподавании курса и др. Анализ результатов проведённого мониторинга указывает на значимость реализации интегрированного курса «Забайкаловедение», что отражается не только в изменениях, вносимых образовательными организациями края в содержательный и целевой блоки основной образовательной программы и программы воспитания, но и на сайтах школ края, где размещается информация об «обратной связи» с родителями обучающихся, активно участвующими в различных мероприятиях, проводимых в рамках внеурочной деятельности по забайкаловедению.

Значимым элементом реализации интегрированного курса «Забайкаловедение» становится эффективное использование потенциала социоприродного окружения школ и организации сетевого взаимодействия, обеспечивающих связь обучения и воспитания (нравственного, экологического и физического) с реальной жизнью. Проведённый мониторинг указывает на развитие форм социального партнёрства школ в рамках преподавания различных модулей курса с учреждениями культуры, другими образовательными учреждениями, природные парки и заповедники и др., что способствует воспитанию подрастающего поколения жителей края, их дальнейшей успешной социализации на территории региона. Безусловно, наиболее эффективному освоению материалов курса способствует реализация в образовательных организациях всех семи направлений забайкаловедения, взаимодополняющих и взаимообогащающих друг друга. Среди муниципальных образований края, преподавание интегрированного курса «Забайкаловедение» в которых ведётся наиболее качественно, были отмечены Краснокаменский, Борзинский, Кыринский, Агинский районы.

В качестве трудностей, обозначившихся в ходе анализа результатов мониторинга реализации интегрированного курса «Забайкаловедение», Ирина Александровна перечислила кадровые проблемы, отсутствие в школах учебных пособий, качество интернет-связи, недостаток методического обеспечения, и – главное – отсутствие часов на забайкаловедение в учебных планах образовательных организаций.

Проректор подчеркнула значение ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» в организации методического сопровождения забайкальских педагогов в реализации интегрированного курса «Забайкаловедение»: подготовка познавательных и вдохновляющих на поиски вопросов Забайкальского краеведческого диктанта; участие в написании учебных пособий и тетрадей по различным модулям интегрированного курса; а также включение отдельных тем, включённых в программы уже существующих курсов повышения квалификации. И.А. Грешилова озвучила пожелание учителей о создании отдельных периодических курсов и стажировок, подробно рассматривающих различные модели реализации модулей курса, помогающие в освоении различных форм и методов работы, знакомящие с уже апробированными практиками коллег, с реальной учебной деятельностью.

Выступления гостей и участников мероприятия, представивших свои сообщения в рамках проблемного семинара, были посвящены представлению достижений и поиску путей решения обозначенных проблем.

Коммерческий директор ООО «Русское слово-учебник» В.Ю. Муртазин в видеодокладе – приветственном слове к участникам проблемного семинара – раскрыл воспитательный потенциал курса «Забайкаловедение».

Выступления Е.А. Бахметьевой и Е.И. Першиной стали публичным отчётами по реализации интегрированного курса «Забайкаловедение».

Так, учитель истории, зам. директора по УВР МБОУ СОШ № 8 г. Читы Е.А. Бахметьева в своём докладе «Культурное и историческое наследие Забайкальского края в курсе "Забайкаловедение". Учебник по истории "Забайкалье в XVII-XVIII в."» рассказала об опыте работы по внедрению интегрированного курса «Забайкаловедение» в 5-9 классах. В 2017 г. МБОУ СОШ № 8 была определена пилотной площадкой по апробации введения забайкаловедения. Этому назначению и обращению к одновременному введению с сентября 2018 г. всех модулей курса способствовал значительный объём краеведческой работы, проводившейся в школе в течение длительного времени. Формами, в которых реализуется курс, стали: урочная (в том числе элективные курсы) и внеурочная деятельность. Сегодня в школе существует информационно-библиотечный центр с богатым банком методических пособий, сотрудничающий с центральными и региональными российскими библиотеками, включённый в обеспечение научно-практической и проектной деятельности обучающихся; организуются стажировочные площадки для педагогов всего края. В апреле 2020 года вышел учебник «История Забайкалья». Подготовленный учителем истории МБОУ СОШ № 8 Е.А. Бахметьевой, дополняющий курс Отечественной истории и помогающий забайкальским школьникам лучше узнать историю родного края. Учебник включает раздел, посвящённый вхождению Забайкальского края в состав Российского государства, этнографические материалы о коренных народах Забайкалья, содержит богатый иллюстративный материал и значительный перечень литературных источников по истории края.

Эффективному преподаванию в рамках внеурочной деятельности модуля «История Забайкалья» способствуют богатая экспозиция школьного краеведческого музея, среди которых представлены материалы, посвящённые древнему Забайкалью, народам Забайкалья. истории освоения и развития края в различные периоды истории, в том числе в годы Великой Отечественной войны; при музее успешно существуют Совет музея и «Школа экскурсоводов», ведётся исследовательская деятельность, организуются мастер-классы и встречи с интересными людьми. Организация в музее учебных занятий, онлайн и офлайн экскурсий для школьников всего края обеспечивает сетевое сотрудничество и подтверждает статус МБОУ СОШ № 8 как пилотной площадки по реализации интегрированного курса «Забайкаловедение».

В заключение своего выступления Елена Александровна пригласила всех желающих посетить краеведческий музей МБОУ СОШ № 8 г. Читы, чтобы познакомиться с собранными в нём материалами и выразила надежду на скорое обеспечение подготовленным учебником по истории Забайкалья, что должно повысить эффективность работы педагогов и мотивировать школьников к всестороннему изучению родного края.

Зам. директора по УМР «Многопрофильная гимназия № 12» г. Читы Е.И. Першина в докладе «Реализация курса "Забайкаловедение" в МБОУ "Многопрофильная гимназия № 12" г. Читы: перспективы, проблемы, пути решения» представила деятельность школы по реализации интегрированного курса, также связанную со статусом пилотной площадки, поскольку к 2017 году многие педагоги образовательной организации уже имели опыт преподавания предметов регионального цикла.

Подробно рассказав о схеме включения различных модулей курса в учебный гимназии, Е.И. Першина на примерах раскрыла возможность изучения отдельных тем забайкаловедения как в рамках освоения учебной программы основных школьных предметов (где они являются и дополнительным иллюстративным материалом, и материалом для закрепления), так и в реализации воспитательной работы классными руководителями, например, при изучении тем по отечественной истории, связанных с декабристским восстанием, систематически организуются экскурсии в Музей декабристов г. Читы.

В течение трёх лет в школе проводится Фестиваль народов Забайкалья, в котором принимают участие все обучающиеся 5-9 классов школы. Подготовка к фестивалю ведётся в течение трёх недель, когда школьники изучают традиции и обычаи одного из народов Забайкалья, который представляет тот или иной класс, а затем представляют результаты своей работы в творческой форме.

В качестве основных проблем, существующих при реализации интегрированного курса «Забайкаловедения», Е.И. Першина перечислила, во-первых, сложность выделения дополнительных часов для реализации курса, которая решается посредством расширения внеурочной деятельности и включения отдельных тем модулей в рабочие программы соответствующих предметов; и, во-вторых, трудности в приобретении учебных пособий, которые преодолеваются обращением к дополнительной литературе и подготовкой методических материалов педагогами школы.

В заключение своего выступления Евгения Ивановна поблагодарила присутствующих за внимание и пригласила всех к широкому плодотворному сотрудничеству.

Аналитик Е.В. Дробная,

ст. преподаватель гуманитарного образования,

 

Программу проблемного семинара продолжили выступления участников секций учителей гуманитарного и естественнонаучного и математического образования.

С приветственным словом к присутствующим обратилась модератор секции учителей гуманитарного образования зав. кафедрой гуманитарного образования ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» Л.Б. Романюк, которая представила участников виртуальной комнаты, проанализировала проблемы и пути решения преподавания интегрированного учебного курса «Забайкаловедение», настроила присутствующих на плодотворную работу.

Работу проблемного семинара в формате Воркшоп открыли учителя иностранного языка под руководством и.о. старшего преподавателя кафедры гуманитарного образования ИРО Забайкальского края Е.В. Пасынковой.

В апреле 2020 г. в Забайкальском крае прошел I профессиональный конкурс педагогического творчества учителей иностранного языка «Забайкалье великолепно». Лучшие работы участников конкурса изданы в сборнике «Spotlight on Zabaikalsky Krai» издательством «Просвещение» как приложение к учебнику «Spotlight». Данное учебное пособие разработано с учетом этнокультурной специфики Забайкальского края и может быть использовано педагогами как дополнение к любому учебнику английского языка для средней школы. Дидактические материалы учебного пособия нацелены на формирование коммуникативных умений в чтении, говорении и письме, развитие навыков разговорной речи, на повышение мотивации к изучению английского языка и воспитание патриотических чувств обучающихся, которые актуализируют требования стандарта по развитию гражданственности школьников. В каждом разделе учебного пособия представлены тексты с комплексом упражнений грамматического и лексического характера.

Учитель русского языка МБОУ СОШ № 14 г. Читы С.П. Соколова выступила с презентацией на тему «Особенности организации работы УМО учителей гуманитарных предметов по реализации интегрированного учебного курса "Забайкаловедение"». Из выступления Светланы Петровны участники проблемного семинара узнали о согласованности, системности и единых подходах к преподаванию гуманитарных предметов, определяемых методическим объединением педагогов-гуманитариев школы; о распределении часов в учебном плане ООП, а также проблемах и трудностях, с которыми сталкиваются учителя в преподавании курса. Педагог отметила, что данный курс в МБОУ СОШ № 14 г. Читы осуществляется в урочной деятельности, в интеграции тем интегрированного курса «Забайкаловедение» в другие предметы, во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность по Забайкаловедению учителей гуманитарных предметов МБОУ СОШ № 14 реализуется в различных формах: конкурсе инсценирования сказок, конкурсе чтецов «Пою моё Забайкалье», в выездных экскурсиях, посещениях выставок и др.

Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 19 г. Читы О.И. Ефарова осветила итоги проектной работы по теме «Проектная деятельность учащихся на уровне среднего общего образования на примере темы "Обращение к бытовой лексике в романе К.Ф. Седых "Даурия"». Изучение родной региональной литературы содержит неисчерпаемый ресурс личностного развития, является важным условием формирования высоконравственной, интеллектуально-духовной, творческой личности. Знакомство с литературными произведениями поэтов и писателей родного края, их обсуждение, анализ и интерпретация предоставляют обучающимся возможность эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру многообразных идей и представлений, выработанных поколениями, способствуют формированию гражданской позиции и национально-культурной идентичности, а также умению воспринимать родную культуру в контексте мировой. В результате исследований романа К.Ф. Седых «Даурия» обучающимися были выбраны и объединены в тематические группы лексические единицы, относящиеся к бытовой лексике, которые вошли в созданный школьниками словарь бытовой лексики Забайкалья.

Учитель русского языка МБОУ СОШ № 33 г. Читы Н.В. Артёмова представила презентацию «Метапредмет "знак" в рамках модуля "Живое слово Забайкалья"» на примере сказок Забайкальского края. В рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Задача в процессе обучения - научить ребенка технологии схематизации, пониманию, построению и употреблению знаков и символов. Это предполагает обучение детей тому, как "живут" знаки в разных процессах мыследеятельности – коммуникации, понимания, мышления, рефлексии, действия, которые необходимы каждому школьнику в повседневной жизни и дальнейшем обучении в среднем и старшем звене.

Учитель русского языка и литературы МОУ «Холбонская СОШ» Шилкинского района Е.А. Калиничева выступила с онлайн-докладом на тему «Использование модуля "Живое слово Забайкалья" на уроках русского языка в 6 классе и во внеурочной работе». Елена Александровна акцентировала мысль о том, что реализация интегрированного курса «Забайкаловедение» в средней школе способствует воспитанию патриотизма и успешной социализации, становлению личности обучающегося основной школы как гражданина России и достойного представителя региона. Важная часть изучения живого слова Забайкалья – подготовка индивидуальных и групповых учебных проектов. Обучающиеся выбирают интересные для них темы: «Фамилии моих друзей», «Топонимы Шилкинского района», «Названия рек и ручьёв по пути из Шилки в Читу», «Словарик моей бабушки», в который включаются местные слова и выражения и др. Продуктами такой работы могут стать презентации, рисунки, небольшие исследовательские работы, которые школьники представляют и защищают на классных часах или уроках русского языка.

Учитель МБОУ СОШ № 5 г. Читы И.П. Артюхина презентовала электронное интерактивное пособие «Путешествие по старинной Чите», разработанное с помощью программного обеспечения AutoPlay Media Studio. В пособие включены фотографии зданий, улиц (современные и старинные), исторические сведения, презентации, сделанные в программе PowerPoint, видеоролики, выполненные и озвученные школьниками. Кроме того, в нем рассказывается о некоторых читинских домах-легендах, таких как «Дом с лицом» (дом Гладких), «Дом с рыбками или Дом кораблик», «Плачущий дом». Пособие предназначено для использования на факультативных занятиях по забайкаловедению. Его можно использовать и на классных часах, и во внеурочной деятельности, и при самостоятельной работе.

Учитель истории МБОУ «Приаргунская СОШ» Приаргунского района А.Б. Ильина в своем выступлении «Модели и формы реализация курса "Забайкаловедение" в Приаргунском районе» акцентировала задачу учителей истории по воспитанию патриота своей страны, любящего свою Родину человека, помощником в выполнении которой может стать этнокультурная составляющая уроков. Анна Борисовна перечислила учебные пособия, которые активно используют в своей работе педагоги приаргунского района: «История Забайкалья (с древнейших времён до 1917г) А.В Константинова и Н.Н Константиновой; «История Забайкальского края с древнейших времен до начала XVI века» И. Ю. Портнягиной-Купиной. Кроме того, учитель озвучила трудности введения модуля «Забайкаловедение», в частности, недостаточное оснащение учебно-методической литературой и отсутствие времени на уроке, которые затрудняют реализацию данного компонента в полном объеме.

Преподаватель МОУ СОШ с. Тарбагатай Петровск-Забайкальского района М.Ф. Ведерникова в своем сообщении «Формы и методы реализации модуля "История Забайкалья" на уроках и во внеурочной деятельности» охарактеризовала модели (урочная деятельность, внеурочная деятельность, в рамках воспитательной работы) и формы предоставления эффективных практик (стажировочные площадки, музейная педагогика, курсы повышения квалификации учителей истории), обеспечивающие реализацию интегрированного курса «Забайкаловедение».

Аналитик Л.Н. Фефелова,

ст. методист кафедры гуманитарного образования

 

В работе секции естественнонаучного образования приняли участие 25 педагогов Забайкальского края – учителя биологии и географии. В их выступлениях также были озвучены проблемы, с которыми учителя сталкиваются в ходе реализации курса, представлен опыт организации обучения забайкаловедению.

Учитель биологии МБОУ СОШ с. Новая Кука Читинского района И.А. Хохлова выступила с представлением опыта реализации содержания курса через организацию детских экспедиций по Забайкальскому краю: «Экспедиции как средство достижения метапредметных результатов по модулю "Живая природа" курса Забайкаловедение». Инна Анатольевна подчеркнула значение организации взаимодействия с социальными партнерами, выразив благодарность ГУ ДО «Забайкальский детско-юношеский центр» и Забайкальским отделением Российского географического общества, которые приняли активное участие в реализации совместного проекта «Эстафета школьных экспедиций». Педагог поделилась своими впечатлениями от экспедиции в Даурский заповедник, которая состоялась в период с 10 по 13 августа 2020 г. В экспедиции приняли участие команды из школ с. Засопка, п. Карымское, п. Агинское и с. Новая Кука, всего 30 человек.

И.А. Хохлова отметила, что во время экспедиций школьники приобретают умения и навыки наблюдения за живыми объектами и явлениями природы, туристические навыки (установка палатки, укладка рюкзака, разведение костра и т.п.), навыки ориентирования и преодоление естественных препятствий, экологические навыки и пр.

Учитель географии МБОУ СОШ № 23 г. Читы О.Д. Панкова рассказала участникам секции о реализации курса Забайкаловедение через интеграцию модулей «Физическая география Забайкальского края» и «Региональная экология» (часть «Устойчивое развитие»). Основная цель при этом – развитие у обучающихся навыков самостоятельной деятельности через использование ситуационных заданий. Ситуации, которые предлагает учитель – это реальные жизненные проблемы, не имеющие при этом однозначных решений. Ольгой Дмитриевной представила участникам семинара пример ситуационного задания и сделала подробный разбор алгоритма работы по его выполнению.

Учитель биологии МБОУ «Многопрофильная гимназия № 13» г. Читы Л.Б. Федорова в своем выступлении на тему «Исследовательский проект как инструмент достижения результатов ФГОС при реализации интегрированного курса Забайкаловедение» очень подробно остановилась на этапах проектной деятельности. Увлеченность педагога исследовательской деятельностью, глубокое знание предмета, вызвали интерес у слушателей, что было отмечено сообщениями в чате.

Учителем географии МОУ «Газимуро-Заводская СОШ» М.Г. Рукавишниковой была представлена модель реализации курса «Забайкаловедение» в рамках отдельной СОШ. В МОУ «Газимуро-Заводская СОШ» реализация курса происходит через систему внутришкольного дополнительного образования, интеграцию в соответствующие предметы, в работу школьного научного общества, во внеурочную деятельность.

Другой интересной формой организации учебной деятельности по забайкаловедению может стать музей Природы. О том, как происходит развитие творческой самостоятельности учащихся, получение знаний о природе родного края и ее взаимосвязи с природой России в процессе создания и функционирования школьного музея в своём сообщении «Музей природы как средство реализации интегрированного учебного курса "Забайкаловедение"» рассказала участникам онлайн-семинара учитель географии МОУ СОШ с. Тарбагатай Петровск-Забайкальского района.

Подводя итоги работы секции, её модератор зав. кафедрой естественно-научного и математического образования Т.Г. Рыбак отметила существующие на сегодняшний день проблемы реализации интегрированного курса (сложность выделения дополнительных часов в учебном плане, недостаточное количество учебных пособий и др.) и предложила создать сетевое сообщество педагогов, реализующих курс «Забайкаловедение»

Аналитик В.Н. Рацина,

ст. методист КЕНиМО                                          

 

Работа проблемного онлайн-семинара завершилась подведением общих итогов мероприятия, после чего модераторы поблагодарили педагогов за плодотворную работу и выразили общее мнение о необходимости решения проблем, возникающих в ходе реализации интегрированного курса «Забайкаловедение» в образовательных организациях, что и было предложено к внесению в резолюцию симпозиума.