В условиях внедрения с систему российского образования ФГОС нового поколения и принципов системно-деятельностного подхода, способствующего воспитанию компетентных, ответственных и социально адаптированных выпускников, возникает необходимость широкого применения современных образовательных технологий.

«Модернизация содержания и технологий общего образования в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартамиот идей к технологическим решениям» – такова тема межрегионального методического семинара, который прошёл 25.09.2020. Одним из направлений семинара стала межрегиональная научно-практическая конференция «Введение ФГОС среднего общего образования в Забайкальском крае».

Важно отметить, что особенностью сегодняшнего образования наравне с традиционными принципами работы, воплощенными в классно-урочной системе, является необходимость применения современных образовательных технологий в условиях ФГОС. Эти и другие вопросы стали основой для обсуждения на одной из секций конференции – презентационной площадки «Содержание и технологии реализации ФГОС СОО», основными целями проведения которой стали:

-     создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов, распространение эффективного педагогического опыта;

-     применение инновационных педагогических технологий в образовательном процессе;

-     смотр педагогических достижений.

Предметом работы презентационной площадки стали мастер-классы, доклады и видеоматериалы десяти педагогов из разных уголков Забайкальского края, раскрывающие основные понятия и идеи ФГОС СОО, обобщающие опыт работы педагогов в процессе реализации образовательных стандартов нового поколения. Работа секции велась в рамках двух направлений: образовательные технологии и образовательные проекты.

Направление 1. Образовательные технологии. Более качественным, интересным и продуктивным обучение становится при условии применения интерактивных комплексов. Интерактивные и мультимедийные средства призваны усилить мотивацию ребенка к овладению новыми знаниями. Это смогла доказать учитель информатики многопрофильной гимназии № 12 Г.В. Раднаева. В мастер-классе «Сквозные технологии в обучении», который она представляла в режиме on-line, активное участие приняли ребята-гимназисты. Под руководством педагога школьники занимаются исследовательской деятельностью в направлениях сквозных технологий. Необходимо отметить, что в 2019 году ученик Гэлэгмы Викторовны Александр Щербаков занял I место в VII краевой выставке «НТТМ-2019» в номинации «Лучший проект по робототехнике».

Эмоциональным и интересным было выступление учителя иностранных языков Забайкальского краевого лицея-интерната А.С. Тарасовой, презентовавшей свой опыт работы по использованию online-сервисов на уроках английского языка в сообщении «Современные технологии на онлайн и офлайн уроках».

Сегодня цифровым технологиям уделяется достаточно большое внимание. Навыки использования цифровых технологий становятся важным инструментом в достижении образовательных целей и развитии творческого потенциала современных школьников. Этой проблематике были посвящены выступления учителя математики СОШ № 3 п. Могойтуй Б.Ж. Нимаевой «Цифровая трансформация содержания математического образования: из опыта решения геометрических задач в Geogebra» и «Интеллект-карты как способ систематизации информации в рамках предмета "История"» учителя истории СОШ № 26 г. Читы Т.М. Слупской.

Направление 2. Образовательные проекты. С презентацией опыта по созданию и реализации проектов выступили учитель физики МОУ средняя общеобразовательная школа с. Тарбагатай А.Н. Макарова с темой «Бально-рейтинговая система оценивания на уроках физики как условие повышения качества обучения на профильном уровне» и педагоги МБОУ «Дульдургинская СОШ» Ц.Л. Дондокова и Ц.Ц. Чимитцыренова. Ц.Л. Дондокова и Ц.Ц. Чимитцыренова представили авторский опыт использования технологии «перевёрнутый класс» на уроках литературы и изобразительного искусства в условиях смешанного обучения. 

Формат выступлений на секции был разнообразен, наряду с online-форматом были заявлены очные выступления и видеоматериалы. Например, учитель ИЗО и технологии СОШ № 26 г. Читы Л.Н. Чайка представила свой опыт в формате видеодоклада «Элементы ораторского искусства на стадии защиты индивидуальных проектов».

В режиме реального времени наконференции удалось выступитьучителю истории и обществознания «Многопрофильная гимназия № 12» И.О. Овчинниковой с работой «Индивидуальный проект старшеклассника».

Хотелось бы выделить выступление учителя четырех предметов – информатики, физики, математики, астрономии – Е.И. Михайлова (МБОУ СОШ № 47 г. Читы). Секретом его успеха стали искренность и желание сделать всё возможное для воплощения мечты своих учеников, даже если эта мечта простирается до далёких звёзд! Его Проект первого в Забайкальском крае учебно-опытного центра практического изучения астрофизики на базе школы получил поддержку как педагогов, так и экспертов.

Несмотря на волнение, все участники презентационной площадки выступили с отличным настроением и с желанием показать и доказать своё мастерство.

Модернизация системы образования способствует перестройке деятельности образовательных организаций, которые находятся в поиске как новых путей и стратегий развития, так и инновационных технологий работы с детьми, позволяющих обеспечить повышение культуры и развития ребенка на протяжении всего процесса обучения, условия для его успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья.

Аналитик Н.А. Прокофьева,

доцент кафедры информатики и цифровых технологий

ИРО Забайкальского края.