25 сентября 2020 года состоялась виртуальная сессия «Реализации ФГОС СОО в общеобразовательных организациях Забайкальского края: результаты, проблемы, перспективы» в рамках межрегионального методического семинара «Модернизация содержания и технологий общего образования в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами: от идей к технологическим решениям».

Участников виртуальной сессии приветствовала Капустина И.П., и.о. заведующей кафедры управления образовательными организациями ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края». Она прокомментировала тематические линии обсужденияпо реализации ФГОС СОО в общеобразовательных организациях Забайкальского края:

1)муниципальные модели организации среднего общего образования;

2)реализация ООП СОО: лучшие практики деятельности пилотных школ;

3)профильная школа как пространство профессионального самоопределения старшеклассников.

По первой тематической линии выступили специалисты муниципальных органов управления:

Кочнёва И.В., начальник отдела общего и дополнительного образования Комитета образования администрации МР «Газимуро-Заводский район» выступила с темой «Оценка готовности к введению ФГОС СОО в штатном режиме в муниципальных образовательных организациях». Особое внимание она уделила новому стандарту (новое качество образования, новые подходы, договор между семьей, школой, обучающимися),   оценке готовности ОО, кадровым условиям, индивидуальному маршруту профессионального роста педагога, профилизации образования, профессиональному самоопределению. Наряду с этим И.В. Кочнёва ознакомила участников сессии с документом «Дорожная карта по введению федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО) в общеобразовательных организациях МР «Газимуро-Заводский район» в штатном режиме в 2020-2021 учебном году.

Гурьева О.В., главный специалист отдела развития муниципальной системы образования и координации деятельности общеобразовательных организаций Комитета образования администрации городского округа «Город Чита», поделилась опытом работы по теме «Введение ФГОС среднего общего образования: опыт работы муниципальной системы образования городского округа «Город Чита». В выступлении онаподробно рассказала об этапах введения ФГОС СОО в «пилотном режиме», формах организации методического сопровождения деятельности ОО, оценке достижения планируемых результатов, изменению содержания образования в ОО, формам организации образовательной деятельности с учётом требований ФГОС, особенностям организации профильного обучения, реализации ООП СОО, программ внеурочной деятельности. В течение всех этапов введения ФГОС СОО в «пилотном режиме» деятельность муниципальной системы образования была направлена на совершенствование нормативно-правовой базы, повышение квалификации педагогов в вопросах реализации нового стандарта, учебно-методического обеспечения введения ФГОС, создание информационного и материально-технического обеспечения ФГОС СОО, обеспечение преемственности реализации ФГОС на уровнях общего образования, анализ проблем и поиск путей их устранения. В конце выступления она ознакомила участников с направлениями деятельности муниципальной системы образования г. Читы на 2020-2021 учебный год.

Шатова А. Ф., главный специалист Управления образования администрации муниципального района «Красночикойский район», выступила с темой «Реализация ФГОС СОО в образовательных организациях муниципального района «Красночикойский район». В районе сложилась многоуровневая модель управления процессами внедрения и реализации ФГОС, включающая следующие уровни:

1)организационно-управленческий (Управление образования администрации муниципального района «Красночикойский район»);

2)экспертно-аналитический (Координационный совет, Совет руководителей ОО);

3)уровень методического сопровождения (Научно-методический совет, Совет по воспитанию и дополнительному образованию);

4)функционально-обеспечивающий (РМО, межшкольные МО образовательных округов, внутришкольные НМС).

Деятельность всех представленных элементов муниципальной службы строится на основе диагностики, имеет практическую направленность и нацелена на конечный результат – воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Благодаря целенаправленной работе по апробации и внедрению ФГОС СОО в районе сложилась инновационная структура образовательных организаций, которые наработали опыт реализации ФГОС, участия в различных федеральных и краевых проектах, активного тиражирования своего опыта среди школ района.

Образовательные учреждения района готовы в реализации ФГОС СОО: изучена нормативно-правовая база различных уровней, созданы проблемные и творческие группы, проведено самообследование, разработаны и реализуются комплексные и единичные проекты введения ФГОС СОО. Наряду с этим проведена коррекция образовательных программ, разъяснительная работа среди родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования; организовано психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса; подготовлены информационные стенды, информация размещается на сайтах ОО.

Следовательно, в муниципальной системе образования Красночикойского района приобретен опыт введения и реализации ФГОС СОО, достигнуты результаты и положительные эффекты. Главным результатом своей деятельности специалисты Управления образования считают достижения учеников.

Загорулько О. В., начальник отдела организационно-правовой и кадровой работы Комитета образования и молодежной политики администрации муниципального района «Борзинский район», поделилась опытом по теме «Муниципальная модель организации социально-значимой деятельности старшеклассников и содействия профессиональному самоопределению обучающихся в рамках реализации ФГОС». Она рассказала о комплексе мер, направленных на развитие профориентационной среды, и ожидаемых результатах: создание условий для раскрытия внутреннего потенциала и самореализации обучающихся в различных видах деятельности, вовлечение обучающихся в активную деятельность через профориентационную работу, новый уровень образовательной деятельности.

По второй и третьей тематическим линиям выступления подготовили руководители и заместители руководителей школ, которые поделились результатами своей работы:

Рогалева Е. Н., зам. директора по УВР МБОУ «Многопрофильная гимназия № 12» г. Читы, итогами опережающего внедрения ФГОС СОО в МБОУ «Многопрофильная гимназия № 12» считает достигнутые результаты обучающихся: все выпускники получают аттестаты о среднем общем образовании, занимаются учебно-исследовательской и проектной деятельностью. Учащиеся школы являются победителями и призерами олимпиад, смотров, конкурсов.

Боброва В. В., директор школы МКОУ СОШ № 5 г. Балея,сообщила о реализации модели подготовки к выбору профиля через ИУП на уровне среднего общего образования МКОУ СОШ № 5. Балея с помощью индивидуального учебного плана, индивидуальной образовательной программы, индивидуального образовательного маршрута, индивидуальной образовательной траектории. Кроме этого директор ознакомила присутствующих с моделью мультипрофильного обучения, этапами формирования индивидуального образовательного маршрута.

Особенности реализации ООП СОО в МБОУ «СОШ № 49 с углубленным изучением английского языка» г. Чита раскрыла в своем выступлении Мифтахова З.Х., зам. директора по УВР. Она рассказала о дорожной карте, разработке индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся на основе результатов диагностического мониторинга.

Уварова И.В., директор, Трухина О.Б., зам. директора по НМР МБОУ «Кыринская СОШ» Кыринского района, описали опыт реализации индивидуального учебного проекта как части общешкольного мероприятия в школе. Выполнение индивидуального проекта превращается в образовательное событие, часть общешкольного большого дела. Далее организуется целостное разноплановое мероприятие, частью которого ощущает себя каждый ученик, выполнивший проект. Деятельность по созданию индивидуальных проектов как образовательного события несет в себе большой воспитательный потенциал, становится ярким и запоминающимся событием года, позволяет каждому проявить самостоятельность, выразить себя как личность.

Тема выступления Маниковской О.В., руководителя научно-исследовательской и проектной деятельности МБОУ СОШ № 30 г. Читы, - «Итоговый индивидуальный проект обучающихся старшей школы». Она рассказала об этапах, сроках работы над проектом, типах, формах защиты и оценивания проектов.

О личностных результатах в условиях реализации ФГОС СОО в сельской школе по формированию основ гражданской идентичности, готовности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации ознакомила Кряжева О.В. зам. директора по ВР МОУ «Захаровская СОШ» Красночикойского района.

Подводя итоги выступлениям участников виртуальной сессии, можно с уверенностью сказать, что в Забайкальском крае имеется большой опыт, накопленный муниципальными органами управления образованием и пилотными школами, по реализации ФГОС СОО по следующим тематическим линиям:

  • Муниципальная модель реализации ФГОС СОО.
  • Модель реализации ФГОС СОО в образовательной организации.
  • Модель профильного обучения (лучшие практики пилотных школ; сетевое взаимодействие; дифференциация и индивидуализация обучения).

 

Аналитик: Атавина В.С., методист кафедры управления
образовательными организациями
ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края»