25 сентября 2020 г. в рамках Межрегиональной научно-практической конференции «Введение ФГОС среднего общего образования в Забайкальском крае: тенденции, достижения, проблемы»состояласьтематическая онлайн-встреча «Опыт продуктивного сетевого взаимодействия образовательных организаций и социального партнёрства школы в условиях профильного обучения».

Открывая работу секции, модератор тематической онлайн-встречи Эмилия Чойжалсановна Жамбалова, проректор по научно-методической работе ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края», обозначила актуальность решения таких проблем, как повышение качества образования, развитие уровня профессиональной компетентности педагогов, развитие социального партнерства и межведомственного взаимодействия, интеграцию учреждений общего и дополнительного образования. Отмечено, что эффективным механизмом решения данных проблем является сетевое взаимодействие. При этом необходимо учитывать следующие нормативно-правовые документы по реализации данного взаимодействия:

  • ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» (Ст.13. Общие требования к реализации образовательных программ, ст.15. Сетевая форма реализации образовательных программ).
  • Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»).
  • Приказ Минпросвещения России от 10.06.2019 № 286 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом министра образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015».
  • Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 № МР-81/02вн).

Раскрывая методологический аспект сетевого взаимодействия образовательных организаций, модератор остановилась на классификациях Семена Янкевича, ВШЭ (Модель социального партнерства; модель горизонтальной сети; «кустовая» сеть; смешанный вариант взаимодействия) иОльги Шиловой, РГПУ им. А.И. Герцена (Модель ассоциации; узловая модель; комбинаторная модель; комплиментарная модель).

Предметом обсуждения площадки стали продуктивные модели сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и социального партнерства в условиях профильного обучения.

Мункуева Соелма Балдандугаровна, председатель комитета образования администрации муниципального района «Агинский район»,представила муниципальный проект «Сетевое взаимодействие сельских малочисленных школ Агинского района в условиях реализации ФГОС СОО». Все 13 школ (100%) района объединены в 4 сетевые площадки с целью сохранения статуса средних школ. В ее выступлении были раскрыты основные механизмы реализации проекта. Интерес у участников площадки вызвал финансово-экономический механизм проекта с фондом премирования учителей – сетевиков. Данный опыт упакован в технологические кейсы и представляет огромную ценность.

Опыт реализации сетевого взаимодействия школ северного образовательного округа «Сетевая муниципальная площадка как ресурс повышения качества образования в условиях ФГОС СОО» был представлен на разных форумах, площадках межрегионального уровня. Батожаргалова Дулма Владимировна, директор МБОУ «Урда-Агинская СОШ им. Г.Ж. Цыбикова» Агинского района,раскрыла технологию создания и реализации сетевой ООП, сетевого учебного плана, логистику сети, а также результаты сетевого взаимодействия школ.

Чегодаева Виктория Викторовна, тьютор МАОУ СОШ № 7 г. Краснокаменск,описала модельвнутришкольной профилизации с элементами сетевого и межведомственного взаимодействия в условиях ФГОС среднего общего образования.

Сетевое и межведомственное взаимодействие обеспечено на основе договоров и соглашений сдевятью вузами, тремя ссузами, тремя организациями. В сотрудничестве с градообразующим предприятием -ОАО «Приаргунское производственное горно-химическое объединение»в школе созданы и функционируют четыре профориентационных кабинета: «Химико-технологический»; «Маркшейдерского дела»; «Горного дела и горных машин и оборудования»; «Кабинет предпрофильного и профильного обучения». Учебный предмет «Информатика» реализуется в рамках сетевой формы реализации образовательной программы с Открытым молодежным университетом ТУСУР.

МАОУ «СОШ № 7» г. Краснокаменск успешно функционирует как Муниципальный ресурсный центр (далее – МРЦ) для организации профориентационной работы среди старшеклассников: проводит Дни профессий, межвузовские предметные олимпиады для обучающихся 9-11-х классов муниципального района («Физико-математическая олимпиада» по физике и математике Московского физико-технического института (МФТИ); Открытая региональная межвузовская олимпиада (ОРМО) по физике и русскому языку). Соорганизаторами олимпиад являются такие организации, как Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), Забайкальский железнодорожный институт (ЗАБИЖТ).На базе МРЦ традиционно проходят Дни открытых дверей Забайкальского государственного университета, Забайкальского железнодорожного института, Забайкальского аграрного института, Забайкальского института предпринимательства и др. МРЦ организуются экскурсии для обучающихся 9-11-х классов муниципального района на гидрометаллургический завод, ремонтно-механический завод, центральную научно- исследовательскую лабораторию, подземные рудники. На базе МРЦ для обучающихся 9-11-х классов, студентов техникумов и колледжей муниципального района организована предвузовская подготовка. На основе образовательных потребностей обучающихся 11-х классов ведутся предметные курсы по русскому языку, математике, физике, химии, обществознанию. Для обучающихся 9-х классов – русскому языку, математике, физике. Курсы по начертательной геометрии для заинтересованных обучающихся, студентов и рабочих Ремонтно-механического завода ведет инженер ПАО «ППГХО».

Шишмарева Светлана Леонидовна, зам. директора по УВР МОУ СОШ с. Тарбагатай Петровск-Забайкальского районапрезентоваламодель системы сетевого профильного обучения на основе проектно-сетевого взаимодействия в информационной образовательной сети школы. Являясь методическим ресурсным центром дистанционного обучения, школа предоставляет 40 курсов в оболочке moodle; курсы базового, углубленного уровня в информационной образовательной среде школы; осуществляет заочное обучение по информатике (НОУ «ОМУ» Школьный университет», г. Томск), химии (заочная школа СУНЦ, Новосибирский государственный университет), обучение в колледже при Бурятском государственном университете.Особое внимание уделяется социальному и образовательному проектированию, образовательным сессиям, образовательным событиям через деятельность межшкольного НОУ, клубов. Наиболее востребованной среди педагогов школы является технология оценочной деятельности, а также разные формы и инструменты оценки.

          Гармаева Бадма-Ханда Бадмацыреновна, зам. директора по НМР МБОУ «Дульдургинская СОШ № 2» Дульдургинского районаобозначила возможности использования ресурсов Центра «Точка роста» в сетевом взаимодействии и социальном партнерстве. Образовательной организацией осуществлено сетевое взаимодействие со школами района, составлены базовые и сетевые программы. В дополнительные программы включены новые виды образовательной деятельности: цифровые обучающие игры, деятельностные событийные образовательные практики, лабораторные практикумы. Занятия для школьников проводятся с выездом на базу Центра. Наряду с этим подписаны договоры о сотрудничестве с Могойтуйским агропромышленным техникумом, Агинским педагогическим колледжем, трёхсторонний договор о сотрудничестве с ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» и Кванториумом Забайкальского края. В перспективе важным для школы станет разработка кейс пакетов, организация деятельности оффлайн-тренеров.

В целом, участниками площадки отмечено, что был представлен эффективный опыт сетевого взаимодействия, реализованный в школах. Данный опыт имеет нормативно-правовое обеспечение, отличается проработанностью организационно-управленческих механизмов и может быть использован в практике других образовательных организаций.

Участниками тематической онлайн-встречи были внесены следующие предложения в резолюцию конференции:

1.Инициировать и стимулировать сетевые формы реализации образовательных программ в сфере общего и дополнительного образования (отв. МОУО).

2.Масштабировать функционирующие модели путем описания практик в форме технологических пакетов.

Аналитик: Болотова Г.Ц., заведующий центром

непрерывного повышения профессионального мастерства

работников образования ГАУ ДПО «Агинский институт

повышения квалификации работников

социальной сферы Забайкальского края»