В целяхреализации мероприятий по модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений в рамках государственной программы «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12. 2017 г. № 1642 (далее ГПРО 2.4) 25 сентября 2020 года в ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» проведен межрегиональный методический семинар «Модернизация содержания и технологий общего образования в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами: от идей к технологическим решениям», посвященный обсуждению вопросов введения ФГОС СОО, представлению лучших практик в регионах Дальневосточного федерального округа (далее - семинар).

В работе семинара приняли участие специалисты Министерства образования, науки и молодёжной политики Забайкальского края,ОГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации педагогических работников» (Еврейская автономная область), КГКУ Региональный центр оценки качества образования (Хабаровский край), руководители образовательных организаций Амурской области, республики Бурятия, Приморского края, Республики Саха (Якутия), Сахалинской области, Камчатского края, Республики Марий Эл, Удмуртской Республики, руководители и педагоги образовательных организаций; руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием, методических служб Забайкальского края,ГУ «Краевой центр оценки качества образования Забайкальского края», руководители и сотрудники ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы»,представители более 47 регионов Российской Федерации, подключившихся к работе в режиме online, всего ‒ более 300 участников.

При открытии межрегионального методического семинара с приветствием к участникам обратилась Поздеева О.В.,заместитель министра образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, начальник управления общего образования и воспитания, в котором она подчеркнула значимость семинара как площадки для совместного обсуждения актуальных проблем введения ФГОС СОО, обмена опытом, накопленным в образовательных организациях, муниципальных, региональных системах образования субъектов Дальневосточного федерального округа и других российских регионов.

Далее с докладом «Старшая школа: эффективные образовательные практики реализации ФГОС в Забайкальском крае» выступила Дамбаева Б.Б, ректор ИРО Забайкальского края, к.п.н.

В 2020-2021 учебном году переход на реализацию ФГОС СОО осуществляется в массовом порядке в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р.Важнейшими факторами, обеспечивающими его успешность, являются системность подготовки к его введению, комплексность всех видов сопровождения и понимание логики развития старшей школы как «профильной» школы.

В 2002 г. была утверждена Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, в которой были четко разграничены и определены понятия «профильное обучение» и «профильная школа». Далее докладчик представила развитие профильной школы в единстве совершенствования практики профильного обучения как комплексной организационно-педагогической инновации, включающей формирование, обновление, институциональное закрепление моделей профильного обучения; апробацию, внедрение предпрофильной подготовки обучающихся, новой системы оценивания учебных достижений; создание муниципальных сетей и ресурсных центров и др.; обозначение наиболее перспективных новых форморганизации профильного обучения (обучение по индивидуальному учебному плану (далее ИУП); сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений).

На современном этапе развития профильного обучения вкачестве наиболее перспективных форм его организации остается обучение по индивидуальному учебному плану, которое является элементом во всех его моделях. Сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений развиваются также в соответствии со ст. 15 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», распространяются на реализацию основных и дополнительных программ, способствуют созданию муниципальных сетей профильного обучения.

В Забайкальском крае с 2016 года в опережающем режиме на реализацию ФГОС СОО перешли 78 школ (приказ Минобразования края от «Об экспериментальном внедрении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в Забайкальском крае в 2016-2020 годах» от 19.08.2016 г. № 586) с соответствующей системой научно-методического сопровождения (изучение и обобщение лучших практик, диссеминация модельных практик), усиленного и поддержанного федеральными субсидиями (согласно приказа Минобразования края).

Участие Забайкальского края в реализации мероприятий ФЦПРО с 2016 г. (с 2019 г. – ГПРО) позволило сконцентрировать усилия на разработке и реализации модельных практик модернизации содержания и технологий общего образования в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом, выйти на технологические решения(посредством обобщения, технологического представления и тиражирования отдельных модельных практик) лучших образовательных организаций края, в том числе образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы.

Результаты реализации проекта модернизации содержания и технологий в соответствии с ФГОС СОО рассматриваются по трем позициям:

  1. 1.Региональные модельные практики.
  2. 2.Деятельностные практики обучения.
  3. 3.Инновационный технологический пакет (далее ИТП).

Далее Б.Б. Дамбаева, характеризуя реализацию региональных модельных практик, в контексте широких организационно-экономических преобразований системы общего образования страны и региона, подчеркнула поступательность развития системы профильного обучениякак движение образовательных систем от более простых и менее эффективных моделей (однопрофильная школа, многопрофильная школа) к более сложным и эффективным вариативным моделям (обучение по индивидуальному учебному плану, образовательные сети профильного обучения, смешанные модели). В связи с этим определены три основные модели: 1) модель специализированного профиля; 2) модель внутришкольной профилизации; 3) модель сетевой организации.

В Забайкальском крае сформированы следующие практики реализации моделей профильного обучения:

  • Модель специализированного профиля

«Однопрофильные» школы, в которых осуществляется реализация программ предпрофессиональной и профессиональной подготовки в конкретных условиях рынка труда с учетом сложившихся местных традиций, например, наличие потребности в кадровых военных, работниках с/х производства (ГОУ «Кадетская общеобразовательная школа-интернат Забайкальского края»; МОУ СОШ с. Беклемишево» Читинского района).

В Захаровской СОШ Красночикойского района организована профессиональная подготовка обучающихся в рамках курса «Тракторист-категории «С»в соответствии с учебным планом для подготовки по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»;

  • модель мультипрофильного обучения

Построение учебного процесса на основе индивидуального выбора старшеклассниками уровня изучения учебных предметов, без жесткого закрепления профилей и определенных предметов за профилями. Организационная схема обучения по индивидуальным учебным планамвключает несколько форм: обучение по классам, группам сменного состава, в объединенных группах обучающихся 10-11 классов, предполагающих блочное изучение предмета по крупным разделам, темам (МАОУ Агинская окружная гимназия: МБОУ Кыринская СОШ; МОУ СОШ № 5 п. Карымское, МКОУ СОШ № 5 г. Балея; Зугалайская СОШ Могойтуйского района);

  • модель сетевого взаимодействия

Универсальностьсетевого подхода позволяет в логике решать все обозначившиеся в связи с профильным обучением, с обучением по индивидуальным учебным планам, с дистанционным обучением организационно-управленческие, финансово-экономические и правовые проблемы.

Лучшие практики сетевого взаимодействия в Забайкальском крае представлены следующими адресами:

ü    Сетевое взаимодействие сельских школ в условиях реализации ФГОС СОО

Агинский район: 5 сетевых кластеров при сохранении статуса всех 13 средних малочисленных общеобразовательных школ.

ü    Модель профильного обучения на основе сетевого взаимодействия

Петровск-Забайкальский район: МОУ«Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа».

ü    Модель внутришкольной профилизации с элементами сетевого и межведомственного взаимодействия

Краснокаменский район: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Краснокаменска.

ü    Сетевое взаимодействие и интеграция школы и учреждений дополнительного образования спортивной направленности

Дульдургинский район: Токчинская СОШ.

Таким образом, модель старшей школы, реализующей профильное обучение, рассматривается как особая культурно-образовательная реальность с установленными правилами, нормами и их саморегуляцией, обеспечивающая завершение учащимися среднего общего образования на основе учета их индивидуальных интересов и высокой степени открытости, вариативности и дифференциации образовательной деятельности, нацеленной на приобретение навыков XXI века, необходимых для успешного продолжения образования и профессиональной карьеры. В быстро меняющемся мире нормы и правила претерпевают изменения и в этом контексте в ближайшей перспективе - знакомство с новыми стандартами «ФГОС 4.0», разработка и подходы к которой активно обсуждаются в профессионально-экспертном сообществе. В фокусе дискуссий - следующие концептуальные установки:

- быстро и точно формулировать задачи в проблемных ситуациях;

- предвосхищать возможные результаты от того или иного способа решения текущих задач;

- принимать ответственные решения и реализовывать их на практике;

- оперативно сравнивать реальные и целевые результаты;

- непрерывно реконструировать собственную деятельность и проводить её обоснование;

- создавать продукт деятельности высокого качества.

Следовательно, переход к массовому профильному обучению актуализирует проблему работы со слабоуспевающими и низкомотивированными обучающимися, опыт решения которой только формируется.

Одной из актуальных проблем введения ФГОС среднего общего образования стала организация сетевого взаимодействия при реализации ООП СОО. Этому вопросу были посвящены несколько выступлений.

Первой опытом управления сетевым взаимодействия при реализации ФГОС среднего общего образования на муниципальном уровне поделилась Мункуева Соелма Балдандугаровна, председатель Комитета образования администрации муниципального района «Агинский район», в выступлении по теме «Сетевое взаимодействие сельских малочисленных школ Агинского района в условиях реализации ФГОС СОО». Реализация данного муниципального проекта позволила сохранить всю сеть малочисленных сельских школ через повышение качества подготовки старшеклассников по профильным предметам, преодолеть кадровые проблемы, увеличить эффективность использования имеющейся инфраструктуры. Опыт Агинского района прошёл общественно-профессиональную экспертизу через представление на публичных выступлениях регионального, межрегионального и международного уровней. Для тиражирования опыта организации сетевого взаимодействия на муниципальном уровне были подготовлены следующие технологические кейсы: «Сетевая школа - ресурсный центр», «Сетевой школьный автобус», «Сетевой учитель», включающие пакеты нормативно-правовых актов, организационных и методических документов.

Свой опыт организации сетевой образовательной деятельности в Республике Бурятии представили руководители школ г. Улан-Удэ Очирова Светлана Хандуевна, (МАОУ СОШ № 7) и Турунхаева Валентина Сафроновна (МАОУ СОШ № 38) в выступлении по теме «Организация предпрофильного и профильного обучения в сетевом дистанционном образовательном кластере Республики Бурятия: опыт, проблемы, перспективы». В 2018-2029 уч. году на территории Республики Бурятия был создан сетевой образовательный кластер с целью объединения усилий для организации эффективной модели доступного качественного образования вне зависимости от места жительства. Этому событию предшествовала большая подготовительная работа: обсуждение на уровне главы Республики Бурятия, подготовка нормативных документов, изучение запросов обучающихся и их родителей по изучению учебных предметов на углубленном уровне, подбор высококвалифицированных педагогов для работы в условиях сети, выбор информационной платформы и др.

Опыт соседнего региона интересен практикой включения в сетевое взаимодействие профессиональных образовательных учреждений и учреждений высшего образования, позволяющей решать проблему кадровых дефицитов и, как следствие, повышать уровень образовательных результатов. Использование информационной платформы TRUECONFдает возможность организовать эффективное взаимодействие всех участников образовательной деятельности в online режиме.

В видеовыступлении«Создание условий для профессионального самоопределения школьников в рамках реализации ФГОС СОО в условиях сельской школы» Бондаренко Марина Владимировна, зам. директора по УВР, Чугуева Татьяна Анатольевна, зам. директора по ВР, раскрывают особенности организации профессионального самоопределения в школе      с. Талдан Сковородинского района Амурской области.

Условия сельской школы с однокомплектными 10-11 классами требуют системы сопровождения каждого старшеклассника в профессиональном выборе. Школа является пилотной площадкой по опережающему введению ФГОС основного и среднего общего образования. В связи с этим в период 2017- 2018 годов были определены приоритетные для школы профили обучения: гуманитарный и технологический. Отсутствие производственных предприятий в селе побуждает к осуществлению профессиональных проб в школе (в процессе подготовки и проведения игры «Зарница» моделируется профессия военнослужащего; во время работы пришкольного летнего лагеря старшеклассники имеют возможность попробовать себя в профессии воспитателя и помощника воспитателя дошкольного учреждения; при участии в конкурсах, концертах школьного, муниципального уровней обучающиеся позиционируют себя в роли ведущих программ. Ежегодно на базе школы с. Талдан организуется муниципальный слет школьных общественных организаций, в работе которого профориентационная проблематика является приоритетной.

Квиташ Константин Сергеевичпредставил опыт МБОУ СОШ им. А.И. Крушанова с. Михайловка Михайловского муниципального района Приморского края по организации деятельности над индивидуальным проектом старшеклассников, регламентированной локальными нормативными актами образовательной организации. Работа над индивидуальным проектом в соответствии с ФГОС СОО зафиксирована в основной образовательной программе СОО, в том числе, в учебном плане, где предусмотрено по 1 часу в неделю в течение 2-х лет для освоения программы (70 ч.). Индивидуальный проект выполняется в любой области деятельности: познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и иной.

Результат представляется в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта, которые оцениваются по 3-м основным критериям: сформированность предметных знаний, познавательных УУД, регулятивных действий. В школе закреплен алгоритм работы ученика над проектом, а также процедура представления и защиты индивидуального проекта.

Тему организации сетевого взаимодействия на уровне образовательной организации продолжила Батожаргалова Дулма Владимировна, директор МБОУ «Урда-Агинская СОШ им. Г.Ж. Цыбикова» Агинского района, с выступлением «Сетевая муниципальная площадка как ресурс повышения качества образования в условиях ФГОС СОО». МБОУ «Урда – Агинская СОШ имени Г.Ж. Цыбикова» является ресурсным центром одной из 3-х сетевых муниципальных площадок Агинского района и объединяет три близлежащие школы: Урда – Агинскую, Сахюртинскую и Хойто – Агинскую. Конкурентными преимуществами школы как сетевой муниципальной площадки стали: наличие стабильной практики развития учреждения как тьюторской школы, статус стажировочной площадки и базовой опорной площадки в рамках реализации мероприятий ФЦПРО (ГПРО) в Забайкальском крае, опыт проведения стажировочных мероприятий для педагогов края и других регионов, наличие разработанной нормативной и программно-методической документации по организации стажировочных мероприятий для педагогов, в том числе в рамках сетевого взаимодействия сельских школ, высокий уровень квалификации и наличие квалификационных категорий у всех педагогов школы. Опыт школы описан в технологических пакетах, что делает возможным его диссеминацию. По утверждению директора школы, от реализации сетевой образовательной программы объективно выиграли все участники образовательных отношений.

Колмакова Ольга Васильевна, директор МБОУ «Нижне-Бестяхская СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов», Республика Саха (Якутия), в видеовыступлении«Управление инновационной школой в условиях реализации ФГОС СОО» рассказала о развитии школы как центра социокультурного развития Мегино-Кангаласского улуса, которая одновременно является опорной площадкой муниципалитета по углубленному изучению предметов политехнического цикла. Выбор политехнического направления развития обусловлен строительством железной дороги, вдоль которой организована сеть политехнических школ. В образовательной организации обучается 400 учащихся. Учебный план школы включает планы 2-х профилей: технологического и социально-экономического. Решение приоритетной задачи освоения программ профилей - формирование инженерно-технических, моноисследовательских умений и навыков обучающихся – подтверждается многократным увеличением участия школьников в предметных олимпиадах разных уровней, образовательных форумах, конкурсах, научно-практических конференциях, технических выставках творческих работ и др.

Боброва Виктория Владимировна, директор школы МКОУ СОШ № 5 г. Балея в выступлении«Модель мультипрофильного обучения:опыт реализациив МКОУ «СОШ №5» г.Балея» рассказала о сущности мультипрофильного обучения и представила 3 этапа формирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся:

1 этап. 5-7-е классы - «Первичный уровень самоопределения».

2 этап. 8-9-е классы – «Вторичный уровень самоопределения».

3 этап. 10-11-е классы – «Осознанное самоопределение».

Каждый этап содержит следующие результаты: накопление достижений в личномпортфолио; планирование индивидуальных учебных планов, индивидуальных образовательных маршрутов для обучения в 10-11-х классах; профессиональное проектирование личного профессионального плана. Основным инструментом реализации программ мультипрофильного обучения является индивидуальный учебный план (ИУП) обучающегося.

Видеовыступление Черепановой Алины Сергеевны, начальника отдела сопровождения мониторинговых исследований и оценочных процедур КГКУ РЦОКОХабаровского края «Элементы региональной системы оценки качества образования: региональные мониторинговые исследования и диагностические работы» было посвящено использованию практики мониторинговых исследований и оценочных процедур для выявления уровня готовности обучающихся к началу учебного года (1 класс); уровня сформированности метапредметных умений (7 класс); уровня готовности к ОГЭ и ЕГЭ (9 кл., 11 кл.).

Форматы исследований соответствуют целевым установкам их проведения и включают:

- мониторинг уровня готовности обучающихся 1 класса к обучению в школе;

- выполнение «метапредметных» работ;

- выполнение диагностических работ.

Мониторинг «готовности» проводится с 2013 года с целью получения объективной и надежной информации об уровне готовности первоклассников к обучению в школе для проектирования программы психолого- педагогического сопровождения обучающихся, построения индивидуальных «маршрутов» адаптации детей к учебной деятельности.

В 2020 году в оценочных процедурах КЦОКО по выявлению уровня сформированности метапредметных умений по учебным предметам гуманитарной и естественно-научной направленности участвуют обучающиеся 7 класса.

Диагностические работы по выявлению уровня подготовки к ОГЭ, ЕГЭ для учащихся 9-х, 11-х классов проводятся ежегодно, в декабре, с целью координации плана подготовки обучающихся к государственным экзаменам, корректировки индивидуальных планов изучения учебных предметов, проектирования механизмов взаимодействия педагогов, обучающихся, родителей в течение подготовительного периода.

Мониторинги и оценочные процедуры обеспечены необходимым инструментарием. Информация о содержании и организации исследований, инструментарии, итоговом аналитическом отчете, рекомендациях для учителей, родителей размещаются на сайте КЦОКО.

В октябре 2020 г. впервые Хабаровский КЦОКО будет проводить мониторинг эффективности профильного обучения, участниками которого станут все образовательные организации, реализующие ФГОС СОО.

Бабинер Елена Станиславовна, и.о. заведующего кафедрой общего образования и воспитания ОГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации педагогических работников», Еврейская автономная область, в видеовыступлении «Современные подходы к освоению учебных предметов на уровне среднего общего образования, обеспечивающие требования ФГОС и предметных концепций (математика)» сделала акцент на проблеме обучения математике на уровне среднего общего образования, подходы к разрешению которой определены требованиями ФГОС, Концепцией развития математического образования.

Автор определяет основные подходы обучения математике по 2-м направлениям: профильная дифференциация и фундаментальность. Профильная дифференциация школьников осуществляется на основе их выбора профиля обучения (не профиля практической деятельности). В связи с этим наиболее значимым оказывается познавательный интерес обучающихся, определяющий осознание ими своих способностей к учебной деятельности. В развитии познавательного интереса большое значение имеют элементы содержания учебного материала. Под фундаментальностьюподразумевается основательность, глубина и прочность знаний. Целостность содержания обучения достигается лишь при динамическом балансе фундаментальности, гуманистической ориентации и практической (прикладной, профессиональной) направленности.

Выступление Михайлова Егора Ивановича, учителя информатики и физики МБОУ СОШ № 47 г. Читы, посвящено проектной деятельности обучающихся МБОУ СОШ № 47 г. Читы при изучении астрономии. Введение в учебный план средней школы предмета «Астрономия», наряду с возрождением интереса к изучению предмета, выявило проблему отсутствия в г. Чите планетария или площадки для наблюдения за небом, а также космоквантума. Школьники разработали проект и макет будущего учебно-опытного центра «САТУРН-ЦЕНТР», ждут поддержки от педагогической общественности, органов государственной власти Забайкальского края и готовы участвовать в грантовых мероприятиях для реализации этого проекта. Создание учебно-опытного центра позволит:

Ÿсоздать условия для повышения качества образования обучающихся путем вовлечения в научно-исследовательскую деятельность по естественно-научным дисциплинам;

Ÿразвивать современные компетенции обучающихся посредством оказания им образовательных услуг с использованием современных методов и технологий;

Ÿразрабатывать и сопровождать перспективные методы, технологии и образовательные программы развития компетенций, в том числе при участии (в сотрудничестве) вузов и представителей сферы IT;

Ÿразвить интерес обучающихся к изучению не только астрономии, но и к решению межпредметных задач по физике, информатике, робототехнике.

 

Порш Л.А., и.о. доцента кафедры управления образовательными организациями ГУ ДПО ИРО Забайкальского края, к.ф.н.,

Кузьмина С.В., доцент кафедры управления образовательными организациями ГУ ДПО ИРО Забайкальского края