В целях совершенствования профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций по решению нестандартных инновационных задач по проектированию основной образовательной программы (далее - ООП) в контексте стратегии развития образования с учетом ФГОС и концепций преподавания учебных предметов (предметных областей) в ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» в период марта-апреля-мая 2020 года проведены курсы повышения квалификации «Проектирование ООП в контексте стратегии развития образования с учетом ФГОС и концепций преподавания учебных предметов (предметных областей» (36час.) для руководителей общеобразовательных организаций Балейского, Улетовского, Чернышевского районов (руководитель курсов Порш Л.А., доцент кафедры управления образовательными организациями, к.ф.н.). В составе групп слушателей−26 чел., руководителей общеобразовательных организаций (Балейский район); 22 чел.,- (Улетовский район); 31 чел.,- (Чернышевский район).

Программы курсов реализованы в дистанционном формате, в соответствии   с учебно-тематическими планами и расписаниями занятий. Организационно-методическое сопровождение слушателей осуществлялась в сотрудничестве с муниципальными кураторами курсов повышения квалификации, специалистами МОУО: Мартюшовой И.П. (Балейский район); Крыловой О.И. (Улетовский район); Афанасьевой Н.О. (Чернышевский район). Для мобильного общения слушателей созданы сетевые подгруппы, координирующую функцию в которых исполняли сетевые координаторы (Арсентьева Т.О., зам директора Нижне-Кокуйской ООШ Балейского района; Крылова О.И., специалист МОУО Улетовского района; Афанасьева Н.О., специалист МОУО Чернышевского района).

Программа курсов, включала лекционно-практические занятия по актуальным проблемам проектирования изменений ООП в контексте стратегических задач развития образования реализации ФГОС, концепций   учебных предметов (предметных областей):

- проектирование ООП общего образования на основе системного подхода;

- организационный механизм управления разработкой ООП;

-проектирование единичных проектов, определяющих содержание отдельных аспектов ООП;

- внесение изменений в содержание ООП образовательной организации   на основе концепций преподавания учебных предметов (предметных областей);

- экспертиза ООП.

В процессе освоения дополнительных профессиональных программ (далее- ДПП) слушатели выявили стратегические направления развития российского образования, обозначенные в государственной программы «Развитие образования» (2018-2025 годы), указе Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024г.», национальном проекте «Образование»; особенности проектирования изменений ООП на основе использования комплекса методологических и методических оснований: системного подхода, проблемно-ориентированного анализа исходных условий разработки ООП, определения управленческих механизмов проектирования ООП посредством единичных проектов, отражающих реализацию концепций преподавания учебных предметов (предметных областей), организационно-методические аспекты разработки программы формирования/развития УУД; рабочих программ по учебным предметам; внедрения современных образовательных технологий. В содержание учебного   материала включены теоретическая часть (видеолекция, фрагменты конспектов лекций, презентации, схемы моделей с описанием компонентов и др.) и практическая часть, нацеленная на выполнение заданий участниками стратегических команд школ (директор школы и заместители   директора школ).

По мере реализации программ курсов осуществлялись проверка и оценка выполненных заданий по каждой теме. Анализ результатов освоения ДПП позволил выявить профессиональные затруднения слушателей, связанные с «управленческим» пониманием применения системного подхода в проектировании ООП; определением значимости и места Концепций учебных предметов (предметных областей) в обновлении содержания ООП; проектированием учебных планов основного общего образования, среднего общего образования как механизмов реализации ФГОС; практическим воплощением теоретических положений Концепций в условиях конкретной школы.

В качестве диагностического инструментария использовались «входная» и итоговая анкеты. Обобщенные результаты опросов позволяют сделать вывод о том, что профессиональные ожидания слушателей от обучения на курсах, зафиксированные во «входных» анкетах, оправдались. Подтверждением данного тезиса являются оценки, слушателей из итоговых анкет: высшим баллом (10б. из 10) оценены следующие критерии: актуальность тематики курсов (от 81% до 85% слушателей); новизна содержания занятий (от 81 % до 85%); новизна методов обучения (от 66% до 80%); степень применимости содержания обучения в управленческой практике (от74% до 90%); применимость предложенных методов (от 74% до 85%).