Дондокова Н.В.,

директор МОУ СОШ №2 пгт Забайкальск;

Кувардина Л.А., зам. директора УВР;

Кренева В.Ф., зам.директора по начальной школе;

                       Цыдендамбаева Ч.Д., зам.директора НМР

 Не углубляясь в цели повышения квалификации через формат стажировок и основываясь на потребности увидеть школу через другой опыт, взгляд, оценку, мы с пониманием отнеслись к организации стажировочных мероприятий на нашей базе. Стажировочное мероприятие представляет собой отличную площадку для обмена опытом с коллегами для поиска путей решения проблем, которые возникают перед руководителями образовательных организаций.

В апреле 2019 г. в нашей школе проведено 2 стажировочных мероприятия по теме «Повышение качества образования в школах с низкими результатами и в школах, находящихся в неблагоприятных социальных условиях» для педагогов 3-х муниципальных районов: Приаргунского, Алек-Заводского, Газимуро-Заводского. Школу посетили 24 человека, в составе группы были представители управления образованием, руководители образовательных учреждений, педагоги.

В рамках данной статьи представлено исследование, которое удалось провести, используя анкеты стажеров.

Стажировочное мероприятие Группа 1 (команда педагогов Газимуро-Заводского района). Результаты опроса 9 человек:

На вопрос «Насколько содержательным для практики было данное стажировочное мероприятие, 60% ответивших отметили «да», 40% - «скорее да, чем нет». Обе выбранные позиции говорят о положительном эффекте, отмечается выбор между двумя позициями, что свидетельствует о качественной оценке представленного содержания опыта. В анкетах есть конкретные предложения, например. В ходе стажировки сравнили условия своей и Забайкальской СОШ №2 и поняли, что активнее нужно применять новые методы работы с детьми и родителями, больше практических занятий.

На вопрос «Смогли ли Вы уточнить пути преодоления выявленных Вами проблем в состоянии образовательной деятельности, 6 чел. (66,6%), ответили, что «да», 3 (33,3%) - «скорее да, чем нет». По данному вопросу ответы остаются положительными, и большинство ответивших отмечает, что выявлены проблемы и уточнены пути решения в рамках сложившейся системы образовательной деятельности. Стажерами в ходе работы выявлены следующие проблемы: «мало места для обучающихся» 1 (11,1%), «мотивация учителей и участников» -3 (33,3%), формирующее оценивание - 3(33,3%), качество обучения по предметам 2 (22,2%), наставничество 1 (11,1%), технологии, формы, и приемы работы на уроках 1(11,1%). Анализируя ответы стажеров их можно сгруппировать следующим образом: обратили внимание на условия (мало места для обучающихся) -1 человек, оценка качества результатов – 5 чел., мотивация и наставничество – 4 человека (несколько ответов дано одним человеком).

На вопрос «Удалось ли Вам в рамках данной стажировки определить приоритеты в развитии вашей образовательной организации» получены следующие ответы: «да» -1 (11,1%); «скорее да, чем нет» - 5 (55,5%); «скорее нет, чем да» -1 (11,1%); не ответили – 2(22,2%). Группируя ответы, выделяем положительный эффект в 6 случаях (66,6%), негативный в 3-х (33,3%). В уточнении приоритетов для решения выявленных проблем в своей организации, стажеры отметили следующее: работать над развитием мотивации и способов ее развития 2 (22,2%) , необходимость работы с программой развития школы -2 (22,2%), работать с программой повышения качества образования 2(22,2%), работать над проблемой отношений между родителями и учениками 3(33,3%), создание программы формирующего оценивания 1(11.1%), мотивацией учителя к аттестации 1(11,1%).

На вопрос «Можно ли использовать опыт СОШ №2 п. Забайкальск для обновления образовательной деятельности в нашей школе», утвердительно (да) ответили 7 чел. (77,8%), скорее да, чем нет - 2(22,2%) и конкретизировали, какие элементы опыта приемлемы для распространения:

- работа с родителями;

- индивидуальная работа с учащимися;

- работа в разноуровневых классах;

- работа психологов школы;

- работа с детьми с ОВЗ;

- использование на уроках элементов ассоциативного мышления.

Нужны ли в стажировке психологические тренинги, утвердительно ответили (да) 8 чел. 88,8%), скорее да, чем нет - 1чел. (11.1%). Это обстоятельство показывает, что в структуру стажировочного мероприятия на базе нашей школы стоит вводить психологические сюжеты.

На вопрос «Формат данного стажировочного мероприятия более продуктивен, чем семинар с теоретической составляющей» 7 (77,8%) человек ответили, что «да», 2 – «скорее да, чем нет». Суммируя близкие по существу ответы, можно сделать вывод о том, что в данном конкретном случае более продуктивен формат стажировочного мероприятия». Стажерами уточнено, что лучше практическое обобщение опыта и профессиональное общение.  Все участники стажировочного мероприятия удовлетворены тем, как выстроена программа, отмечают, что в школе дружный коллектив и хороший эмоционально-психологический климат в целом.

Оценивая в целом организацию стажировки для команды Газ-Заводской школы, можно выделить для дальнейшего совершенствования несколько уточняющих предложений:

- совершенствовать работу по формирующему оцениванию;

- формировать фонд модельных уроков в разноуровневых классах;

- обосновать модель наставничества для распространения опыта.

 

2. Стажировочное мероприятие Группа 2 (команда педагогов МБОУ «Пограничненская СОШ» Приаргунского района (5 чел.) и МОУ «Александрово-Заводская СОШ» Алек-Заводского района (11 чел.). Результаты опроса 15 человек:

На вопрос «Насколько содержательным для практики было данное стажировочное мероприятие, 9 чел.(73,3% ответивших) отметили «да», 6 чел. (26,7%) - «скорее да, чем нет».

На вопрос «Смогли ли Вы уточнить пути преодоления выявленных Вами проблем в состоянии образовательной деятельности, 9 чел. (73,3%), ответили, что «да», 6 (26,7%) - «скорее да, чем нет». Уточнили, что обратили внимание на проблему работы с родителями, имеющих низкий социальный уровень и родителями, имеющих детей с ОВЗ – 6чел. (26,7%).

На вопрос «Удалось ли Вам в рамках данной стажировки определить приоритеты в развитии вашей образовательной организации получены следующие ответы: «да» -10чел. (66,6%); «скорее да, чем нет» - 5 (33,3%); Группируя ответы, выделяем положительный эффект (100%). В уточнении приоритетов для решения выявленных проблем в своей организации, стажеры отметили следующее:

- повышение качества образования;

- работа с родителями;

- работа с детьми с ОВЗ;

- по новому строить стратегию работы школы;

- проблема управления;

- низкая мотивация учеников и их родителей к достижениям/

На вопрос «Можно ли использовать опыт СОШ №2 п. Забайкальск для обновления образовательной деятельности в нашей школе», утвердительно (да) ответили 14 чел. (93,3%), скорее да, чем нет - 1(6,7%) и конкретизировали, какие элементы опыта приемлемы для распространения:

- работа с родителями;

- повышение качества работы учителей в сфере самообразования;

- составление программы;

- повышение качества образования;

- работа с детьми с ОВЗ;

- работа на результат;

- сотрудничество;

- система управления;

- расписание и работа классов КРО.

Нужны ли в стажировке психологические тренинги, утвердительно ответили (да) 8 чел. (53,3%), скорее да, чем нет – 7 чел. (46,6%). Это обстоятельство показывает, что в структуру стажировочного мероприятия на базе нашей школы стоит вводить психологические тренинги. Стажеры уточнили, что тренинг сплотил всех участников в одну команду.

На вопрос «Формат данного стажировочного мероприятия более продуктивен, чем семинар с теоретической составляющей» 8 (53,3%) человек ответили, что «да», 7(46,6%) – «скорее да, чем нет». Суммируя близкие по существу ответы, можно сделать вывод о том, что в данном конкретном

случае более продуктивен формат стажировочного мероприятия». Стажерами уточнено, что лучше практическое обобщение опыта и профессиональное общение.   Все участники стажировочного мероприятия удовлетворены тем, как выстроена программа, отмечают, что в школе дружный коллектив и хороший эмоционально-психологический климат в целом. Из предложений, сформулированных стажерами второй группы, можно выделить несколько позиций: работа была продуктивной (8 чел. -53% , нужны ситуации обмена опытом.

 

Табл.1

Сравнительный анализ результатов результатов двух стажировок

 

Количество ответов в позиции «да»

1 группа

(Газ-Заводский

р-н)

2 группа

(А-Заводский район, п. Пограничный)

1

Насколько содержательным для практики было данное стажировочное мероприятие

60%

73,3%

2

Смогли ли Вы уточнить пути преодоления выявленных Вами проблем в состоянии образовательной деятельности

66,6%

73,3%

3

«Удалось ли Вам в рамках данной стажировки определить приоритеты в развитии вашей образовательной организации»

11,1%

66,6%

4

Можно ли использовать опыт СОШ №2 п. Забайкальск для обновления образовательной деятельности в нашей школе

77,8%

93,3%

5

Формат данного стажировочного мероприятия более продуктивен, чем семинар с теоретической составляющей»

88,8%

53,3%

6

Нужны ли в стажировке психологические тренинги

88,8%

53,3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл.2

Выбор стажерами элементов опыта СОШ №2 п. Забайкальск для обновления образовательной деятельности в собственных школах

 

Группа 1

Группа 2

работа с родителями;

работа с родителями;

работа с детьми с ОВЗ;

работа с детьми с ОВЗ;

         индивидуальная работа с учащимися;

работа в разноуровневых классах;

работа психологов школы;

-расписание и работа классов КРО.

 

использование на уроках элементов ассоциативного мышления.

 

- повышение качества работы учителей в сфере самообразования;

- составление программы;

- повышение качества образования;

- работа на результат;

- сотрудничество;

- система управления

 

Данные двух таблиц показывают ключевые элементы опыта, интересные для стажеров трех образовательных организаций, что позволяет нам увидеть наши ресурсы.