Мероприятия
Стажировочное мероприятие как компонент самообследования образовательного учреждения
- Подробности
-
Опубликовано: 24 октября 2019
Дондокова Н.В.,
директор МОУ СОШ №2 пгт Забайкальск;
Кувардина Л.А., зам. директора УВР;
Кренева В.Ф., зам.директора по начальной школе;
Цыдендамбаева Ч.Д., зам.директора НМР
Не углубляясь в цели повышения квалификации через формат стажировок и основываясь на потребности увидеть школу через другой опыт, взгляд, оценку, мы с пониманием отнеслись к организации стажировочных мероприятий на нашей базе. Стажировочное мероприятие представляет собой отличную площадку для обмена опытом с коллегами для поиска путей решения проблем, которые возникают перед руководителями образовательных организаций.
В апреле 2019 г. в нашей школе проведено 2 стажировочных мероприятия по теме «Повышение качества образования в школах с низкими результатами и в школах, находящихся в неблагоприятных социальных условиях» для педагогов 3-х муниципальных районов: Приаргунского, Алек-Заводского, Газимуро-Заводского. Школу посетили 24 человека, в составе группы были представители управления образованием, руководители образовательных учреждений, педагоги.
В рамках данной статьи представлено исследование, которое удалось провести, используя анкеты стажеров.
Стажировочное мероприятие Группа 1 (команда педагогов Газимуро-Заводского района). Результаты опроса 9 человек:
На вопрос «Насколько содержательным для практики было данное стажировочное мероприятие, 60% ответивших отметили «да», 40% - «скорее да, чем нет». Обе выбранные позиции говорят о положительном эффекте, отмечается выбор между двумя позициями, что свидетельствует о качественной оценке представленного содержания опыта. В анкетах есть конкретные предложения, например. В ходе стажировки сравнили условия своей и Забайкальской СОШ №2 и поняли, что активнее нужно применять новые методы работы с детьми и родителями, больше практических занятий.
На вопрос «Смогли ли Вы уточнить пути преодоления выявленных Вами проблем в состоянии образовательной деятельности, 6 чел. (66,6%), ответили, что «да», 3 (33,3%) - «скорее да, чем нет». По данному вопросу ответы остаются положительными, и большинство ответивших отмечает, что выявлены проблемы и уточнены пути решения в рамках сложившейся системы образовательной деятельности. Стажерами в ходе работы выявлены следующие проблемы: «мало места для обучающихся» 1 (11,1%), «мотивация учителей и участников» -3 (33,3%), формирующее оценивание - 3(33,3%), качество обучения по предметам 2 (22,2%), наставничество 1 (11,1%), технологии, формы, и приемы работы на уроках 1(11,1%). Анализируя ответы стажеров их можно сгруппировать следующим образом: обратили внимание на условия (мало места для обучающихся) -1 человек, оценка качества результатов – 5 чел., мотивация и наставничество – 4 человека (несколько ответов дано одним человеком).
На вопрос «Удалось ли Вам в рамках данной стажировки определить приоритеты в развитии вашей образовательной организации» получены следующие ответы: «да» -1 (11,1%); «скорее да, чем нет» - 5 (55,5%); «скорее нет, чем да» -1 (11,1%); не ответили – 2(22,2%). Группируя ответы, выделяем положительный эффект в 6 случаях (66,6%), негативный в 3-х (33,3%). В уточнении приоритетов для решения выявленных проблем в своей организации, стажеры отметили следующее: работать над развитием мотивации и способов ее развития 2 (22,2%) , необходимость работы с программой развития школы -2 (22,2%), работать с программой повышения качества образования 2(22,2%), работать над проблемой отношений между родителями и учениками 3(33,3%), создание программы формирующего оценивания 1(11.1%), мотивацией учителя к аттестации 1(11,1%).
На вопрос «Можно ли использовать опыт СОШ №2 п. Забайкальск для обновления образовательной деятельности в нашей школе», утвердительно (да) ответили 7 чел. (77,8%), скорее да, чем нет - 2(22,2%) и конкретизировали, какие элементы опыта приемлемы для распространения:
- работа с родителями;
- индивидуальная работа с учащимися;
- работа в разноуровневых классах;
- работа психологов школы;
- работа с детьми с ОВЗ;
- использование на уроках элементов ассоциативного мышления.
Нужны ли в стажировке психологические тренинги, утвердительно ответили (да) 8 чел. 88,8%), скорее да, чем нет - 1чел. (11.1%). Это обстоятельство показывает, что в структуру стажировочного мероприятия на базе нашей школы стоит вводить психологические сюжеты.
На вопрос «Формат данного стажировочного мероприятия более продуктивен, чем семинар с теоретической составляющей» 7 (77,8%) человек ответили, что «да», 2 – «скорее да, чем нет». Суммируя близкие по существу ответы, можно сделать вывод о том, что в данном конкретном случае более продуктивен формат стажировочного мероприятия». Стажерами уточнено, что лучше практическое обобщение опыта и профессиональное общение. Все участники стажировочного мероприятия удовлетворены тем, как выстроена программа, отмечают, что в школе дружный коллектив и хороший эмоционально-психологический климат в целом.
Оценивая в целом организацию стажировки для команды Газ-Заводской школы, можно выделить для дальнейшего совершенствования несколько уточняющих предложений:
- совершенствовать работу по формирующему оцениванию;
- формировать фонд модельных уроков в разноуровневых классах;
- обосновать модель наставничества для распространения опыта.
2. Стажировочное мероприятие Группа 2 (команда педагогов МБОУ «Пограничненская СОШ» Приаргунского района (5 чел.) и МОУ «Александрово-Заводская СОШ» Алек-Заводского района (11 чел.). Результаты опроса 15 человек:
На вопрос «Насколько содержательным для практики было данное стажировочное мероприятие, 9 чел.(73,3% ответивших) отметили «да», 6 чел. (26,7%) - «скорее да, чем нет».
На вопрос «Смогли ли Вы уточнить пути преодоления выявленных Вами проблем в состоянии образовательной деятельности, 9 чел. (73,3%), ответили, что «да», 6 (26,7%) - «скорее да, чем нет». Уточнили, что обратили внимание на проблему работы с родителями, имеющих низкий социальный уровень и родителями, имеющих детей с ОВЗ – 6чел. (26,7%).
На вопрос «Удалось ли Вам в рамках данной стажировки определить приоритеты в развитии вашей образовательной организации получены следующие ответы: «да» -10чел. (66,6%); «скорее да, чем нет» - 5 (33,3%); Группируя ответы, выделяем положительный эффект (100%). В уточнении приоритетов для решения выявленных проблем в своей организации, стажеры отметили следующее:
- повышение качества образования;
- работа с родителями;
- работа с детьми с ОВЗ;
- по новому строить стратегию работы школы;
- проблема управления;
- низкая мотивация учеников и их родителей к достижениям/
На вопрос «Можно ли использовать опыт СОШ №2 п. Забайкальск для обновления образовательной деятельности в нашей школе», утвердительно (да) ответили 14 чел. (93,3%), скорее да, чем нет - 1(6,7%) и конкретизировали, какие элементы опыта приемлемы для распространения:
- работа с родителями;
- повышение качества работы учителей в сфере самообразования;
- составление программы;
- повышение качества образования;
- работа с детьми с ОВЗ;
- работа на результат;
- сотрудничество;
- система управления;
- расписание и работа классов КРО.
Нужны ли в стажировке психологические тренинги, утвердительно ответили (да) 8 чел. (53,3%), скорее да, чем нет – 7 чел. (46,6%). Это обстоятельство показывает, что в структуру стажировочного мероприятия на базе нашей школы стоит вводить психологические тренинги. Стажеры уточнили, что тренинг сплотил всех участников в одну команду.
На вопрос «Формат данного стажировочного мероприятия более продуктивен, чем семинар с теоретической составляющей» 8 (53,3%) человек ответили, что «да», 7(46,6%) – «скорее да, чем нет». Суммируя близкие по существу ответы, можно сделать вывод о том, что в данном конкретном
случае более продуктивен формат стажировочного мероприятия». Стажерами уточнено, что лучше практическое обобщение опыта и профессиональное общение. Все участники стажировочного мероприятия удовлетворены тем, как выстроена программа, отмечают, что в школе дружный коллектив и хороший эмоционально-психологический климат в целом. Из предложений, сформулированных стажерами второй группы, можно выделить несколько позиций: работа была продуктивной (8 чел. -53% , нужны ситуации обмена опытом.
Табл.1
Сравнительный анализ результатов результатов двух стажировок
№ |
Количество ответов в позиции «да» |
1 группа (Газ-Заводский р-н) |
2 группа (А-Заводский район, п. Пограничный) |
1 |
Насколько содержательным для практики было данное стажировочное мероприятие |
60% |
73,3% |
2 |
Смогли ли Вы уточнить пути преодоления выявленных Вами проблем в состоянии образовательной деятельности |
66,6% |
73,3% |
3 |
«Удалось ли Вам в рамках данной стажировки определить приоритеты в развитии вашей образовательной организации» |
11,1% |
66,6% |
4 |
Можно ли использовать опыт СОШ №2 п. Забайкальск для обновления образовательной деятельности в нашей школе |
77,8% |
93,3% |
5 |
Формат данного стажировочного мероприятия более продуктивен, чем семинар с теоретической составляющей» |
88,8% |
53,3% |
6 |
Нужны ли в стажировке психологические тренинги |
88,8% |
53,3 |
Табл.2
Выбор стажерами элементов опыта СОШ №2 п. Забайкальск для обновления образовательной деятельности в собственных школах
Группа 1 |
Группа 2 |
работа с родителями; |
работа с родителями; |
работа с детьми с ОВЗ; |
работа с детьми с ОВЗ; |
индивидуальная работа с учащимися; работа в разноуровневых классах; работа психологов школы; |
-расписание и работа классов КРО.
|
использование на уроках элементов ассоциативного мышления.
|
- повышение качества работы учителей в сфере самообразования; - составление программы; - повышение качества образования; - работа на результат; - сотрудничество; - система управления |
Данные двух таблиц показывают ключевые элементы опыта, интересные для стажеров трех образовательных организаций, что позволяет нам увидеть наши ресурсы.