Дудкина М.В., учитель-логопед, методист и Петрова Е. В., тьютор МБОУ СОШ № 19 г. Читы, представили выступление на тему «ОВЗ: Очень Важные Знания – от идеи к воплощению». Спикеры рассказали о реализуемой программе ОВЗ «Очень Важные Знания», в которой раскрываются вопросы, касающиеся взаимодействия с детьми с ОВЗ. Также был представлен опыт внедрения и популяризации настольных, спортивных игр среди педагогов, детей, родителей. Совместные игры сближают игроков, формируют толерантное отношение.

Шенделева С. В., к.п.н., зам. директора по УВР МБОУ «СОШ с. Горячие Ключи» Курильского района Сахалинской области поделилась опытом работы сельской школы с обучающимися мигрантами с ограниченными возможностями здоровья. В выступлении была раскрыта актуальность темы, обозначены проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в своей деятельности. Основная проблема – языковая адаптация детей. Была предложена разработка индивидуального образовательного маршрута на основе таксономии Блума Б. – это система учебных целей, которые классифицированы по принципу от простого к сложному. Данный метод позволил выявить эффективные механизмы освоения грамматики русского языка обучающимися с ОВЗ и русским неродным языком. 

Янченко Н. И., зам. директора по УВР, Котельникова М. И., учитель начальных классов, и Миронова Л. В., педагог-психолог МБОУ «СОШ №11» г. Читы, рассказали о важности комплексного сопровождения образовательной деятельности как фактора развития толерантности к детям-инвалидам и обучающимся с ОВЗ и важной роли школы в формировании толерантной личности, где дети проводят большую часть своего времени. В выступлении была представлена характеристика контингента детей с ОВЗ в СОШ № 11 г. Читы, кадровое обеспечение школы, задачи классного руководителя в классе, где учится ребенок с ОВЗ, практика формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ, методы, формы, мероприятия по формированию толерантного отношения, опыт участия в различных акциях, конференциях, проектах, реализуемых программах. Спикеры считают, что воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле родители – дети – учитель. Целенаправленное вовлечение всех участников образовательных отношений в процессе формирования толерантности позволяет активировать их педагогическую позицию и способствует пересмотру взрослыми собственного отношения и поведения

Куприянова О. П., методист ГБУ Новосибирской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям (ГБУ НСО «ОЦДК» (Областной центр диагностики и консультирования); Гетман Н. В., зав. социально-психологической службой, педагог-психолог; Крапивина О. А., учитель-дефектолог ресурсного класса; Целуйкина И. А., зам. директора по УВР; Красноперова Л.А.,  педагог-психолог МАОУ «СОШ № 218» г. Новосибирска представили доклад на тему «Инклюзивная неделя в образовательной организации как модуль информационно-просветительской деятельности, направленной на толерантное отношение к детям-инвалидам и обучающимся с ОВЗ».

Слушатели узнали об организации деятельности стажировочных площадок на базе инклюзивных и базовых школ. Целью деятельности данных площадок является технологизация инновационных практик инклюзивного образования. Далее спикеры представили формат проведения стажировочной площадки на базе МАОУ «СОШ № 218» г. Новосибирска. В рамках инклюзивной недели проводятся конференции, мастер-классы, открытые уроки, приглашаются различные специалисты из других школ, которые делятся своим опытом; проходит семейный киноклуб; мастер-классы и конференции для педагогов; заседания школьного психолого-педагогического консилиума и т.д.

Фролова Т. С., заведующая отделением социально-психологической помощи ГБУСО «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток» Забайкальского края» представила доклад на тему «Социальное проектирование как один из способов формирования толерантного отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья».

В своем выступлении спикер представила опыт работы Центра медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток», подчеркнув, что интеграция людей с ограниченными возможностями в социум может быть достигнута только путем включения их в различные социально значимые виды деятельности. Наиболее результативными технологиями в формировании толерантного отношения к людям с ОВЗ, Фролова Т. С. считает именно реализацию совместных мероприятий между здоровыми детьми и людьми с инвалидностью, а также освещение в широкой общественности больших достижений и маленьких побед людей с особыми потребностями. Таким образом, были реализованы следующие проекты: «Не ведая преград», «Радость жизни», Проект «Отважный всадник», «С первого взгляда». В 2020-2021 году Центр участвовал в конкурсе инициатив на площадке «Голос Забайкальца» и т.д.

Кузьмина В. Е., педагог-психолог Регионального центра инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет» представила выступление на тему «Инклюзивный волонтёрский центр как средство развития социальной толерантности». В своем выступлении она рассказала о студенческом социально-педагогическом отряде «Ойкос». Главная цель отряда – это включение студентов с инвалидностью в образовательный процесс, оказание им поддержки и необходимой помощи в процессе адаптации к образовательной среде и на последующих этапах обучения, а также рассказала о деятельности «Забайкальского ресурсного центра инклюзивного волонтёрства «Вместе!». Проект направлен на создание постоянной площадки для развития инклюзивного волонтерского движения на территории Забайкальского края и организации практической подготовки студентов волонтеров для сопровождения на мероприятиях по образовательной, социокультурной и физической реабилитации инвалидов.

Мегрянц Е. Н., учитель-дефектолог МОУ «СОШ пгт. Атамановка» г. Читы выступила с докладом на тему «Толерантное отношение к детям с ОВЗ как один из ключевых компонентов инклюзии». Она отметила, что наша задача – сформировать новый тип гражданина, обладающего высокими нравственными качествами, уважающего права и достоинства других граждан, а также проявляющего заботу и толерантность по отношению к другим, и в особенности к лицам с ограниченными возможностями. Толерантность есть не что иное, как основополагающий принцип инклюзивного образования.

По итогам работы площадки участники внесли следующие предложения:

1. Организовать межведомственное взаимодействие по проблеме информационно-просветительской деятельности, направленной на толерантное отношение к детям-инвалидам и обучающимся с ОВЗ.

2. Систематизировать и обобщить опыт информационно- просветительской деятельности, направленной на толерантное отношение к детям-инвалидам и обучающимся с ОВЗ. Создать региональный банк инклюзивных практик.

 

#ГодНаставника2023, #ГодПедагога2023, #Забайкальскийкрай, #ГодПедагогаНаставника, #ГПиН2023

pic-1

pic-2