Современная цифровая образовательная среда в преподавании родного языка представляет собой дополнительные возможности различных информационных систем, позволяющие сделать процесс обучения наиболее насыщенным и увлекательным. Благодаря открытости и доступности цифровой образовательной среды, обучение родному языку получает новый импульс для развития. Потенциал подобных технологий в преподавании родных языков дает возможность повысить уровень образовательного процесса в соотношении с индивидуальными потребностями обучающихся, учитывать их уровень знаний и соотносить интересы в изучении культурологического наполнения языковых курсов, а также оптимизировать образовательный процесс в соответствии с профессиональным опытом преподавателя. Так формируется цифровая образовательная среда, в которой задействованы следующие эмоциональные элементы: позитивное мышление, внутренние ресурсы и возможности, физическое и эмоциональное здоровье.

В рамках круглого стола были обсуждены следующие вопросы:

-       методики преподавания родных языков и родных литератур в цифровой образовательной среде;

-       цифровой контент в изучении родных языков малочисленных народов. Проблемы сохранения культурного наследия (родного языка) коренных малочисленных народов;

-       социокультурная и языковая самоидентификация личности обучающихся в цифровой образовательной среде.

Дугужева Муминат Хатизовна представила видеодоклад «Языковая проблема в контексте сохранения нематериального культурного наследия», обозначив правовое поле, в котором находятся родные языки. Родной язык – это нематериальное этнокультурное достояние, это национальное достояние этносов. Правовое регулирование позволяет изучать, сохранять родные языки. Изучение родного языка должно быть сопряжено с воспитанием, оно не может быть аналогично изучению государственного языка. Родной язык необходим для внутреннего обогащения человека, сохранения фольклора этноса для передачи его следующим поколениям. Докладчик обозначил проблемы мотивационного, содержательного, кадрового характера. Учитель, осознающий свою миссию, может увлечь ученика и привить ему любовь к родному языку. Бессмертие народа в его языке. Чингиз Айтматов.

Гости из г. Улан-УдэРинчинов Олег Сергеевич и Абаева Юлия Догоржаповна продемонстрировали свой опыт по созданию геоинформационного веб-ресурса «Диалектный корпус бурятского языка» http://dialectology.imbtarchive.ru/. Данный проект выполнен в рамках грантовых исследований, геоинформационный веб-ресурс был записан с помощью дикторов, затем обработан в компьютерных программах. Корпус содержит два блока: 1 блок – это чтение фраз, 2 блок – спонтанный монологический текст. Геоинформационная система привязана к карте РФ, где проживают носители разных диалектов. В качестве носителей выбирались жители сельских поселений. Корпус разработан на основе программы ELAN, в которой представлены следующие уровни аннотирования: текст, фразы, знаки препинания, паузы, орфографическая запись текста на словах и интонации, высота тона, неречевые явления, темп речи. Данную программу можно использовать на уроках родного языка.

Цырендашиева Жаргалма Шираповна и Абгадеева Оюна Очировна рассказалио детской медиа-студии «Ахын hургаал» как предметной среде развития бурятской речи у детей дошкольного возраста https://t.me/stroiteldetsad91. «Ахын hургаал» - поучение старшего брата. Она призвана вызвать интерес к бурятскому языку у детей и молодежи. По результатам исследования доля говорящих на бурятском языке была незначительна до запуска данной программы, однако в ходе реализации программы число говорящих на бурятском языке увеличилось. Видео контент в социальных сетях позволяет увидеть красоту и богатство бурятского языка.

Ламожапова Ирина Александровна представила участникам круглого стола методику составления родословной антропонимической таблицы, которая может выступать в качестве основы для внеурочной деятельности, возможны различные конкурсы по данной тематике. Однако для составления таблицы нужно провести большую работу по исследованию документов, таких как метрические книги, архивные записи и др.

Бальжинимаева Туяна Цыдыповна продемонстрировала свой опыт по использованию цифровых технологий на занятиях в дополнительном образовании. Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет перейти от иллюстративной формы к активной деятельности обучающихся. Занятия проводятся в форме группы продленного дня, где ребята занимаются работой над произношением, орфографией, обучением грамоте и др. Цифровые образовательные ресурсы позволяют последовательно подводить обучающихся к самостоятельным занятиям. Применение цифровых образовательных ресурсов на уроке позволяет сформировать навыки исследовательской деятельности, повышение эффективности занятия, усовершенствовать контроль знаний, дифференциацию обучения и т.д.

Будаева Цыпелма Гармаевна показала скринкасты в качестве образовательного средства на уроках родного языка, как с их помощью можно эффективно подать материал для урока и тем самым повысить интерес обучающихся к освоению родного языка.

hMps://youtu.be/w_EPkA9rFJk

hMps://youtu.be/mX7Nq0Cx2Pk

hMps://youtu.be/tC1-wJXjkm0

Будажапова Бэлигма Владимировна познакомила участников круглого стола с интегрированной творческой средой ПервоЛого 4.0 для изучения родного языка в начальной школе. Лого – интегрированная творческая среда, полезный инструмент для дошкольного и начального образования для более глубокого погружения в изучение родного языка. Программа позволяет развивать речь, память, внимание, мышление, так как дети сами создают красочные продукты на любую тему. https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.int-edu.ru%2Fcontent%2Fpervologo-40-integrirovannaya-tvorcheskaya-sreda

Галсанова Ирина Олеговна продемонстрировала практику использования платформы Coreapp.ai и конструктора интерактивных заданий LearningApps.org для дистанционного обучения. https://learningapps.org/view23548931

Жанабазарова Роза Мункобалдановна представила интерактивный путеводитель в качестве средства познания на уроках родного языка и литературы. В процессе обучения данный инструмент позволяет повысить интерес к родному языку. Продукт представляет собой интеграцию бурятских игр. Игра-путешествие направлена на развитие у детей познавательных способностей.

Ободуева Билигма Батожаргаловна показала создание интерактивных игр на уроках бурятского языка в программе Power Point.

Цыренова Бальжит Баторовна продемонстрировала Online Test Pad в качестве цифрового инструмента формирующего оценивания на уроках бурятского языка и литературы.

Cагалакова Ольга Петровна рассказала о своем опыте использования некоторых приемах работы с текстом на уроках хакасского языка и литературы. Работа с текстом на уроках хакасского языка и литературы ведется поэтапно, в центре находится текст, после которого идут задания на развитие навыков устной речи. Ведется работа не только по изучению новых слов, но и тренировка уже изученных. Сложной частью работы является анализ текста, поиск главного вопроса, поиск задания на понимание отдельных частей текста.

Таким образом, участники круглого стола отметили, что основным педагогическим началом в цифровой образовательной среде становится визуализация учебной информации. Благодаря этой технологии можно решить ряд педагогических задач в обучении родным языкам: активизировать учебную и познавательную деятельность, сформировать визуальное мышление обучающегося согласно уровню обучения, развивать читательскую грамотность, работать над зрительным восприятием и образным представлением знаний, повышать визуальную грамотность и культуру.

#ГодНаставника2023, #ГодПедагога2023, #Забайкальскийкрай, #ГодПедагогаНаставника, #ГПиН2023