В целях расширения презентации и общественно-профессиональной экспертизы лучших практик органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, 5 декабря 2019 года в рамках конкурсных мероприятий Забайкальского образовательного форума состоялся краевой конкурс органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования «Инноватика в образовании детей», в котором приняли участие органы местного самоуправления девяти муниципальных районов региона.

Всего в конкурсе было представлено 15 проектов в трех номинациях: «Инновационные проекты», «Социально-значимые проекты» и «Лучшая муниципальная модель организации сетевого взаимодействия образовательных организаций в условиях ФГОС среднего общего образования в поликультурном регионе, лучшая модель организационно-методического сопровождения сетевого взаимодействия образовательных организаций в условиях ФГОС среднего общего образования в поликультурном регионе».

В номинации «Инновационные проекты» органы местного самоуправления представили свои инновационные решения, создающие условия для развития системы образования на уровне муниципального района. Ведущей идеей проектов стало определение необходимости объединения образовательных организаций, консолидации имеющихся материально-технических и интеллектуальных ресурсов всех уровней образования. Конкурсантами представлены модели развития, способствующие реализации принципов персонификации, вариативности, доступности и интерактивного взаимодействия всех субъектов образовательных отношений.

Комитетом образования администрации муниципального района «Агинский район» разработан и реализуется с 2017 года проект «Сетевое взаимодействие сельских малочисленных школ Агинского района в условиях реализации ФГОС среднего общего образования».

Проект определен как продолжение реализуемого проекта и направлен на создание единой информационно-образовательной среды взаимодействия школ района.

Модель апробирована, реализуются 4 сетевые образовательные программы, 24 сетевые рабочие программы, 244 индивидуальных учебных плана, инновационные решения, которые составляют комплекс организационно-управленческих механизмов проекта: разработаны и утверждены нормативно-правовые документы, финансово-экономические механизмы реализации сетевого взаимодействия.

Основной инновационной идеей проекта на 2019-2020 годы обозначено тиражирование опыта по созданию муниципального центра сетевого образования детей, консолидации ресурсов в сетевом образовании.

Проект вызвал интерес у экспертов и участников конкурса и завоевал 2 место в конкурсе.

Комитет образования администрации городского округа «Поселок Агинское», занявший 3 место в конкурсе, представил проект «Организация сетевого взаимодействия в городском округе «Поселок Агинское» как условие формирования инженерно-технических компетенций у учащихся». Проект ориентирован на разработку модели инновационной образовательной среды, которая позволит обеспечить доступность образования инженерно-технического направления, и будет способствовать расширению инфраструктуры и содержания образования ГО «Поселок Агинское». Проект позволит продолжить реализацию дополнительного образования детей, объединить потенциал всех организаций и реализовать сетевую дополнительную образовательную программу «Цифровая экономика». Проект удостоен 3 места в конкурсе.

Комитет образования администрации городского округа «Город Чита» представил проект «Группа семейного воспитания как альтернативная форма дошкольного образования в образовательном пространстве гор. Читы», основной целью которого определено обеспечение доступности дошкольного образования для отдельных категорий семей.

Новизна проекта состоит в организации семейных групп в семье, внедрение практики семейного воспитания в дошкольное образование

Инновационные решения, представленные в проекте, получили наивысшую оценку экспертов, позволив авторам выйти на 1 место в конкурсе.

Проект отдела образования и молодежной политики Комитета по социальной политике Администрации муниципального района «Дульдургинский район» «Дульдургинская местная молодежная общественная организация «Лидер» направлен на обеспечение прав и гарантий детей, создание условий для самореализации молодежи Дульдургинского района. Цель проекта: организация досуга молодежи. Цель организации: проведение кружков.

Особенностью проектов в номинации «Социально-значимые проекты» стала направленность на использование и развитие ресурсов социума, способствующих развитию системы образования. Конкурсантами представлены механизмы формирования профессиональной ориентации и стратегий развития подростков, новые решения для построения сетевых сообществ и взаимодействия с социальными партнерами и др.

Комитет образования администрации муниципального района «Газимуро-Заводский район» открыл номинацию «Социально-значимые проекты», представив проект «Новые возможности - путь к Успеху. (Единое образовательное пространство)». Значимость проекта заключается в выстраивании благоприятных условий взаимодействия с окружающей социально-культурной средой, с родителями, создании комфортной обстановки и условий для успешного воспитания личности, умеющей и желающей проявлять себя. Реализация предусмотрена через череду интерактивных форматов, разноплановых проектов.

Управление образования и молодежной политики администрации муниципального района «Могойтуйский район» представило проект «Ответственное родительство – счастливое детство», который предусматривает создание условий для организации муниципальной системы оказания психолого-педагогической, методической, консультативной помощи замещающим семьям и гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Основной задачей обозначена деятельность межведомственной службы сопровождения семей. Для решения данной задачи разработана модель сетевого взаимодействия на основе интеграции кадровых, материально-технических и других ресурсов. Навигатор муниципальных проектов позволит реализовать принцип персонификации и создаст условия для реализации новых форматов взаимодействия.

Отдел образования, молодежной политики и спорта администрации муниципального района «Александрово-Заводский район», занявший 3 место в конкурсе, представил проект «Моя малая Родина - Александровский Завод». Проект направлен на развитие интереса к истории семьи, района, воспитание чувства гордости за свою малую Родину. Отмечено, что в ходе проекта будет сформирована и издана серия сборников «Александрово-Заводский район» об истории Александрово-Заводского района, подготовлена серия статей по итогам реализации проекта на страницах районной газеты «Заря».

В целях развития нового уровня сетевого взаимодействия образовательных учреждений с родительской общественностью комитет образования администрации городского округа «Город Чита» разработал и представил проект «Диалог доверия», который занял 1 место в конкурсе. Система диалога будет направлена на преодоление негативных тенденций и формирование новой культуры образовательных организаций города, установление открытого социального партнёрства между участниками образовательного процесса и позволит обеспечить повышение уровня информационной открытости образовательных организаций. Цель проекта: повышение уровня информационной открытости образовательных организаций.

Отдел образования и молодежной политики Комитета по социальной политике Администрации муниципального района «Дульдургинский район» профориентационный проект «Кем стать?» Проект направлен на повышение кругозора школьников 9-11 классов, их родителей в выборе будущей профессии на территории муниципального района «Дульдургинский район». Успешно реализовать проект позволят мастер-классы, встречи, промышленный туризм.

Комитет по управлению образованием Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» представил «Проект профориентационной работы в системе образования муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» на 2017 – 2020 годы «Дорога в будущее». Проект был представлен в виде видеофильма. Была презентована модель профориентационной работы в системе непрерывного образования «Детский сад – школа- ВУЗ». Проект обеспечивает комплекс условий для сопровождения профессионального самоопределения обучающихся через формирование инфраструктуры профориентационной работы в системе образования муниципального района в соответствии с требованиями ФГОС, личными интересами граждан, с учетом социокультурной и экономической ситуации в районе. Социальная значимость проекта высоко оценена экспертами, проект занял 2 место в конкурсе.

В номинации «Лучшая муниципальная модель организации сетевого взаимодействия образовательных организаций в условиях ФГОС среднего общего образования в поликультурном регионе, лучшая модель организационно-методического сопровождения сетевого взаимодействия образовательных организаций в условиях ФГОС среднего общего образования в поликультурном регионе» были представлены 5 проектов.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского (юношеского) творчества» ГО «Город Чита» презентовало проект «Реализация муниципальной модели сетевого взаимодействия Городского научного общества «Новаторы» с социально-значимыми партнерами».

Созданная система сетевого взаимодействия будет направлена на установление открытого социального партнёрства между участниками образовательного процесса и социально значимыми партнёрами и позволит обеспечить качество предоставляемых образовательных услуг.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильная гимназия №12»представило проект «Офис проектного менеджмента «Проектная мастерская».

Создание проектного офиса как ресурсного центра по сопровождению проектной деятельности через формирование проектной культуры детей предполагает реализацию курса «Проектная мастерская», проведение «Месячника креативных идей», которые позволят повысить проектную культуру. Проект занял 3 место в конкурсе.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Городской научно-методический центр» презентовало модель сетевого взаимодействия стажировочных площадок «Системно-деятельностный урок» общеобразовательных организаций г. Читы.

Создание сети опорных площадок для организационно-методического сопровождения школ по реализации ФГОС педагогами-консультантами обеспечит грамотное проектирование и проведение учителями системно-деятельностного урока. Проект вызвал интерес у экспертов и участников конкурса и завоевал заслуженное 1 место.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Урда – Агинская средняя общеобразовательная школа им. Г.Ж.Цыбикова» «Организационно-методическое сопровождение сетевого взаимодействия в условиях ФГОС среднего общего образования».

Проект определен как продолжение стратегии развития сетевого взаимодействия сельских малочисленных школ Агинского района. Создание муниципального центра профильного образования детей, разработка единого портала общеобразовательных программ, разработка и наполнение сетевых общеобразовательных программ, разработка и утверждение учебных планов, индивидуальных образовательных маршрутов и другие инновационные решения составляют комплекс организационно-управленческих механизмов проекта. Новизна проекта заключается в разработке технологического пакета для тьюторского сопровождения, выход ребенка за рамки своей сети с возможностью обучения у любого учителя-сетевика через дистанционное обучение. Проект удостоен 2 места в конкурсе.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Тарбагатай продемонстрировало описание «Проектно-матричной модели организационно-методического сопровождения на основе системы проектно-сетевого взаимодействия как условие повышения качества профильного обучения в информационной образовательной среде школы»

В ходе конкурсного мероприятия представлены проекты с разной степенью реализации: от подготовительного до аналитического. В качестве положительных моментов обозначены системный подход, умение анализировать и выявлять проблемы и обозначать «точки роста», умение видеть перспективу развития муниципальных систем образования. В презентации проектов наибольший интерес у экспертов вызвали механизмы реализации проектов, ресурсное обеспечение проектов, критерии оценки эффективности и социальные эффекты проектов. Экспертами отмечено, что проектные решения участников конкурса нуждаются в конкретизации показателей эффективности, в детализации процесса достижения обозначенных задач, углублении содержания проектов, а также в усилении механизмов взаимодействия всех участников образовательных отношений в системе поликультурного образования и воспитания детей. Большое внимание уделено обеспечению критерия новизны предлагаемых решений.

Аналитик Базарова Ц.Б., преподаватель Агинского ИПК.