«Образовательные модели сетевого взаимодействия в поликультурном регионе (инфраструктурные проекты (модели сетевого взаимодействия) по направлениям этнокультурного развития личности в системе общего и дополнительного образования, лучшие модели сетевого взаимодействия образовательной организации в условиях ФГОС среднего общего образования»

 5 декабря 2019 г состоялся очный этап конкурса проектов образовательных организаций «Инноватика в образовании: поликультурное воспитание и образование детей и молодежи» по номинации «Образовательные модели сетевого взаимодействия в поликультурном регионе (инфраструктурные проекты (модели сетевого взаимодействия) по направлениям этнокультурного развития личности в системе общего и дополнительного образования, лучшие модели сетевого взаимодействия образовательной организации в условиях ФГОС среднего общего образования»

Педагогические коллективы Муниципальных общеобразовательных учреждений «Средняя общеобразовательная школа № 6» и «Средняя общеобразовательная школа № 8» представили проект «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений как условие повышения качества образования в условиях перехода на ФГОС СОО»

По мнению педагогов данных школ, существует ряд проблем, связанных с адаптацией программ при организации индивидуальной образовательной траектории разных категорий обучающихся: недостаточно подготовленных учителей для преподавания профильных предметов и элективных курсов; УМК профильного обучения; сложности с разработкой курсов по выбору.

Серьезную тревогу вызывает преподавание профильных предметов: истории, обществознания, английского языка (СОШ № 6), биологии, химии (СОШ № 8). Уровень профессиональной подготовленности учителей по этим предметам достаточно слабый. Большое внимание необходимо уделить реализации индивидуального учебного плана школьников с разными образовательными потребностями. Результаты анкетирования педагогов МБОУ СОШ № 6 и МБОУ СОШ № 8 говорят о том, что 89% считают, что сетевое взаимодействие   в настоящее время   крайне необходимо, 11 % - желательно.  

Одним из условий реализации основной образовательной программы среднего общего образования является сетевая форма взаимодействия образовательных учреждений.

Совместно разработанный проект «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений как условие повышения качества образования в условиях перехода на ФГОС СОО» - планируемое длительное сотрудничество двух образовательных учреждений. Сетевое взаимодействие позволит данным школам поднять имидж, динамично развиваться и решить обозначенную проблему.

Идея проекта «Программа развития УУД в старшей школе: инновационный дизайн сетевого взаимодействия» «Агинской окружной гимназии-интернат» состоит в разработке инновационного организационно-педагогического дизайна сетевого взаимодействия в ходе реализации «Программы развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования, включающего формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности в «Агинской окружной гимназии-интернат».

Объектом проектирования становится организационный и педагогический дизайн программы развития УУД в старшей школе посредством сетевого взаимодействия, фиксации в учебном плане старшей школы и в расписании уроков, определения финансовых механизмов, а также модификации технологий, методов и форматов сетевого взаимодействия с акцентом на самостоятельное действие старшеклассников в предпрофессиональном поле.

По мнению разработчиков, данный проект станет логическим продолжением модернизации содержания образования в части достижения метапредметных образовательных результатов в средней школе, обеспечит преемственность при переходе из основной школы в старшую.

Проект МАОУ «СОШ № 7» г. Краснокаменск «Реализация программы внутришкольной профилизации с элементами сетевого и межведомственного взаимодействия в условиях ФГОС среднего общего образования» будет способствовать успешному социально - профессиональному самоопределению обучающихся в системе непрерывного образования при минимизации затрат на подготовку специалистов, материальных ресурсов.

Модель сетевого и межведомственного взаимодействия возникает для обмена ресурсами и их взаимодополнения. Основными свойствами управления являются децентрализация и отсутствие монополии на принятие решений. Кроме того, взаимодействие участников строится не на сходстве инициатив, а на объединении вкладов в разрешение определенной социокультурной, в т. ч. образовательной проблемы.

Принципиально новым в деятельности образовательных организаций на этапе развития и модернизации является создание и развитие сетевого взаимодействия с целью интеграции их ресурсного обеспечения. В проекте МАОУ «СОШ №7» г. Краснокаменск представлен опыт организации сетевого и межведомственного взаимодействия в условиях моногорода (одно градообразующее предприятие), показаны возможности дистанционного общения с ВУЗами (проведение межвузовских олимпиад, реализация учебных программ и курсов и др.)

Основная идея проекта «Международные проекты как средство социализации школьников в поликультурном образовательном пространстве» коллектива разработчиков МБОУ «СОШ № 38» г. Чита заключается, по мнению авторов, в том, что процесс социализации человека состоит в приобретении новых жизненных навыков, в стремлении быть принятым в обществе с сохранением индивидуальности. Метод проектов позволит нам стимулировать интерес школьников к важным жизненным проблемам, развивать их личные качества: ответственность, деловитость, инициативность. Реализация международных проектов позволяет учащимся осознать, что мир многолик. В процессе работы над проектом ребенок обретает социальный опыт знакомства с национальными ценностями других народов и как гражданин своей страны учится защищать, беречь и приумножать ее культуру.

Проекты охватывают все стороны жизни современной молодежи: Забайкальский край - Бранденбургская земля (географическое положение, полезные ископаемые, промышленность, сельское хозяйство); Литературно - художественный проект: народные сказания русского и немецкого народов; История Родины в языке друзей; поэтическое содружество (поэзия немецких и российских школьников).

       Реализуя международные проекты, русские и немецкие школьники невольно сравнивают между собой традиции, обычаи, исторические события двух стран, чтобы на этом фоне увидеть значимость собственной культуры своего народа в мировом социокультурном пространстве. В этом случае речь как раз идет о формировании гражданской идентичности.

     Все проекты знакомят с культурными ценностями России и Германии, с информацией об участии в развитии гражданского общества молодых людей. Проекты выполняются на двух языках, что позволяет ребятам почувствовать самобытность родного языка и научиться с уважением относиться к носителям других языков. Молодежь гордится достижениями своей страны, понимает, что без прошлого нет настоящего, что именно они обязаны сохранить национальную самобытность культуры.

 

Проект коллектива МАОУ «Могойтуйской средней общеобразовательной школы №1 им.В.Р.Гласко» «Выбор за тобой»

Выбор профессии - очень ответственный момент в жизни каждого человека. Ежегодный анализ (данные 2018, 2019 года) показывает, что большинство выпускников прошлых лет выбирают профессию по принципам: модно, следование чужим советам, высокая заработная плата, результаты ОГЭ и ЕГЭ, а также желание уехать из нашего округа. Было опрошено 114 выпускников прошлых лет (2018 год – 56 выпускников (43 выпускника 9-ого класса, 13 выпускников 11 класса), 2019 год – 58 выпускников (41 выпускник 9-ого класса, 17 выпускников 11 класса). Анализ трудоустройства выпускников позволяет сделать вывод, что около 30% (34 человека) наших выпускников не работают по профессии, так она оказывается невостребованной. Учащиеся 9 классов – 67% (76 человека) не определились с выбором профессии до момента поступления, делая акцент на том, что всё зависит от сдачи ОГЭ. Проанализировав рынок труда, можно сделать вывод: в данное время актуальными являются профессии, связанные с народными промыслами и работой на селе.

На сегодняшний день планируется организовать и провести профориентационную олимпиаду школьников «Выбор за тобой» для учащихся 7 – 8 классов МАОУ «Могойтуйской средней общеобразовательной школы №1 им.В.Р.Гласко».

Проект МОУ «Агинская СОШ № 3 «Открытая лаборатория инженерного образования» - это практикоориентированное образовательное пространство социально-сетевого партнерства. Лаборатория формирует доступную каждому учащемуся образовательную среду, позволяющую вывести изучение науки, технологии, инженерного искусства, физико-математических, естественнонаучных дисциплин на качественно иной уровень. В образовательном пространстве событийных практик учащиеся сталкиваются с ситуацией необходимости научно-методологической основы технической, конструкторской деятельности. Участники получают реальные навыки организации исследовательской работы, изобретательской деятельности, принимают решения, осуществляют простой технический контроль, строят математическое описание, проводят компьютерное моделирование и разработку методов управления, осуществляют разработку подсистем и устройств, элементов технических конструкций, анализируют информацию с датчиков, приборов, пытаются построить многокомпонентные системы, осуществляют отладку, проводят испытания, модернизацию и перепрограммирование технических устройств. Все это является важнейшей основой научно-исследовательской, проектно-конструкторской деятельности учащихся, дальнейшего профессионального самоопределения по специальностям инженерно-технического профиля.

Реализуемые направления деятельности открытой лаборатории инженерного образования: инженерный дизайн и графика, робототехника, конструирование технических устройств на платформе «Ардуино», авиамоделирование, программирование, техническое конструирование и моделирование, радиотехника, радиоэлектроника.

Идея создания   инновационного проекта «Виртуальный кампус в   Точке роста» МОУ «Цокто-Хангильской средней школы им Ч.Л.Базарона» в рамках действующей модели сетевого взаимодействия пяти образовательных организаций южного образовательного округа Агинского района по оказанию образовательных услуг отвечает вызовам 21 века, определяющим тенденции развития российской и региональной систем образования в соответствии с целями национального проекта «Образование». Реализация идеи виртуального сетевого взаимодействия позволит удовлетворить потребности каждого участника образовательных отношений, общественных организаций и т.д

Ключевая идея проекта - организовать образовательное пространство с целью реализации потребностей учащихся в информационной сети, в получении опыта действия в социальных, культурных, исследовательских пробах и практиках.

Кампус – это педагогически направленная виртуально-образовательная среда, предназначенная для групповой работы в режиме on-line, позволяющая реализовать совместные научные, исследовательские, учебные проекты.

Создание виртуального кампуса в «Точке роста» будет способствовать достижению новых качественных результатов в освоении навыков, направленных на развитие познавательной сферы деятельности, саморегуляции деятельности, достижении коммуникативных результатов социальных действий.

Заместитель директора по НМР Муниципального общеобразовательного учреждения «Дульдургинская средняя общеобразовательная школа №2», представила проект «Центр «Точка роста» как основа профориентационной работы в школе: новые аспекты и векторы трансформации».

В рамках плана мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» на базе 4 школ Дульдургинского района созданы Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точки роста».

Основной идеей инновации в проекте является разработка нормативно-правого поля для сетевого взаимодействия на базе «Центров «Точка роста» с выходом на учреждения и предприятия села Дульдурга, формирование интереса к современным профессиям, знакомство с профессиограммой современных профессий, профессиональная ориентация, развитие технического творчества, развитие проектной и исследовательской компетенции школьников.

Данный проект может быть успешно применен в других школах, реализующих профориентационную работу технической направленности в школе. Это позволит школьникам ознакомиться с «Атласом новых профессий», новыми компетенциями soft-skills и hard-skills, технологиями решения кейс-пакетов, определяющими вектор развития региона, найти приложение своим способностям в рамках выбранного профиля; даст возможность школьникам самостоятельно строить индивидуальные образовательные программы, расширять кругозор.

В завершении работы каждый член жюри подвел итоги работы площадки, высказал свои пожелания и замечания, пожелал участникам образовательного форума успешной реализации инновационных проектов.

По итогам очного этапа конкурса проектов образовательных организаций в номинации «Образовательные модели сетевого взаимодействия в поликультурном регионе (инфраструктурные проекты (модели сетевого взаимодействия) по направлениям этнокультурного развития личности в системе общего и дополнительного образования, лучшие модели сетевого взаимодействия образовательной организации в условиях ФГОС среднего общего образования» победителемпризнан проект МАОУ «Агинской окружной гимназии-интернат» «Программа развития УУД в старшей школе: инновационный дизайн сетевого взаимодействия».

Второе место занял проект МАОУ «СОШ № 7» г. Краснокаменска «Реализация программы внутришкольной профилизации с элементами сетевого и межведомственного взаимодействия в условиях ФГОС среднего общего образования»

Третье место - Проект «Виртуальный кампус в   Точке роста» МОУ «Цокто-Хангильской средней школы им Ч.Л.Базарона»