Забайкальский образовательный форум 2019
Аналитические материалы межрегионального мастер-класса «Лучшие педагогические практики преподавания родных языков народов России»
- Подробности
-
Опубликовано: 09 декабря 2019
Аналитические материалы
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО МАСТЕР-КЛАССА
«Лучшие педагогические практики преподавания родных языков народов России»
В рамках пленарного заседания Межрегионального мастер-класса «Лучшие педагогические практики преподавания родных языков народов России», который прошел 5 декабря 2019 года на базе ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», в форме видеодоклада было представлено выступление проректора по научно-методической работе, канд. филос. наук, доцента И.А. Грешиловой на тему «Обучение родным языкам в Забайкальском крае: актуальное состояние и перспективы».
Ирина Александровна подчеркнула значимость темы обучения родным языкам, подтверждающуюся объявлением 2019 года Международным годом языков коренных малочисленных народов; перечислила основные положения Конституции РФ и Закона «Об образовании в Российской Федерации», на которые опирается преподавание родных языков народов России.
Особенности Забайкальского края как полиэтнического региона актуализируют преподавание эвенкийского и бурятского языков, направленное на сохранение и трансляцию будущим поколениям исторических и культурных традиций коренных этносов края. Представив статистику преподавания эвенкийского и бурятского языков в ОО края, Ирина Александровна сделала вывод о необходимости расширения их преподавания как носящего культурологический характер, обеспечивающего погружение в обычаи и традиции народов, расширение использования родных языков в информационном пространстве.
Мониторинг состояния и развития языков народов РФ выявляет общие проблемы этой области: не увеличивающееся количество школьников, изучающих родные языки, недостаточную кадровую обеспеченность преподавания родных языков и обеспеченность учебно-методическими комплектами, что требует создания эффективных механизмов, направленных на поиск решения проблем в этой области при оптимальном соотношении теории и практики.
И.А. Грешилова подчеркнула роль современного педагога в обучении родному языку, выражающуюся в объеме и качестве знаний по предмету, профессиональных компетенциях; раскрыла основные направления работы ИРО Забайкальского края в области преподавания родного русского языка: подготовку и проведение курсов повышения квалификации педагогов; организацию научно-образовательных сессий и образовательных форумов для обобщения и популяризации инновационного опыта и обеспечения непрерывного роста профессионального мастерства учителей; координация деятельности РУМО учителей русского и бурятского языков; распространение в педагогическом сообществе актуальных документов по преподаванию родных языков; подготовка материалов в помощь педагогам; участие в проведении социально-значимых мероприятий (ЗОФ, краевые профессиональные конкурсы, инновационные образовательные сессии, краевые родительские собрания и др.). Важнейшим ресурсом для сохранения, изучения и популяризации родных языков в Забайкальском крае является подготовленная при участии ИРО программа интегрированного учебного курса «Забайкаловедение», среди модулей которого – «Живое слово Забайкалья» и «Фольклор Забайкалья».
В заключение Ирина Александровна еще раз подчеркнула, что язык – это сокровищница культуры говорящего на нём народа, транслирующая духовные и материальные ценности, которые необходимо сохранить в поколениях.
Аналитик – Е.В. Дробная,
и. о. ст. преподавателя кафедры гуманитарного образования,
канд. культурологии