Аналитические материалы

ЗАБАЙКАЛЬСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФОРУМА-2019

номинация

«Поддержка детских и молодёжных инициатив в сфере межэтнических отношений, противодействия экстремизму и терроризму,

профилактические психолого-педагогические программы»

 

4-5 декабря 2019 года в рамках ежегодного Забайкальского образовательного форума прошёл конкурс программ и проектов педагогов, педагогов-психологов в номинации «Поддержка детских и молодёжных инициатив в сфере межэтнических отношений, противодействия экстремизму и терроризму, профилактические психолого-педагогические программы».

Конкурс открыли председатель экспертов конкурса Н.В. Швец, гл. специалист-эксперт отдела дополнительного образования и воспитания Министерства образовании, науки и молодёжной политики Забайкальского края и Л.К. Портнова, зав. кафедрой психологии и коррекционной педагогики ИРО Забайкальского края, которые подчеркнули значимость данного конкурса для развития образования забайкальского края и пожелали успехов участникам.

В конкурсе приняли участие двадцать педагогов и педагогов-психологов общеобразовательных школ, дошкольных детских учреждений и учреждений специального среднего профессионального образования Забайкальского края, которые представили уникальный опыт работы по психолого-педагогическому сопровождению, поддержке детских и молодёжных инициатив в сфере межэтнических отношений, противодействия экстремизму и терроризму, профилактические психолого-педагогические программы. Все выступления конкурсантов были творческими, интересными и оригинальными. Каждый проект, помимо традиционных для этого вида деятельности цели, задач, новизны и предполагаемых результатов работы с обучающимися, содержал планируемые результаты работы с родителями и педагогами как значимыми участниками образовательных отношений.

Проект «Моё Забайкалье», представленный В.П. Рыбаковой, воспитателя МДОУ црр-д/с №17 ЗАТО п. Горный, направлен на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников – обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому наследию Забайкальского края.

Основной целью программы психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода учащихся 5-х классов «Я – пятиклассник!», представленной педагогом-психологом МБОУ СОШ № 11 г. Читы А.А. Ивановой, является создание системы комплексной помощи пятиклассникам: социализации и адаптации детей на средней ступени ООО, профилактика школьной дезадаптации.

Т.А. Морозова, педагог МБОУ СОШ №27 г. Читы, познакомила участников конкурса с проектом «Этнодеревня», главная цель которого – знакомство с национальными культурами народов РФ, воспитание нравственно-этического отношения к культуре народов, проживающих на территории РФ.

Ч.Ц. Бадмаева, учитель русского языка и литературы МОУ «Сахюртинская средняя общеобразовательная школа» Агинского района, представила проект «Межкультурная коммуникация в процессе изучения литературных произведений в поликультурном пространстве», цель которого заключается в создании условий для воспитания межкультурной компетентности обучающихся, приобретения практических навыков анализа текстов художественной словесности молодыми педагогами, преподающими литературу и родную бурятскую литературу на основе межкультурной коммуникации в поликультурном пространстве.

В.О. Бавшенко, педагог-психолог МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 16» г. Читы, познакомила присутствующих с результатами реализации психолого-педагогической просветительской программы «Психологическая компетентность детей старшего дошкольного возраста». Целью программы стало повышение психологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

М.В. Дудкина, педагог-психолог, методист-координатор по инклюзивному образованию МБОУ СОШ №19 г. Читы, представила на суд компетентного жюри и участников ЗОФ программу, цель которой – психолого-педагогическое сопровождение низкомотивированных и начинающих педагогов в условиях реализации инклюзивного образования в школе.

На формирование у педагогов образовательных учреждений умений и навыков по сохранению и укреплению психического здоровья и профилактику эмоционального выгорания направлена арт-терапевтическая программа психолого-педагогической профилактики эмоционального выгорания «Потерянные крылья», подготовленная Т.Ю. Киселёвой, педагога-психолога МДОУ Газ-Заводский детский сад.

Педагог-психолог МБОУ СОШ №24 г. Читы А.Н. Шкаврон разработала и представила на конкурс просветительскую психологическую программу интернет-марафона «Лови мгновение»,направленную на повышение психологической грамотности педагогов в вопросе профилактики синдрома профессионального выгорания.

Б.А. Найданова, педагог-психолог МАОУ «Агинская окружная гимназия-интернат», представила психолого-педагогическую программу «Развитие творческого мышления». Её основной целью является развитие творческого мышления подростков посредством формирования общих творческих мыслительных способностей; развитие отдельных дивергентных мыслительных способностей (по Дж. Гилфорду) и навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми, вовлеченными в творческую активность; повышение общую психологическую культуру учащихся.

Целью программы «Знающий родитель – успешный ребенок» Е.Г. Щукиной, педагога-психолога МБДОУ Центр развития ребенка, детский сад № 85, является повышение психолого-педагогических компетенций родителей детей раннего возраста в рамках взаимодействия педагога и семьи путём освоения системы психолого-педагогических знаний в процессе игрового сеанса.

Е.Н. Лебедева, педагог-психолог МБОУ «НОШ № 31» г. Читы, познакомила экспертов и участников конкурса с практическим опытом реализации своего проекта на тему: «Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для работы с обучающимся с расстройствами аутистического спектра и умственной отсталостью».

Коррекционно-развивающая программа «Хочу всё знать», представленная И.Ю. Сомовой, педагогом-психологом МБОУ «Ясногорская СОШ», направлена на развитие интеллектуально-творческих способностей обучающихся с помощью коррекционно-развивающих занятий с использованием личностно-ориентированного подхода, игровых технологий, технологий развивающего обучения и специальной гимнастики для повышения работоспособности мозга.

Педагог-психолог МОУ «Орловская СОШ» Д.Г. Гомбоева представила программу психолого-педагогического сопровождения обучающихся, относящихся к группам риска. Программа реализуется в период с 2017 по 2020 гг. и предназначена для помощи детям, имеющим поведенческие нарушения. Среди ожидаемых результатов реализации программы – нормализация межличностных отношений; формирование социальных и коммуникативных компетенций, повышение уровня самоорганизации и воспитанности участников программы; снижение у них в образовательном процессе, повышение мотивации к обучению и качества усвоения предметных программ.

Ю.А. Багаева, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 22 г. Читы, представила работу «Диалог и взаимодействие наций в работе инновационной ролевой игры «Модель ООН», которая является долгосрочным исследовательским проектом – конференцией и ролевой игрой, в ходе которой учащиеся моделируют работу реальных комитетов ООН по правилам процедуры организации. В процессе работы над проектом достигаются мотивационная (привлечение внимания школьников к вопросам взаимодействия наций и этнических групп для решения глобальной проблемы терроризма) и образовательная (формирование у учащихся навыков ведения деловых переговоров, дискуссий, практика публичных выступлений и проектной деятельности) цели.

Б.Ц. Чимитова, педагог-психолог МОУ «Агинская СОШ №2» п. Агинское, представила профилактическую психолого-педагогическую программу «Разговор с совестью». Одним из основных методов представленной программы является работа с картинами и фотографиями: работа с готовыми фотографиями, картинами; создание оригинальных авторских снимков; сочинение историй; применение изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование).

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 17» г. Читы А.Н. Елизова предложила к участию в конкурсе программу коррекционно-развивающих занятий по развитию мышления у детей старшего дошкольного возраста, направленную наобеспечение положительной динамикиразвития мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование в коррекционно-развивающих занятиях интерактивных и ТРИЗ-технологий; вовлечения родителей в образовательный процесс и сотрудничества с ними посредством такой формы взаимодействия, как «Почтовый ящик».

Л.А. Кувардина, МОУ СОШ №2 пгт. Забайкальск, выступила с программой «Создание интернет – ресурса для решения социально значимых проблем», актуальность которой определяет работа над проблемой преодоления терроризма и экстремизма с наиболее уязвимыми социальными группами – детьми и молодежью. Проект предлагает создание совместно с учащимися школьного навигатора по решению проблем поведения человека в чрезвычайных ситуациях – интернет-страницы в социальной сети (лендинга), которая призвана снизить дефицит актуальной информации об угрозах и вызовах современного мира и информировать о способах их преодоления.

Н.С. Малащенко, педагог-психологМАОУ «СОШ №4» г. Краснокаменск, представила на суд экспертов программу по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков «Ценность жизни», обеспечивающую системное, комплексное, скоординированное социально-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних.

Зам. директора по учебно-воспитательной работе ГПОУ «Краснокаменский промышленно-технологический техникум» Забайкальского края В.М Уварова обобщила работу и практические достижения в рамках интегрированного социального проекта «Шаг к успеху». Его цель– социальная адаптация и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями здоровья посредством включения их в социально-значимую деятельность студентов-волонтеров ГПОУ «КПТТ».

По окончании презентации участников конкурсного мероприятия свое мнение о выступлениях участников конкурса выразили эксперты.

Председатель «РОО ЗабПО», канд. социол. наук, Заслуженный работник образования Читинской области Г.И. Зимирев в своем выступлении отметил значимость и важность представленного опыта для образования Забайкальского края, поблагодарил участников за удовольствие, полученное от презентации программ и проектов.

Зав. кафедрой психологии и коррекционной педагогики ИРО Забайкальского края, канд. психол. наук Л.К. Портнова выразила признательность и благодарность участникам за их труд, акцентировала разнообразие и инновационность программ и проектов; глубину и содержательность работы специалистов, педагогов.

Декан психологического факультета педагогического университета Н.К. Виноградова отметила практическую значимость проектов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей, педагогов, родителей; Обратила внимание конкурсантов на необходимость широкого распространения опыта через профессиональные журналы педагогических и психологических сообществ; на выразила благодарность педагогам и пожелала им дальнейших профессиональных успехов.

Председатель экспертной комиссии гл. специалист-эксперт отдела дополнительного образования и воспитания Министерства образовании, науки и молодёжной политики Забайкальского края Н.В. Швец выразила благодарность участникам конкурса за участие, интересные презентации своего профессионального опыта, пожелала дальнейших успехов.

После подведения итогов конкурса были названы победители номинации:

I место – Е.Г. Щукина, педагог-психолог МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 85», г. Чита;

II место – Б.Ц. Чимитова, педагог-психолог МОУ«Агинская СОШ №2», п. Агинское;

III место – Ю.А. Багаева, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 22», г. Чита.

 

Аналитик – Е.В. Овчинникова,

и.о. старшего преподавателя кафедры психологии и коррекционной педагогики