Забайкальский образовательный форум 2019
Аналитические материалы конкурса проектов «Инноватика в образовании: поликультурное воспитание и образование детей и молодежи»
- Подробности
-
Опубликовано: 07 декабря 2019
Очный этап конкурса проектов
«Инноватика в образовании: поликультурное воспитание и образование
детей и молодежи»
05 декабря 2019 г. в рамках Забайкальского образовательного форума состоялся очный этап конкурса проектов «Инноватика в образовании: поликультурное воспитание и образование детей и молодежи» в следующих номинациях: «Образовательные проекты по направлениям этнокультурного развития личности в системе общего и дополнительного образования». «Социально значимые проекты по созданию поликультурной среды в образовательной организации».
С приветственным словом к участникам конкурса обратилась И.П. Карпова, гл. специалист-эксперт отдела дополнительного образования, воспитания Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
Далее участники конкурса представили свои проекты. Первым выступил Даши Содномович Нимацыренов (МБОУ «Амитхашинская СОШ», Агинский район) с проектом «Модель формирования поликультурных компетенций личности в современной образовательной среде», целью которого стало развитие поликультурных компетенций в условиях поликультурной среды (толерантность; культура общения; общение в цифровом мире и др.). Данный проект предполагает разработку нормативно-правовой базы, создание трех зон (коворкинг-зоны, медиа-зоны и зоны «Лингвомир»). Результатами проекта должно стать развитие системы социального партнерства; воспитание конкурентоспособного ученического сообщества; создание сети школ. К числу социальных партнеров школы относятся: национальный парк «Алханай», библиотеки и др. партнеры.
Баирма Цыбикдоржиевна Нимаева, учитель китайского языка МОУ «Дульдургинская СОШ № 2», в выступлении по теме проекта «Конвергентное обучение как основа формирования межкультурной компетенции в процессе изучения китайского языка» рассказала о том, что основой новой модели конвергентного обучения является междисциплинарная интеграция, системно-деятельностный и метапредметный подходы. Цель проекта – формирование межкультурной компетенции в процессе изучения китайского языка. Проект будет реализован в течение 5-ти лет учащимися 5-х - 8-х классов и будет способствовать приобщению к национальной культуре Китая. Автором составлена рабочая программа по китайскому языку, которая интегрируется с программой внеурочной деятельности; организована летняя языковая школа, в которой происходит познание не только своей, но и чужой культуры; проводедены виртуальные экскурсии, метапредметные олимпиады по китайскому языку и т.п. Для достижения намеченных результатов разработчиками проекта планируется развивать у школьников коммуникативные компетенции, навыки межкультурной коммуникации.
Валентина Алексеевна Брызгалова (МОУ СОШ № 2 п. Забайкальск) в проекте «Создание системы образовательных событий как условие развития поликультурной среды школы приграничного поселка» раскрыла цель проекта, связанную с созданием системы образовательных событий для развития поликультурной образовательной среды. В качестве некоторых из результатов названо обновление организационных форм в проведении воспитательной работы для развития поликультурной среды.
Наталия Батоцыреновна Мункуева (МУДО «Новоорловский дом детского творчества» Агинского района) представила проект «Коворкинг-центр «Единство» как ресурс создания поликультурной среды в ДДТ». Данный проект был создан на основе опроса, проведенного в п. Новоорловск, Агинского района, в результате которого установлено, что в поселке проживает 10 национальностей (71% - русские; 14% бурят; 8% армян и татар и т.п.). В связи с этим создание коворкинг- центра поможет организовать место для обсуждения различных проблем людей разных национальностей, в том числе поможет увеличению количества участников, привлечению различных землячеств в поликультурную среду поселка.
Дулмажаб Дугаржаповна Цынгуева (МОУ «Агинская СОШ») при создании проекта стажировочной площадки для педагогов, реализующих программы духовно-нравственного воспитания школьников в поликультурной образовательной среде в условиях вызовов 21 века проекте» провела опрос учителей, проходящих повышение квалификации по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), в котором слушатели написали о трудностях в практической реализации курса. В связи с этим педагогами школы была разработана программа стажировочной площадки. Первый модуль включал теоретические и практические основы курса; второй модуль – самостоятельная творческая работа педагога (изучение кейсов и технологических пакетов); третий модуль – Конкурс на лучшего учителя. Результаты проекта-развитие методического мастерства; обеспечение процесса самообразования кейсами и техпакетами; прорыв в совершенствовании педагогического мастерства и др.
Светлана Дармабазаровна Санжаина (МБОУ «СОШ № 49 с углубленным изучением английского языка», г.Чита) в проекте «Мир без границ» проинформировала участников о создании модели поликультурного образовательного пространства для формирования навыков по социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации через творческую деятельность. Организована работа с 3-мя группами учащихся: 1 группа – ученики школы в качестве волонтеров; 2 группа – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; 3-я группа- дети с ОВЗ. Поликультурное пространство представляет собой сотрудничество школы с. Карымское, центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Прометей», Благотворительным фондом «Сердечко св. Серафимы», Всероссийским обществом слабовидящих. Результаты реализации проекта:
- расширение интересов и творческого потенциала детей с ОВЗ;
- повышение уровня социальной активности;
-толерантное отношение детей школы к детям с особенностями развития;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области работы с детьми с ОВЗ и их социализации;
- разработка методических рекомендаций по теме проекта и др.
Дондок Баирович Дараев (МОУ «Судунтуйская СОШ», Агинский район) в проекте «Сетевой ТехноLIFTкак ресурс формирования поликультурной среды в школе» раскрыл содержание сетевой модели, направленной на развитие поликультурной среды школы. В рамках основного проекта разработаны подпроекты. Результатом деятельности становится действующая модельТехноLIFT. Поликультурные компетенции включают несколько направлений: культура знаний; культура поведения; культура развития поликультурной среды. Социальными партнерами школы стали Дом культуры, администрация и др. Школа является районным ресурсным центром по робототехнике. Наряду с этим заключены договоры с Кванториумом гг. Читы и Улан-Удэ, подписано более 20 договоров с различными регионами РФ.
Елена ГрантовнаГригорян, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 19, г. Чита, представила программу воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста. Программа рассчитана на класс, в котором представлено 8 национальностей и 12 детей с ОВЗ. Цель программы – формирование у младших школьников навыков толерантных отношений. В настоящее время среди учащихся класса происходит снижение уровня агрессивности и конфликтного взаимодействия; дети стали более терпимыми, перестали стесняться своей принадлежности к той или иной культуре.
Лариса Баясхалановна Дориева (МБОУ «Зуткулейская СОШ», Дульдургинский район) раскрыла содержание проекта «Этнокультурная среда как модель успешной социализации обучающихся». Цель проекта – разработка и апробация единой культурно-образовательной среды школы. Среди задач запланировано сохранение народных традиций и обычаев; повышение профессиональной компетентности педагогов; разработка и обеспечение научно-методического сопровождения учащихся и др.
Жигзымцырен Бадмажаповна Шойдокова (МБОУ «Кункурская СОШ», Агинский район) в проекте «LifeSchool – школа разных возможностей» обозначила следующую цель проекта: создание гибкой, динамичной среды, способствующей формированию финансовой экономической грамотности. Для реализации проекта разработаны нормативно-правовые документы, элективные курсы («Основы предпринимательства», «Основы ведения фермерского хозяйства», «Финансовая грамотность»). Для эффективной реализации проекта организовано сотрудничество с аграрно-промышленным техникумом, СПК «Кункур», администрацией, ИП, КФХ, народными умельцами и мастерами и др.
Ольга Андреевна Волкова (МБДОУ №15, г. Чита) познакомила присутствующих с проектом «Дружат дети всей земли!». Проект предполагает разработку и апробацию системы мероприятий по реализации поликультурного подхода и организации образовательной деятельности с детьми.
Автором изучены уровни поликультурной воспитанности детей, сравнительный анализ (2018-2019 гг.) показывает, в основном, низкий уровень; средний уровень – 21% от общего количества детей; высокий -3%. Выстраивается система партнерских отношений ДОУ с семьями воспитанников, родители являются активными помощниками воспитателей.
Саянэ БатоевнаЖалсандоржиева (МУДО «Агинский Дом детского творчества») рассказала о проекте «Поликультурный интерактив». Цель проекта: создание условий для формирования социокультурной образовательной среды через развитие и укрепление педагогического сотрудничества и социального партнерства. В качестве задач определены следующие: создание открытого образовательно-культурного пространства, способствующего формированию социально адаптированной личности в условиях ДДТ и др. Главная цель ДДТ – стать поликультурным центром ГО «Поселок Агинское».
Надежда Владимировна Асмондярова (МОУ Шилкинская СОШ № 1) в проекте «Каждого ждет успех» обозначила цель проекта: создание комфортной среды, способствующей развитию добровольческой деятельности с детьми, имеющими трудности в обучении. Этапы реализации проекта включают информирование о данной деятельности и предложение о сотрудничестве. На следующем этапе – обучение содержанию добровольческой деятельности, включающего различные составляющие, в том числе пропаганду ЗОЖ. Третий этап связан с организацией профильной смены по компонентам (развивающий, оздоровительный, образовательный). Результатом должно стать вовлечение большего числа учащихся в активную общественную деятельность, повышение качества образования и др.
Татьяна Николаевна Ларионова (МОУ СОШ п. Курорт-Дарасун) презентовала проект «Фестиваль национальных культур», новизна которого заключается в мультижанровости, комплексности изучения национальных культурных проявлений и воплощение близких ребенку посредством ролевой игры и метода погружения. Цель проекта – формирование комплекса педагогических и личностных качеств обучающихся на основе знакомства с национальным культурным многообразием народов России. Программа фестиваля включает проведение различных конкурсов (Блюда национальной кухни. Национальные игры. Театрализованный праздник «День национальных культур» и др.). Наряду с этим организована система партнерского взаимодействия.
После выступления участников номинации членами жюри были подведены итоги номинаций «Образовательные проекты по направлениям этнокультурного развития личности в системе общего и дополнительного образования». «Социально значимые проекты по созданию поликультурной среды в образовательной организации»:
I место: «Проект стажировочной площадки для педагогов, реализующих программы духовно-нравственного воспитания школьников в поликультурной образовательной среде в условиях вызовов 21 века»(Дулмажаб Дугаржаповна Цынгуева, МОУ «Агинская СОШ»).
II место: Проект «Мир без границ» (Светлана Дармабазаровна Санжаина,МБОУ «СОШ № 49 с углубленным изучением английского языка», г.Чита).
III место:Программа воспитания толерантности у детей младшего школьного возраста(Елена ГрантовнаГригорян, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 19, г. Чита)
Аналитик: Степанова Н.В., ст. преподаватель кафедры педагогики ИРО Забайкальского края