Аналитические материалы

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО МАСТЕР-КЛАССА

«Лучшие педагогические практики преподавания родных языков народов России»

 

5 декабря состоялся межрегиональный мастер-класс, на котором были представлены лучшие педагогические практики педагогов края, преподающих русский, эвенкийский и бурятский языки как родные языки народов, проживающих в Забайкальском крае. На площадке присутствовали педагоги из Агинского, Нерчинского, Тунгиро-Олёкминского, Тунгокоченского, Читинского районов и г. Читы.

Межрегиональный мастер-класс открыла его руководитель — заведующая кафедрой педагогики ИРО Забайкальского края С.З. Кимова. Она подчеркнула важность и масштабность мероприятия, его значение для формирования банка лучших практик преподавания родных языков, а также раскрыла системность работы института в этом направлении. Обозначив проблемное поле мероприятия (педагогические, методические, лингвистические вопросы), Светлана Зандараевна акцентировала сущность языка как квинтэссенции культуры, образования и истории народа, которому он принадлежит, отметила необходимые качества талантливого учителя-словесника, способного «зажечь» своих учеников любовью к родному языку: увлечённость и многогранность, и настроила присутствующих на плодотворную работу.

Мастер-классы учителей родных языков края предварил доклад методиста кафедры гуманитарного образования ИРО Забайкальского края Л.Н. Фефеловой на тему «Преподавание родного русского языка в ОО Забайкальского края», в котором актуализировалась нормативно-правовая основа преподавания родных языков, в том числе русского языка как родного. Любовь Николаевна перечислила трудности, с которыми столкнулись педагоги Забайкальского края в преподавании родного русского языка, напомнила о мероприятиях ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», направленных на решение обозначенных проблем: организации дистанционных курсов повышения квалификации «Особенности преподавания предметной области "Русский родной язык и родная литература»», организованных как для забайкальских учителей, так и для учителей других регионов РФ в рамках Государственной программы развития образования; включении модулей по преподаванию родного русского языка и родной русской литературы в курсы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки педагогов русского языка и литературы как государственного; подготовке по запросу и в помощь учителям края образца рабочей программы, учебного плана и тематического планирования для 5-9 классов ОО по предмету «Родная русская литература», которые отсутствуют в Реестре примерных основных общеобразовательных программ и др., и рассказала о дальнейших планах сотрудничества ИРО с забайкальскими учителями родного русского языка и родной русской литературы.

Работу секции продолжило сообщение учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Зюльзя Нерчинского района Е.М. Виговской «Бабушкина горница», посвящённое обобщению проектной деятельности обучающихся 5-х классов в преподавании русского языка как родного. Педагог рассказала об организованном в школе универсальном кабинете, в котором совместными усилиями учителей, школьников и их родителей воссоздана уютная обстановка традиционного русского дома, где проходят различные уроки и внеклассные мероприятия, действует школа юного экскурсовода. Работа обучающихся над индивидуальными проектами часто перерастает в проекты групповые и интегрированные. Именно так индивидуальный проект «Энциклопедия одного слова» трансформировался в «Словарь «Бабушкиной горницы», в котором педагогу отведена роль консультанта и координатора. Учитель подчеркнула, что деятельность над этим проектом стала для ребят началом научной работы, которую они намерены представить на муниципальный этап НПК. В заключение мастер-класса Е.М. Виговская пригласила всех присутствующих на подготовленную ребятами тематическую экскурсию по «Бабушкиной горнице».

Проведение Всероссийского мастер-класса продолжили учителя эвенкийского и бурятского языков, каждый из которых представил не только опыт работы со школьниками, но и традиционный костюм своего народа, что внесло в работу площадки национальный колорит.

Педагог эвенкийского языка МБДОУ «Тунгокоченский детский сад» Н.Г. Жуманеева провела с присутствующими мастер-класс «Родные напевы», во время которого участники попробовали себя в исполнении песни о красоте мира, природы на эвенкийском языке, узнали об опыте преподавания эвенкийского языка в Тунгокоченском районе, о проблемах и победах в вопросе сохранения языка одним из коренных народов Забайкалья — эвенками.

Мастер-класс «Национальная одежда эвенков» представила В.А. Дармаева, учитель русского языка и литературы, эвенкийского языка МОУ «Тупикская СОШ» Тунгиро-Олёкминского района. Участникам были представлены исторические документальные съёмки о жизни эвенков, учебные пособия и наглядные материалы, дана возможность познакомиться со сложностью и красотой национального эвенкийского костюма, обережной символикой орнаментов, самостоятельно составить предложения по предложенной теме, опираясь на приобретённые знания в разделе лексики и грамматики. Для закрепления материала педагог предложила отгадать загадки, которые сначала нужно было перевести, пользуясь подсказками на слайде презентации к мастер-классу.

Говоря о проблемах преподавания, оба учителя эвенкийского языка подчёркивали значение языковой среды, в которую должен погрузиться ребёнок, чтобы сохранить это сказочное богатство — язык предков.

Педагоги бурятского языка предварили свои мастер-классы анализом трудностей в вопросах сохранения языка, с которыми они сталкиваются в своей практике: глобализация мира, ориентированность на европейские традиции и ценности, образовательная и информационная русско- и англоязычная среда, изменение образа жизни, отсутствие внутрисемейного общения на бурятском языке — всё это сегодня поставило бурятский язык на грань исчезновения: 4 из 5 баллов по шкале ЮНЕСКО.

Педагог бурятского языка МДОУ «Верхнешергольджинский детский сад» М.Ю. Аюшеева подчеркнула важность преемственности в преподавании бурятского языка (от дошкольных учреждений в младшее и далее в среднее и старшее звено образовательных организаций), реализующейся в развитии лексических и грамматических навыков. Она привлекла всех присутствующих к весёлому и активному участию в мастер-классе «Талын нааданууд», посвящённом пяти драгоценным животным бурятского народа, направленном на узнавание лексики и грамматики бурятского языка, на приобщение к традициям бурятской культуры.

Знакомить присутствующих с правилами грамматики бурятского языка продолжила учитель бурятского языка МОУ «Верхнешергольджинская СОШ» Т.И. Очирова. В процессе проведения мастер-класса «Энэ хэнэй зураг бэ?» она познакомила участников площадки со словарём местного диалекта бурятского языка, представила аудиофайлы, которые использует в своей повседневной работе; рассказала о семейных традициях празднования бурятами нового года — Сагаалгана; познакомила участников площадки с правилами построения вопроса «Чьё это?» и ответа на него. Татьяна Иннокентьевна подчеркнула культурологическое значение уроков бурятского языка, направленных не только на развитие речи, памяти, коммуникативных навыков, но и на освоение традиций и обычаев бурятского народа.

Учитель с. Смоленка Читинского района Б.Ц. Санданжамсоева рассказала о своём опыте работы преподавания бурятского языка. Она акцентировала значение внешнего облика учителя, в частности, национального костюма, который она надевает на свои уроки для создания доверительной атмосферы и дополнительной мотивации обучающихся к изучению родных языка и культуры. Баярма Цыреновна анонсировала УМК, которым пользуется на уроках, и рассмотрела важность работы с родителями в учебном процессе преподавания родного языка. Например, подготовленный ею с учениками национальный танец к Дню матери очень заинтересовал родителей, что положительно сказалось на образовательных достижениях детей. Важным результатом своей деятельности педагог считает появившееся у ребят желание пользоваться бурятским языком в повседневной жизни.

Б.Ч. Цынгуева привела статистические данные отношения к изучению родного бурятского языка в ОО пгт. Агинское; провела с присутствующими тестирование, в процессе которого подчеркнула роль национального самоопределения человека, мотивирующего на занятие самообразованием, в том числе в области родного языка на уровне инструмента, а не объекта обучения, призвала педагогов родного языка видеть вызовы современного мира и эффективно и своевременно отвечать на них. В качестве примеров было приведено творчество бурятских художниц, степень приобщения к родной культуре которых прочитывается в их работах на уровне образов и символов. Приглашённая Белимой Чимитовной для участия в мероприятии мать ученика, рождённого в русско-бурятской семье, раскрыла роль погружения в культурно-языковую среду для национального самоопределения ребёнка: начав с малого, мальчик сегодня является создателем 40 интерактивных книг на бурятском языке.

В заключение работы Межрегионального мастер-класса «Лучшие педагогические практики преподавания родных языков народов России» участники сделали общую фотографию, поблагодарили друг друга за тёплое общение, активную работу и выразили надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество в области преподавания родных языков и сохранения многообразия культур народов Забайкальского края.

Аналитик Е.В. Дробная,

и.о. ст. преподавателя кафедры гуманитарного образования,

канд. культурологии

 

 

pic-1

pic-4

 

pic-5